Логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Звуки [с, сь], буква "С"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: дифференциация звуков С – СЬ в слогах, словах, предложениях.

Образовательные задачи:

  • формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах,
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.

Коррекционные задачи:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствовать двигательные навыки, координацию движения и речь.

Воспитательные задачи:

  • прививать положительную учебную мотивацию, навыки самоконтроля;
  • воспитывать интерес к коллективной деятельности.

Словарная работа: сюрприз, серпантин, снегопад, адрес, письмо.

Демонстрационный материал:

схемы, почтовые ящики, конверты с марками на которых изображены: сова, лиса, лось, лев, волшебная коробочка из набора “Фокусник”, буквы, предметные картинки, следы бумажные, снежинки с буквами, ватные “комки”.

Раздаточный материал: карточки для звукобуквенного анализа, серпантин по количеству детей.

Ход урока

Организационный момент. Дети входят в зал под звучание таинственной музыки.

Л: Дети, сегодня у нас необычное занятие и все потому, что утром две птицы - снегирь и синица принесли для нас письмо. Хотите узнать от кого оно?

Д: Хотим!

Логопед читает письмо:

“Дорогие ребята, накануне Нового года я для вас приготовил небольшой сюрприз в этом зале. А найти его вам помогут ваши знания о звуках и мои подсказки. Желаю успехов! Ваш Дед Мороз!

Л: Я думаю, что если мы дружно примемся за дело, то обязательно найдем сюрприз Деда мороза! Дети, а что такое сюрприз?

Д: Сюрприз- это что-то необычное, неожиданное, приятное.

Л: А какие звуки помогут нам отыскать сюрприз, попробуйте догадаться сами.

Назовите птиц, которые принесли письмо.

Д: Принесли письмо снегирь и синица.

Л: С какого звука начинается слово “снегирь”, “синица”?

Д: Слово “снегирь” начинается со звука “с”, слово “синица” со звука “сь”.

Л: Знания, о каких звуках будут помогать нам сегодня?

Д: Знания о звуках “с” - “сь”.

Л: А вот и первое задание от Деда Мороза. (Дети по стрелочкам на полу, подходят к фланелеграфу). Расскажите все о звуках “с” и “сь”, выкладывая соответствующие символы. (Дети дают акустика - артикуляционную характеристику звуков, выкладывая схемы на фланелеграфе).

Л: Ребята, посмотрите на схемы, чем похожи и чем отличаются эти звуки?

Д: Звуки похожи тем, что они оба согласные и глухие. Отличаются тем, что звук “с”- твердый, а звук “сь” - мягкий.

Л: Какой буквой обозначаются оба эти звука? Чем буква отличается от звука?

Д: Букву мы видим, пишем, читаем. Звук слышим, произносим.

Л: Молодцы! С первым заданием мы справились. Посмотрим, куда нас приведет следующая стрелочка. Дед Мороз разбросал для нас снежинки, для того, чтобы мы поиграли со звуками. Встаньте около той снежинки, на которой написана буква С. (Дети встают в круг, проводится игра “Эхо”).

Л: Давайте поиграем в первую игру “Эхо”. Я произношу отдельные звуки, а вы верните мне слог: с, а; с, у; ы, с и т.д..

Д: са, су, ыс и т. д.

Л: А теперь поиграем в игру “Скажи наоборот”. Я кидаю вам снежный ком и произношу слог с твердым звуком “с”, а вы мне возвращаете слог с мягким звуком: са - ся; ас - ась и т.д.

Л: Посмотрите, эта стрелочка привела нас к двум почтовым ящикам. Дед Мороз каждый год отправляет письма с приглашениями. Давайте поможем Деду Морозу разложить письма по почтовым ящикам снегирю, синице.

Л: Что пишется на конверте для того, чтобы письмо дошло до места назначения?

Д: Адрес.

Л: Правильно. Какой звук слышится на конце этого слова?

Л: Но, чтобы в лесу письма не потерялись, Дед Мороз приклеил на каждый конверт марки с изображением лесных жителей. Ребята, как вы думаете, какие письма мы будем класть снегирю, а какие синице?

Д: Снегирю мы будем класть письма с картинками, в названии которых есть звук “с”, а синице, в названии которых есть звук “сь”. (С помощью картинок на конвертах, дети раскладывают письма в ящики птицам - снегирю и синице, при этом проговаривая: “Снегирь понесет письмо сове” и т.д.)

Л: Дети мы с вами преодолели почти половину пути, пора и отдохнуть! (Проводится музыкальная физкультминутка, под веселую музыку дети выполняют движения за логопедом).

Л: Дети, посмотрите, из мешка Деда Мороза рассыпались снежки, чтобы их собрать нужно, назвать зимние слова, которые начинаются со звука “с”.

(Дети берут по одному снежку, кладут его в мешок, называя при этом зимние слова: снег, снеговик, санки, сосульки, Снегурочка и т.д.)

Л: У нас осталось два снежка. Я вам назову два слова, а вы из них составьте одно. Снег, падает.

Д: Снегопад.

Л: Теперь нам с вами предстоит отгадать ребус. Если мы правильно разгадаем его, то узнаем любимый транспорт Деда Мороза.

 (Дети выделяют первые звуки из названий картинок: снежинка, аист, нос, ирис; находят соответствующие буквы, читают полученное слово: САНИ.)

Л: А теперь, выложите схему этого слова. (Дети выполняют звуковой анализ слова “сани”).

Л: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились! Ой, что это такое? (Логопед обращает внимание детей на следы, вырезанные из бумаги).

Д: Это следы.

Л: Как вы думаете, кто их оставил? И для чего?

Д: Их оставил Дед Мороз, чтобы мы знали, куда идти дальше.

Л: Но идти не просто так, а составляя правильные предложения из слов, которые нам оставил Дедушка Мороз. След - слово.

Сосиски, в, лежат, миске.

Мама, на, сидит, стуле.

Семен, из. выходит, автобуса.

Киски, у, вкусные, сосиски и т. д.

(Дети составляют грамматически правильные предложения и, наступая на след, голосом выделяют каждое слово).

Л: Чтобы веселее было идти дальше, давайте вспомним потешку про киску.

Дети идут за логопедом, проговаривая слова:

“В миске у киски мясо и сосиски,

Вкусные сосиски, в миске у киски”.

Л: Ну вот мы и закончили наш путь. Сядьте на стульчики, прочитав слоги, которые написаны на них. (Дети читают слоги: са, ус, сы и т.д.). Неожиданно логопед под своим стулом находит веревочку, тянет за нее, достает волшебную коробочку.

Л: А вот и сюрприз, который нам приготовил Дед Мороз. Хотите узнать, что в ней?

(Коробочка из детского набора “Фокусник”). Логопед открывает коробку с двух сторон, она пуста.

Л: Не огорчайтесь, дети ведь эта коробочка не простая, а волшебная. Просто нам нужно произнести волшебные слова. А наша речь становиться волшебной, когда мы четко и красиво говорим. Давайте все вместе произнесем скороговорку, и быть может, чудо произойдет. Дети произносят “волшебные” слова: “ У Сени и Сани в сетях сом с усами”.

Из коробочки появляется серпантин. Проводится словарная работа (проговаривание слова “серпантин” хором и индивидуально).

Итог

Л: Вот и закончилось наше занятие. Какие звуки нам помогали? Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Л: За ваше старание Дед Мороз вам дарит серпантин, чтобы вы смогли украсить им свою елочку.

Литература

1. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2007.

2. И.В. Баскакина И.В., М.И. Лынская. Логопедические игры М., 2007.

3. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.