Цели урока.
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с понятиями "ярусы леса", "лесная подстилка", ролью грибов в жизни леса и его обитателей. Дать представление о растительном и животном мире лесной зоны Ставропольского края, о редких растениях и животных, занесенных в Красную Книгу Ставропольского края. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, работать с картой, дополнительной литературой, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: карта природных зон России, карта Ставропольского края, карточки с заданиями для работы в группах, учебники "Родные просторы", "Мир вокруг нас", книги "Зелёные страницы", "Великан на поляне", атлас-определитель "От земли до неба", "Красная книга Ставропольского края. Растения", "Красная книга Ставропольского края. Животные", презентация "Леса Ставрополья", ЦОР "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Нас ждет увлекательное путешествие в особый мир – мир леса. Мы должны узнать, почему лес называют природным сообществом. Мы побываем в разных уголках родных мест нашего края и узнаем, чем интересна его жизнь.
II. Актуализация знаний.
- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
Блиц-турнир "Я знаю лес"
- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес).
- Что общего у всех растений тайги? (Это хвойные деревья).
- Назовите хвойные деревья.
- Чем лиственница отличается от других хвойных деревьев? (Она сбрасывает иголки).
- В этом лесу наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. (В смешанном лесе).
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга).
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа).
- Какое дерево считают символом России? (Берёзу).
- Этот всеядный зверь может быстро бегать, плавать, прыгать, лазать по деревьям. (Бурый медведь).
- Назовите деревья широколиственного леса.
III. Работа над новой темой.
1. Мультимедиа - панорама "Лес" (ЦОР "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия")
Ученик читает стихотворение С. Никитина "Русский лес".
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится здесь? Что значит для человека лес?
2. Леса Ставропольского края.
1) Местоположение на карте Ставропольского края.
- Участки леса и степи (лесостепь) занимают наиболее высокие участки Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья. (На карте Ставропольского края прикрепляются "островки" зеленого цвета, указывающие местоположение лесных участков).
2) Как выглядят эти участки леса? (Презентация "Леса Ставрополья"). (Слайды 2, 3, 4).
- Давайте посмотрим, как же выглядят эти небольшие по площади участки лесной зоны края.
3) Ставропольский лес на картинах художника П. Гречишкина. (Слайды 5, 6, 7, 8).
- Павел Гречишкин – заслуженный художник России, талантливый пейзажист, почетный гражданин г. Ставрополя и Ставропольского края, ветеран Великой Отечественной войны. Всю свою жизнь посвятил пейзажам. Рисовал не только родную природу края, но и разных уголков планеты.
3. Ярусы леса. (Слайд 9).
- С чем можно сравнить лес? (Рассматривание иллюстрации).
- Чем является лес для живых организмов? (Для них лес является домом).
- Какой это дом? (Большой, многоэтажный).
- Какие этажи (ярусы) можно выделить? (В самом низу леса – травы и мхи, выше – кустарники, вверху – деревья).
4. Растительный и животный мир лесов Ставропольского края. (Слайд 10).
- Для того чтобы изучить разнообразную жизнь леса, предлагаю разбиться на группы:
- группа ботаников;
- группа зоологов;
- группа экологов.
- Каждая группа получает карточку с заданиями для изучения предложенной темы, а также дополнительную литературу.
Организация работы в группах.
5. Рассказ группы ботаников по плану: (Слайды 11–15).
1) Растения леса (деревья, кустарники, травы).
2) Бук – дерево с ценной породой.
3) Грибы.
4) Растения Красной Книги Ставропольского края. Черемша.
6. Рассказ группы зоологов по плану: (Слайды 16–18).
1) Животные леса.
2) Веретеница и медянка – опасны ли они?
3) Животные Красной Книги Ставропольского края. Лесная кошка.
7. Мультимедиа- панорама. Просмотр видеофрагментов о животных.
IV. Физкультминутка.
- Если животное, которое вы увидите на экране, обитает в верхнем ярусе леса – руки вверх, в нижнем – присесть, в среднем – руки на пояс. (Слайд 19).
8. Рассказ группы экологов по плану: (Слайды 20–23).
1) Что такое лесная подстилка?
2) Почему лес называют природным сообществом?
3) Цепи питания в лесу.
4) Экологические проблемы леса.
5) Правила разжигания костров.
6) Заказники и заповедники в крае.
V. Рефлексия.
- Заполните листок-анкету, записав самое главное на ваш взгляд.
Я повторил ______________________,
узнал ___________________________,
запомнил ________________________,
удивился ________________________.
VI. Итог урока. Выставление оценок. (Слайд 24)