Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы по обучению детей ходьбе на лыжах.
При обучении детей ходьбе на лыжах я ставлю перед собой следующие задачи:
Детский сад, в котором работаю я, осуществляет образовательную деятельность по базисной программе “Истоки”. Программа “Истоки” ставит перед детским садом задачу - обучение детей ходьбе на лыжах, парциальная программа “Воспитание ребенка-дошкольника” В.Н. Зимониной предлагает начать обучение детей ходьбе на лыжах даже со средней группы. Т.И. Осокина в своем методическом пособии предлагает технику обучения детей, но в литературе я не нашла необходимого в работе планирования занятий. И тогда я приняла решение самостоятельно разработать и составить планирование работы по обучению детей ходьбе на лыжах именно для нашего детского сада.
В 2008 году наш детский сад получил комплект спортивного оборудования “ENSICO”. В комплект входили лыжи, лыжные ботинки, палки и специальный ковер для обучения детей ходьбе на лыжах. Получение нового оборудования позволило нам разнообразить и эмоционально раскрасить занятия с детьми. Я посещала курсы повышения квалификации по работе с оборудованием “ENSICO”, и методические рекомендации, полученные там, также очень пригодились при составлении нового планирования.
В обучении детей ходьбе на лыжах я использую разные формы работы: работа с детьми; работа с семьей. Еще в начале учебного года на родительском собрании в старших и подготовительных группах я рассказываю родителям о занятиях по физкультуре и о предстоящих зимой занятиях на лыжах. В последнее время родители приветливее стали воспринимать информацию о катании на лыжах, я нахожу отклик в глазах родителей, когда говорю о важности спорта и в частности – лыжного спорта для здоровья детей, их развития. Родители проявляют заинтересованность нашими занятиями, а детки с удовольствием катаются на лыжах в саду и в выходные выходят с родителями на лыжню в ближайших парках.
На наших занятиях обучение ходьбе на лыжах проходит как: часть занятия (в одной из основных частей) или как целое занятие.
Обучением детей ходьбе на лыжах в нашем саду мы занимаемся 4 месяца с ноября по февраль. Мы начинаем заниматься лыжами в ноябре (в зале, как часть занятия). А к февралю наши дети овладевают основными навыками катания и уверенно стоят на лыжах.
Когда наш детский сад получил оборудование “ENSICO”, и в частности лыжи – перед нами встал вопрос о размещении большого количества лыж, палок и ботинок. Но проблема была решена и вот у нас есть отличные скамеечки с крышками, на которых детки переобуваются для занятия, а внутри их спрятаны ботинки. А еще у нас есть специальный шкаф для лыж.
В работе по обучению детей ходьбе на лыжах мы используем много оборудования “ENSICO”.Это самоклеящиеся ленты, конусы, стойки и специальный ковер для обучения детей ходьбе на лыжах.
Начинаем работу мы с обучения детей одевать и снимать ботинки. На первом занятии мы подбираем детям ботинки в соответствии с их размером обуви, и воспитатель фиксирует размер лыжных ботинок в тетради посещаемости занятий. Далее на занятиях мы уже не тратим много времени на подбор ботинок и с помощью воспитателя быстро раздаем детям ботинки.
Дети с интересом надевают ботинки сами и помогают друг другу.
Когда все обулись, мы отправляемся за лыжами. Получая лыжи, дети запоминают правила ношения лыж (“Лыжи держим двумя руками, прижав к плечу, вертикально, загнутые концы лыж смотрят вверх”).
Получив лыжи – учимся их надевать и снимать. Очень важно, чтобы дети научились самостоятельно надевать и снимать лыжи, чтобы в дальнейшем, на улице не пришлось тратить много времени воспитателю ФИЗО и воспитателю группы, чтобы одеть 20 человек и потом разуть их.
Большое внимание мы уделяем технике безопасности при ходьбе на лыжах, в частности – технике падения. Наши дети знают, что нельзя падать вперед и назад, чтобы не травмироваться, а уж если падаешь – падай на бок!
И вставать дети учатся правильно (оставляем ножки на лыжне, поднимаемся на руках, перенося вес тела вперед.) Учиться правильно, падать и вставать детям особенно нравиться.
Научившись правильно падать и вставать, мы начинаем ходить.
Для того чтобы дети научились двигаться прямо, держали ножки параллельно и двигались по лыжне, на ковре крепится лента, которая дает детям ориентир. (“Мы ставим ножки между ленточкой, не наезжаем на ленту”).
Следующий этап – преодоление препятствий:
- езда змейкой между препятствий (объезд);
- проезд под препятствием;
- переступание.
Переступание позволяет нам в будущем, обучить детей подъему в гору лесенкой.
Мы учим деток переступать через полоски, обозначенные на ковре, невысокие мягкие конусы, и тумбы повыше. Для этого нужно и ножку повыше поднимать и равновесие держать.
А вот и обучение детей подъему в гору – лесенкой.
И спуск с горы
Мы обращаем внимание детей на правильное исходное положение (колени согнуты, корпус наклонен вперед, руки произвольны – помогают сохранить равновесие).
Горка для обучения детей спуску и подъему также собирается из элементов оборудования “ENSICO”. Она достаточно широкая и пологая, но для обеспечения страховки рядом всегда находится воспитатель.
Получив знания на ковре – выходим на снег. Всегда обращаем внимание на одежду детей, (вся застегнута, завязана, проверяется наличие варежек, шарфов). Так же по дороге до лыжни – обращаем внимание детей на то, как мы несем лыжи (правила). До занятия педагог обязательно проезжает по всей лыжне – прокладывает заново припорошенную снегом за ночь лыжню, обследует на предмет безопасности.
Пристегиваем лыжи. Важно, чтобы дети делали это самостоятельно. В крайнем случае, воспитатель оказывает помощь, а воспитатель ФИЗО - на лыжне с детьми. Обращаем внимание на одежду (облегченная удобная для движения одежда).
Дети выходят на лыжню. Мы обращаем внимание детей на соблюдение дистанции между лыжниками, это позволяет детям при падении вставать, не натыкаясь на других. Иногда в подготовительной группе, детям, успешно прошедшим обучение, сформировавшим необходимые навыки и координацию движений мы даем палки.
Преодоление препятствий.
Оборудование полифункциональное и мы можем использовать его и в зале и на улице.
Лыжня оборудована небольшими пологими горками, где дети закрепляют умения спускаться с горы, принимать верное исходное положение.
Получив необходимую базу умений двигаться на лыжах, наши дети приступают к лыжным соревнованиям внутри группы, а позже и командным соревнованиям между группами детского сада.
Соревнования “Кто быстрее проедет до финиша”
Хотелось бы сказать о том, что работа по обучению детей катанию на лыжах ведется в нашем саду уже давно, но с получением лыж и оборудования “ENSICO”, начался новый этап в нашей работе. На следующих схемах вы увидите насколько улучшились наши результаты по разным параметрам.
Наши детки с огромным удовольствием катаются на лыжах. Привлекают к этому интересному занятию всю семью.