Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), самостоятельная работа обучающихся.
Форма занятия: урок с использованием наглядных и (или) интерактивных методов.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Методическая цель урока: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке и мотивация к изучению нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: формировать знания обучающихся об информации; рассмотреть разнообразные подходы к понятию «информация», классификацию информации.
- Развивающая: развивать у обучающихся интерес к профессии, образное мышление, умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу.
- Воспитательная: формирование общих компетенции медицинского работника: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
КМО: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация (интерактивная доска, флипчарт).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
II. Введение в тему урока. Целеполагание.
Объявление темы и цели урока. Цели формулируются с помощью обучающихся.
III. Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагается решить кроссворд, в котором вопросы- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Ответы на вопросы выкладываются в тему урока – «ИНФОРМАЦИЯ».
Вопросы кроссворда:
- Изобретение, связанное с первой информационной революцией (письменность)
- Одно из важнейших составляющих окружающего мира (энергия)
- Изобретение периода третьей информационной революции. (телефон)
- Одно из важнейших составляющих окружающего мира (вещество)
- Запас, источник некоторых средств (ресурс)
- Изобретение периода четвертой информационной революции (компьютер)
- Изобретение периода второй информационной революции (книгопечатание)
- и 10. Этап развития общества (информационная революция)
- Наука об информации (информатика)
Слайд 1 или Страница 1 флипчарта
IV. Объяснение нового материала.
Преподаватель: Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Версии учащихся).
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия:
Слайд 2 или Страница 2 флипчарта
На флипчарте тема открывается после обсуждения.
Преподаватель: Давайте вспомним, что является важнейшими составляющими окружающего нас мира?.
Слайд 3 или Страница 3 флипчарта.
Учащиеся отвечают на вопрос: вещество, энергия, информация. При этом дают определение понятиям вещество и энергия.
На слайде презентации понятия появляются, на странице флипчарта учащиеся вписывают их самостоятельно.
Преподаватель: Сегодня нам с вами предстоит дать определение понятию «информация», для того что бы к окончанию занятия иметь полное представление о том, что такое информация, какие существуют подходы к определению понятия «информация» и какие существуют принципы классификации информации.
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие .
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
Давайте сформулируем понятие информации в различных сферах человеческой деятельности.
Слайд 4 Страница 4 флипчарта.
На слайде определения для записи в тетрадь появляются, на флипчарте в пустые фигуры вписываются версии учащихся, а под стрелками «спрятаны» определения для записи в тетрадь (используется инструмент «шторка»)
- В математике: сведения, которые человек получил с помощью умозаключений.
- В биологии: генетический код человека
- В технике: под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
- В быту: информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.
(Перед тем как дать окончательный вариант, попросить учащихся предложить свои версии)
Как вы думаете, всегда ли сообщение, которое вы получаете, несет в себе информацию?
В каком случае вы считаете, что вместе с сообщением вы получаете информацию?
Слайд 5 или Страница 5 флипчарта.
На слайде презентации варианты соотношения «сообщение – информация» появляются на экране, на странице флипчарта преподаватель вписывает их в пустую фигуру.
Найдите определение понятия информации с точки зрения ученого-филолога, автора толкового словаря Ожегова С.И. на сайте интернета slovarozhegova.ru
Давая определение понятию «информация», мы определили, что это в том числе и знания человека. Но замечали ли вы, что знания, которыми вы обладаете можно разделить на две большие группы:
На слайде презентации материал объясняется при помощи эффектов появления, на странице флипчарта информация вписывается преподавателем и учащимися.
Я знаю что… (продолжите фразу).
После того как каждый приведет пример, дать определение декларативных знаний
(Знания, о которых можно сказать, продолжая фразу «я знаю что…»)
Я знаю как…
Дать определение – процедурных знаний(Знания , о которых можно сказать, продолжая фразу «я знаю как…»). Существует много разных подходов к описанию понятия «информация», самые распространенные из них:
Слайд 8
Слайд 9
Со слайда 8 от блока «Коммуникативный» ссылка на слайд 9, на котором разъясняется суть коммуникативного подхода, со слайда 9 щелчком по блоку «3» переходим на сдайд 8.
