Раздел: «Почему и зачем?»
Учебник: А. А. Плешаков 1 класс, Окружающий мир
Цель: Установить взаимосвязь действий человека с природой
Задачи:
- Узнать, что значительно загрязняет окружающую среду? почему образуется мусор? что страдает от мусора?
- Куда девается мусор из нашего жилища?
- Как бороться с мусором?
Познавательные УУД:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы групп, сравнивать и группировать предметы
- Моделировать экологические связи с помощью схем.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- Уметь выполнять различные роли в группе.
Регулятивные УУД:
- Уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Уметь высказывать свое предположение;
- Уметь работать по предложенному учителем плану.
Ход занятия
На уроке появляются сказочные герои.
Грязючка:
- Здравствуйте, ребята!
Какой прекрасный мусор! Лучший подарок для меня! Я вижу, ребята, у вас для меня много подарков!
Сорока:
- Здравствуй, Лесовичок! Что ты такой хмурый?
Лесовичок:
- А что мне радоваться?! Посмотри на поляны, и настроение сразу испортится!
Сорока:
- Что у тебя происходит? На этих полянах всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора!
Грязючка:
- Как здорово!
Сорока:
- Откуда появился этот мусор?
- Что же теперь с ним делать?
Учитель:
- Не расстраивайся, Лесовичок! Мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Учитель:
- Тему нашего урока нам задали «лесные жители» Слайд 1
Учитель:
- Кто является главным виновником появления мусора на наших полянах? Слайд 2
Дети:
- Человек.
Учитель:
- Почему?
Дети:
- Пришли люди, поели, а упаковочный материал за собой не убрали.
Учитель:
- Что страдает от мусора?
Дети:
- Природа
Учитель:
- А мы с вами?
Дети:
- Люди, человек.
Учитель:
- Если человек освобождается от мусора, кому хорошо? Слайд 3
Дети:
- Человеку.
Учитель:
- Чему плохо?
Дети:
- Природе
Учитель:
- Почему?
Ответы детей.
Учитель:
- Давайте рассмотрим ситуацию по-другому! Представим, что у человека нет возможности освободиться от мусора. Что будет происходить в этом случае? Слайд 4
- Чему будет хорошо?
Дети:
- Природе
Учитель:
- Кому будет плохо?
Дети:
- Человеку
Учитель:
- Что же нам делать? Как быть? Слайд 5
Дети:
- Надо договориться человеку и природе.
Учитель:
- Мы должны найти взаимосвязь между человеком и природой, т.е. помирить человека и природу.
Практическая работа.
Учитель:
- Давайте соединим действия природы и человека, чтобы между ними была взаимосвязь. Слайд 6
Вывод:
Мы установили взаимосвязь, которая должна быть между человеком и природой.
Учитель:
- Есть наука «Экология». Это греческое слово, которое обозначает «дом», «Родина».
- О чем эта наука?
Дети:
- Наука о нашем родном доме, о нашей окружающей среде. Слайд 7
Учитель:
- Эта наука изучает взаимоотношения между человеком и окружающей средой, отношения растительных и животных организмов между собой, друг к другу и к окружающей среде.
Учитель:
- Итак, мусор должен мешать человеку?
Дети:
- Нет.
Учитель:
- Мусор должен вредить природе?
Дети:
- Нет.
Учитель:
- У нас появилось противоречие. Слайд 8
- Мусор не должен мешать человеку и не может вредить природе.
- А вот эти противоречия разрешают ученые – ЭКОЛОГИ. Слайд 9
Составь рассказ об экологах.
Дети:
- Экологи следят за человеком, растительным и животным миром, окружающей средой, чтобы не нарушить основное правило взаимосвязи. Экологи отмечают праздник 22 апреля «День Земли»
Учитель:
- Сегодня мы постараемся быть помощниками экологов.
- Что же нам делать с мусором?
Дети:
- Убрать.
