Рабочая программа учебного курса Экономика для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и авторской программы курса Экономика для учащихся 10 класса общеобразовательных школ автора И.В. Липсица (год издания 2009).
Цель данного курса:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере
Программа рассчитана на 34 часа 1 год обучения, в том числе, 1 итоговое тестирование, 5 проверочных работ, 5 тестирований.
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
Количественный состав класса 22 человека.
Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый.
Формы получения образования учащимися класса – очная.
Психологические, физиологические особенности учащихся.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Это удачно можно использовать на уроках экономики, так как для детей экономическая жизнь общества – это дело взрослых. Изучая экономические явления, как правильно распорядиться семейным бюджетом, подростки ощущают себя взрослыми, начинают понимать, какую ответственность они должны нести за принятые решения.
Ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: “каким быть?” (нравственно-личностный), и “кем быть?” (профессиональный). В данном вопросе изучение экономики может помочь ответить на второй вопрос, так как в курс заложено ознакомление с профессиями.
Занимая переходную стадию от подросткового возраста к юности, возраст 14-15 лет представляет исключительно сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.
Интеллектуальные особенности.
В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.
Методы и формы обучения.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- проектная, игровая деятельность;
- практикумы.
- самостоятельная, совместная деятельность.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Текущий контроль осуществляется с помощью работы по карточкам, тестов, устного фронтального и индивидуального опроса, терминологический диктант.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочная работа, тест.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или творческой работы.
Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут)
№ | Тематика | Вид | Форма |
Экономика и экономические системы | Тематический контроль | Проверочная работа | |
Спрос и предложение | Тематический контроль | тестирование по опросному листу | |
Формирование рыночных цен | Тематический контроль | Проверочная работа | |
Деньги и денежное обращение | Тематический контроль | тестирование по опросному листу | |
Банковская система | Тематический контроль | Терминологический диктант | |
Рынок труда и безработица | Тематический контроль | Проверочная работа | |
Что такое фирма и как она действует на рынке | Тематический контроль | Проверочная работа | |
Неравенство доходов и его последствия | Тематический контроль | тестирование по опросному листу | |
Государственные финансы | Тематический контроль | тестирование по опросному листу | |
Экономический рост | Тематический контроль | Проверочная работа | |
Итоговый проект или тест | Итоговый контроль | Творческая работа или итоговое тестирование |
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75-90% правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов
Оценка проверочных работ.
Оценка “5”
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4”
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух недочетов.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок,
- или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух-трех негрубых ошибок,
- или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка самостоятельных работ.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам.
Работа над докладом и рефератом.
- Составь список литературы по данной теме и закажи книги в библиотеке.
- Изучи литературу, делая выписки цитат, основных мыслей; составь планы отдельных разделов
- Продумай план доклада или реферата.
- Оформи доклад или реферат в соответствии со своим планом.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- Правильность и осознанность изложения содержания,
- полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
- самостоятельность ответа;
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка “5”
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка “4”
Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка “3”
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка “2”
Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Требования к устным ответам.
- Содержательность, т.е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
- Логичность, т.е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения, т.е. рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
- Правильность и чистота речи, владение экономической терминологией.
Оценка “5” ставится при условии, что учащийся:
- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
- проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в ходе беседы отвечающий самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Оценка “4” ставится, если отвечающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы не смог самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка “3” ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые
Требования к выполнению практических заданий.
Учащийся:
- проанализировал информацию о социальных объектах, установил соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
- осуществил поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т. п.);
- извлек из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различал в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
- применял знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывал надежность предлагаемого решения;
- предвидел последствия определенных социальных и экономических действий;
- осуществлял вычисления на условных примерах;
- применял для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.
Оценка “5” ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка “4” ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Оценка “3” ставится, если отвечающий справляется с заданием после наводящих вопросов учителя или учащихся.
Учебно-тематический план дан в приложении 1.
Содержание тем учебного курса дано в приложении 2.
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися приведены в приложении 3.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения в приложении 4.
Список литературы, использованной при написании программы в приложении 5.