1. Коммуникативный. Самый популярный на сегодняшний день. Данный подход рассматривает информацию как сферу общения. Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми.
Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий построить себе дом. Строитель представляет себе дом вполне определенным образом, а заказчик видит себе дом своей мечты по-другому. И каждый из них прав по-своему. Используя одинаковые слова, мы вкладываем в них разный смысл, т.е. понятие приобретенное в быту.
Таким образом коммуникативный подход к описанию информации можно отнести к бытовым, житейским понятиям. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века.
Суть функционального подхода разъясняется при помощи видеоролика (ссылка на сайт в интернете ), к которому переходим по щелчку на блок «Функциональный».В рамках этого подхода поясняем передачу информации при помощи сигналов и знаков
Слайд 10
Слайд 11
По щелчку по названию слайда возвращаемся на слайд 8
В научных кругах существуют следующие подходы к понятию «информация»: функциональный "Функционалисты", связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем (В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов, М.И. Сетров, Г.И. Царегородцев и др.). "По нашему мнению, - пишет Г.И.Царегородцев, - информация принадлежит лишь управляемым системам (живым и кибернетическим
По физической природе:
- Электромагнитный
- Световой
- Тепловой
- Звуковой
- Механический
- Биохимический
По способу восприятия:
- Зрительный
- Слуховой
- Осязательный
- Вкусовой
- Болевой
- Физиологический
Знаками можно считать (что?) алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды, жесты, ноты.
Щелчком по блоку «Атрибутивный» на Слайде 8 переходим на слайд 12
Атрибутивный подход .При таком подходе информация понимается как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе, т.е. мы говорим о том, что информация является атрибутом(признаком, качеством) материи.
Страница 9 флипчарта
На странице 9 флипчарта рассматривается тема подходов к понятию «информация» с использованием инструмента «шторка»
Классификация информации
С какой бы точки зрения мы не рассматривали информацию, её всегда можно классифицировать по различным критериям
Слайд 13 или страница 11 флипчарта
- по истинности
- истинная
- ложная
- по способу восприятия
- Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
- Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
- Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
- Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
- Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
- по форме представления
- Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
- по назначению
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
- по значению (Свойства информации)
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
- Достоверная — информация, полученная без искажений.
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Слайд 17 или страница 12 флипчарта («шторка»)
Определение информатики, которое мы дали на предыдущих занятиях:
Информатика – наука об информации или – это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации в живой и неживой природе, обществе и технике.
Таким образом, подводя итоги сегодняшнего занятия давайте дадим определение информации в науке информатике:
Информация – это знания человека, декларативные и процедурные, которые он получает из внешнего мира при помощи знаков или сигналов.И которые использует с помощью ВТ.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся
V. Закрепление изученного материала.
1. Что же такое «информация» для каждого из нас?
Приведите примеры информации:
- в неживой природе (например, в геологии или археологии);
- в биологических системах (например, из жизни животных и растений);
- в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения);
- в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей).
2. Перечислите источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.
3. Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
VI. Домашнее задание.
Учебник Угринович Н. Информатика и информационные технологии, стр.72-74.
Ответьте на вопросы
- Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
- Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
- Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
VII. Подведение итогов работы.
По окончании занятия учащимся предлагается заполнить карточку:
Слайд 20
К работе прилагается презентация к уроку, созданная в программе Power Point и флипчарт, созданный в программе ActivInspire (приложение 1).
Литература:
Для учащихся:
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ, 2010.
Для преподавателя:
- Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика: 7–9 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998.
- Гейн А.Г. Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути. // Информатика № 24, 2001.
- Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10–11-х классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.
- Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. М. «Академия», 2007.
- Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: учебник по базовому курсу. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
- Информатика. 7–8-е классы / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: ПитерКом, 1999.
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учебник для 10–11-х классов. М.: Просвещение, 2000.