Учитель:
- Как? Слайд 10
Ученики:
- Рассортировать на пищевые и промышленные отходы.
Практическая работа.
Сортировка мусора (бумага, пищевые отходы, пластмасса)
Учитель:
- Выступают аналитики. Они проанализируют, какого мусора в домашних условиях больше.
Дети:
- Мы установили, что в домашних условиях наибольшее количество отходов от продуктов питания и пластмассы, а в классе больше всего собрано бумаги, а в столовой – пищевых отходов.
Учитель:
- Выступают практики. Слайд 11, 12, 13
Дети:
- Мы установили, что пищевые отходы можно использовать для подкормки птиц, кормления домашних животных, использовать для удобрения почвы (компостирование).
Учитель:
- Итак, пищевые отходы мы можем использовать для чего?
Дети:
- Для пользы и на пользу человеку и животным.
Учитель:
- А что делать с промышленными отходами? Куда их деть? Куда они поступают из нашего жилища? Слайд 14
- Может их сжечь?
Дети:
- Нельзя. Понесем в контейнер. При сгорании мусора в воздух попадают отравляющие вещества. Слайд 15
Учитель:
- А куда из контейнера?
Дети:
- В мусоровоз.
Учитель?
- А как называют профессию людей, которые убирают мусор?
Дети:
- Мусорщики.
Учитель:
- А как называют того, кто мусорит?
Дети:
- Мусорящий.
Учитель:
- Куда отправится машина? Слайд 16
Дети:
- Если рядом нет мусороперерабатывающего завода, то мусор везут на свалку.
Выступают практики и теоретики.
Дети:
- Ученые установили, что промышленные отходы изготавливают из разных материалов, и они имеют разный срок разложения в земле.
Практическая работа.
Каждая группа прочитает о бытовых отходах и сделает соответствие. Слайд 17
Проверка.
- Назови отходы, которые быстро разлагаются, не скоро разлагаются, не разлагаются.
Практическая работа. Слайд 18
Цель: Установить опытным путем, какие отходы наносят наибольший и наименьший вред природе.
Ученица:
Мы провели исследование с бытовыми отходами. Слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.
Учитель:
- Откроем баночку с пищевыми отходами. Что мы чувствуем?
Дети:
- Запах.
Вывод: Если свалка находится близко с жильем человека, то человек будет чувствовать неприятный запах, который будет привлекать животных: крыс, мышей. А они являются источником различных заболеваний.
Учитель:
- Рассмотрим через лупу, что произошло с пищевыми отходами?
Дети:
- Они исчезли.
Учитель:
- А действительно ли пищевые отходы являются удобрением? Проверим это. В банку с землей, где были пищевые отходы, посадим лук.
- Будет ли он расти? Это цель нашего следующего исследования. Возьмем банку с землей, где была бумага? Что произошло здесь?
- Какой вред природе наносит бумага, оказавшись в земле?
Дети:
- Небольшой.
Учитель:
- Откроем третью банку с землей, где была пластмасса. Что произошло с пластмассой?
Дети:
- Она осталась без изменений.
Вывод: Наносит наибольший вред природе, т.к. не разлагается.
Учитель:
- Сформулируем вывод. Слайд 26
- Докладывают практики.
Дети:
- А можно ли дать вторую жизнь мусору? Слайд 27, 28, 29
Рассказы детей
Выступают практики и аналитики:
Репортаж с улиц нашего города Слайды 30, 31, 32, 33, 34.
Вывод: Слайд 35, 36
Пожелания: Расскажи другим о пользе пищевого мусора;
Продолжи сортировать мусор;
Не мусори;
Будь настоящим хозяином своего дома, класса, улицы
Список литературы
- А. А. Плешаков. Методическое пособие 1 класс «Мир вокруг нас»
- Дет. энцикл.: Экология/ Авт. – сост. А. Е. Чижевский, «Я познаю мир»
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.it-n.ru
- http://pedsovet.su/