Почему мы часто слышим слово "экология"?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Раздел: «Почему и зачем?»

Учебник: А. А. Плешаков 1 класс, Окружающий мир

Цель: Установить взаимосвязь действий человека с природой

Задачи:

  • Узнать, что значительно загрязняет окружающую среду? почему образуется мусор? что страдает от мусора?
  • Куда девается мусор из нашего жилища?
  • Как бороться с мусором?

Познавательные УУД:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы групп, сравнивать и группировать предметы
  • Моделировать экологические связи с помощью схем.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения;
  • Уметь выполнять различные роли в группе.

Регулятивные УУД:

  • Уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Уметь высказывать свое предположение;
  • Уметь работать по предложенному учителем плану.

Ход занятия

На уроке появляются сказочные герои.

Грязючка:

- Здравствуйте, ребята!

Какой прекрасный мусор! Лучший подарок для меня! Я вижу, ребята, у вас для меня много подарков!

Сорока:

- Здравствуй, Лесовичок! Что ты такой хмурый?

Лесовичок:

- А что мне радоваться?! Посмотри на поляны, и настроение сразу испортится!

Сорока:

- Что у тебя происходит? На этих полянах всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора!

Грязючка:

- Как здорово!

Сорока:

- Откуда появился этот мусор?

- Что же теперь с ним делать?

Учитель:

- Не расстраивайся, Лесовичок! Мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Учитель:

- Тему нашего урока нам задали «лесные жители» Слайд 1

Учитель:

- Кто является главным виновником появления мусора на наших полянах? Слайд 2

Дети:

- Человек.

Учитель:

- Почему?

Дети:

- Пришли люди, поели, а упаковочный материал за собой не убрали.

Учитель:

- Что страдает от мусора?

Дети:

- Природа

Учитель:

- А мы с вами?

Дети:

- Люди, человек.

Учитель:

- Если человек освобождается от мусора, кому хорошо? Слайд 3

Дети:

- Человеку.

Учитель:

- Чему плохо?

Дети:

- Природе

Учитель:

- Почему?

Ответы детей.

Учитель:

- Давайте рассмотрим ситуацию по-другому! Представим, что у человека нет возможности освободиться от мусора. Что будет происходить в этом случае? Слайд 4

- Чему будет хорошо?

Дети:

- Природе

Учитель:

- Кому будет плохо?

Дети:

- Человеку

Учитель:

- Что же нам делать? Как быть? Слайд 5

Дети:

- Надо договориться человеку и природе.

Учитель:

- Мы должны найти взаимосвязь между человеком и природой, т.е. помирить человека и природу.

Практическая работа.

Учитель:

- Давайте соединим действия природы и человека, чтобы между ними была взаимосвязь. Слайд 6

Вывод:

Мы установили взаимосвязь, которая должна быть между человеком и природой.

Учитель:

- Есть наука «Экология». Это греческое слово, которое обозначает «дом», «Родина».

- О чем эта наука?

Дети:

- Наука о нашем родном доме, о нашей окружающей среде. Слайд 7

Учитель:

- Эта наука изучает взаимоотношения между человеком и окружающей средой, отношения растительных и животных организмов между собой, друг к другу и к окружающей среде.

Учитель:

- Итак, мусор должен мешать человеку?

Дети:

- Нет.

Учитель:

- Мусор должен вредить природе?

Дети:

- Нет.

Учитель:

- У нас появилось противоречие. Слайд 8

- Мусор не должен мешать человеку и не может вредить природе.

- А вот эти противоречия разрешают ученые – ЭКОЛОГИ. Слайд 9

Составь рассказ об экологах.

Дети:

- Экологи следят за человеком, растительным и животным миром, окружающей средой, чтобы не нарушить основное правило взаимосвязи. Экологи отмечают праздник 22 апреля «День Земли»

Учитель:

- Сегодня мы постараемся быть помощниками экологов.

- Что же нам делать с мусором?

Дети:

- Убрать.

