Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Леса Ставропольского края". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с понятиями "ярусы леса", "лесная подстилка", ролью грибов в жизни леса и его обитателей. Дать представление о растительном и животном мире лесной зоны Ставропольского края, о редких растениях и животных, занесенных в Красную Книгу Ставропольского края. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, работать с картой, дополнительной литературой, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: карта природных зон России, карта Ставропольского края, карточки с заданиями для работы в группах, учебники "Родные просторы", "Мир вокруг нас", книги "Зелёные страницы", "Великан на поляне", атлас-определитель "От земли до неба", "Красная книга Ставропольского края. Растения", "Красная книга Ставропольского края. Животные", презентация "Леса Ставрополья", ЦОР "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Нас ждет увлекательное путешествие в особый мир – мир леса. Мы должны узнать, почему лес называют природным сообществом. Мы побываем в разных уголках родных мест нашего края и узнаем, чем интересна его жизнь.

II. Актуализация знаний.

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

Блиц-турнир "Я знаю лес"

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес).

- Что общего у всех растений тайги? (Это хвойные деревья).

- Назовите хвойные деревья.

- Чем лиственница отличается от других хвойных деревьев? (Она сбрасывает иголки).

- В этом лесу наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. (В смешанном лесе).

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга).

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа).

- Какое дерево считают символом России? (Берёзу).

- Этот всеядный зверь может быстро бегать, плавать, прыгать, лазать по деревьям. (Бурый медведь).

- Назовите деревья широколиственного леса.

III. Работа над новой темой.

1. Мультимедиа - панорама "Лес" (ЦОР "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия")

Ученик читает стихотворение С. Никитина "Русский лес".

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится здесь? Что значит для человека лес?

2. Леса Ставропольского края.

1) Местоположение на карте Ставропольского края.

- Участки леса и степи (лесостепь) занимают наиболее высокие участки Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья. (На карте Ставропольского края прикрепляются "островки" зеленого цвета, указывающие местоположение лесных участков).

2) Как выглядят эти участки леса? (Презентация "Леса Ставрополья"). (Слайды 2, 3, 4).

- Давайте посмотрим, как же выглядят эти небольшие по площади участки лесной зоны края.

3) Ставропольский лес на картинах художника П. Гречишкина. (Слайды 5, 6, 7, 8).

- Павел Гречишкин – заслуженный художник России, талантливый пейзажист, почетный гражданин г. Ставрополя и Ставропольского края, ветеран Великой Отечественной войны. Всю свою жизнь посвятил пейзажам. Рисовал не только родную природу края, но и разных уголков планеты.

3. Ярусы леса. (Слайд 9).

- С чем можно сравнить лес? (Рассматривание иллюстрации).

- Чем является лес для живых организмов? (Для них лес является домом).

- Какой это дом? (Большой, многоэтажный).

- Какие этажи (ярусы) можно выделить? (В самом низу леса – травы и мхи, выше – кустарники, вверху – деревья).

4. Растительный и животный мир лесов Ставропольского края. (Слайд 10).

- Для того чтобы изучить разнообразную жизнь леса, предлагаю разбиться на группы:

- группа ботаников;

- группа зоологов;

- группа экологов.

- Каждая группа получает карточку с заданиями для изучения предложенной темы, а также дополнительную литературу.

Организация работы в группах.

5. Рассказ группы ботаников по плану: (Слайды 11–15).

1) Растения леса (деревья, кустарники, травы).

2) Бук – дерево с ценной породой.

3) Грибы.

4) Растения Красной Книги Ставропольского края. Черемша.

6. Рассказ группы зоологов по плану: (Слайды 16–18).

1) Животные леса.

2) Веретеница и медянка – опасны ли они?

3) Животные Красной Книги Ставропольского края. Лесная кошка.

7. Мультимедиа- панорама. Просмотр видеофрагментов о животных.

IV. Физкультминутка.

- Если животное, которое вы увидите на экране, обитает в верхнем ярусе леса – руки вверх, в нижнем – присесть, в среднем – руки на пояс. (Слайд 19).

8. Рассказ группы экологов по плану: (Слайды 20–23).

1) Что такое лесная подстилка?

2) Почему лес называют природным сообществом?

3) Цепи питания в лесу.

4) Экологические проблемы леса.

5) Правила разжигания костров.

6) Заказники и заповедники в крае.

V. Рефлексия.

- Заполните листок-анкету, записав самое главное на ваш взгляд.

Я повторил ______________________,

узнал ___________________________,

запомнил ________________________,

удивился ________________________.

VI. Итог урока. Выставление оценок. (Слайд 24)

Приложение