Учитель:

- Как? Слайд 10

Ученики:

- Рассортировать на пищевые и промышленные отходы.

Практическая работа.

Сортировка мусора (бумага, пищевые отходы, пластмасса)

Учитель:

- Выступают аналитики. Они проанализируют, какого мусора в домашних условиях больше.

Дети:

- Мы установили, что в домашних условиях наибольшее количество отходов от продуктов питания и пластмассы, а в классе больше всего собрано бумаги, а в столовой – пищевых отходов.

Учитель:

- Выступают практики. Слайд 11, 12, 13

Дети:

- Мы установили, что пищевые отходы можно использовать для подкормки птиц, кормления домашних животных, использовать для удобрения почвы (компостирование).

Учитель:

- Итак, пищевые отходы мы можем использовать для чего?

Дети:

- Для пользы и на пользу человеку и животным.

Учитель:

- А что делать с промышленными отходами? Куда их деть? Куда они поступают из нашего жилища? Слайд 14

- Может их сжечь?

Дети:

- Нельзя. Понесем в контейнер. При сгорании мусора в воздух попадают отравляющие вещества. Слайд 15

Учитель:

- А куда из контейнера?

Дети:

- В мусоровоз.

Учитель?

- А как называют профессию людей, которые убирают мусор?

Дети:

- Мусорщики.

Учитель:

- А как называют того, кто мусорит?

Дети:

- Мусорящий.

Учитель:

- Куда отправится машина? Слайд 16

Дети:

- Если рядом нет мусороперерабатывающего завода, то мусор везут на свалку.

Выступают практики и теоретики.

Дети:

- Ученые установили, что промышленные отходы изготавливают из разных материалов, и они имеют разный срок разложения в земле.

Практическая работа.

Каждая группа прочитает о бытовых отходах и сделает соответствие. Слайд 17

Проверка.

- Назови отходы, которые быстро разлагаются, не скоро разлагаются, не разлагаются.

Практическая работа. Слайд 18

Цель: Установить опытным путем, какие отходы наносят наибольший и наименьший вред природе.

Ученица:

Мы провели исследование с бытовыми отходами. Слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.

Учитель:

- Откроем баночку с пищевыми отходами. Что мы чувствуем?

Дети:

- Запах.

Вывод: Если свалка находится близко с жильем человека, то человек будет чувствовать неприятный запах, который будет привлекать животных: крыс, мышей. А они являются источником различных заболеваний.

Учитель:

- Рассмотрим через лупу, что произошло с пищевыми отходами?

Дети:

- Они исчезли.

Учитель:

- А действительно ли пищевые отходы являются удобрением? Проверим это. В банку с землей, где были пищевые отходы, посадим лук.

- Будет ли он расти? Это цель нашего следующего исследования. Возьмем банку с землей, где была бумага? Что произошло здесь?

- Какой вред природе наносит бумага, оказавшись в земле?

Дети:

- Небольшой.

Учитель:

- Откроем третью банку с землей, где была пластмасса. Что произошло с пластмассой?

Дети:

- Она осталась без изменений.

Вывод: Наносит наибольший вред природе, т.к. не разлагается.

Учитель:

- Сформулируем вывод. Слайд 26

- Докладывают практики.

Дети:

- А можно ли дать вторую жизнь мусору? Слайд 27, 28, 29

Рассказы детей

Выступают практики и аналитики:

Репортаж с улиц нашего города Слайды 30, 31, 32, 33, 34.

Вывод: Слайд 35, 36

Пожелания: Расскажи другим о пользе пищевого мусора;

Продолжи сортировать мусор;

Не мусори;

Будь настоящим хозяином своего дома, класса, улицы

Список литературы

  1. А. А. Плешаков. Методическое пособие 1 класс «Мир вокруг нас»
  2. Дет. энцикл.: Экология/ Авт. – сост. А. Е. Чижевский, «Я познаю мир»
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://www.it-n.ru
  5. http://pedsovet.su/