Урок по математике "Число девять. Цифра 9"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование представления о числе 9; написание цифры 9; состав числа 9; составление и сравнение выражений.
Задачи

Познавательные:

Учить делать выводы на основе анализа, сравнения, обобщения и классификации по признакам.

Умение работать с учебником, тетрадью.

Учить писать цифру 9.

Закрепить представление о взаимосвязи между частью и целым.

Коммуникативные: Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение договариваться
Регулятивные: Формировать умение определять тему урока, цель урока с помощью учителя, составлять план урока, высказывать свои версии, соотносить результат собственной деятельности с целью.
Личностные: Формировать умение соблюдать правила школьной жизни, культуру поведения при работе в парах и группах.
Оборудование: Карточки с цифрами (печатные и письменные), карточки с заданиями, предметные картинки, счётные палочки.

 

Этапы урока
Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок,
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Книжка ручка и тетрадка.

Организация внимания детей. Включение в деловой ритм. Самоорганизация, настрой на работу Регулятивные (саморегуляция)

Личностные (самоопределение)

2. Актуализация знаний.

Игра “Кто быстрее найдет примеры с заданным ответом?”

Медвежонок панда в одной руке держит карточку с цифрой 6, а другой с цифрой 3. Вверху и внизу расположены карточки с числовыми выражениями. Дети выбирают числовые выражения с данными ответами. При

прочтение числового равенства дети называю компоненты сложения и вычитания.

Организация повторения.

Фронтальная работа.

Восприятие информации. Систематизация знаний полученных ранее. Познавательные УУД

(развитие вычислительных умений, умение различать и называть компоненты сложения и вычитания)

Регулятивные: (умение работать по заданию)

– А сейчас (учитель показывает рисунок с изображением четырех лиц) какая работа вам предстоит?

Дети: работа в группах. Учитель раздаёт карточки с заданиями.

В центре карточки написаны названия геометрических фигур. Справа и слева расположены геометрические фигуры. Детям нужно соединить фигуру с её названием.

После выполнения задание выполняется у доски.

– Чему учились, когда выполняли это задание?
– Кому было легко?
– Кто испытывал затруднения?
– Что необходимо делать, чтобы всем легко было справляться с заданиями?

Организует работу в группах. Работа в группах. Соотносят название фигуры с её начертанием.. Познавательные: (умение узнавать и называть изученные геометрические фигуры).

Регулятивные: (выполнять работу в группе, помогая друг другу).

Коммуникативные: (умение работать в группе)

3. Открытие нового знания и формирование темы урока.

1)Учитель выставляет на полочке карточки с числами от 1 до 9 обратной стороной к детям, поворачивает лицевой стороной к детям карточку с цифрой 8.

– Достаньте и положите на парту столько палочек, сколько показывает цифра.

– Что вам надо сделать, чтобы я могла открыть карточку со следующим числом? (Одну палочку добавить) Добавьте.

– Сколько их теперь? (9)

– Кто подойдёт и покажет, какую карточку надо теперь открыть: справа или слева? Как она называется? (Следующая)

Давайте соотнесём число 9 с рядом стоящими числами. Где его место в числовом ряду?

– Кто догадался, какая тема нашего урока?

– Чему мы сегодня научимся, и чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Организует работу.

Активизирует знания учащихся.

Подводит к формулированию темы, цели урока, помогает составить план урока.

Формулируют тему урока, планируют свою деятельность.

Диалог с учителем.

Познавательные: (поиск и выделение необходимой информации, наблюдение, целеполагание. Умение анализировать числовую прямую)

Личностные: (самоконтроль)

Регулятивные: (планирование, самоконтроль)

2) Давайте составим план работы.

Вывешивается плакат “План работы”:

  1. Работа с рисунками.
  2. Научиться писать цифру 9.
  3. Составлять числовые выражения и числовые равенства.
  4. Познакомиться с составом числа 9.

3) – Пока мы с вами играли, Петя строил поезд из вагончиков. Откройте учебник и давайте посмотрим , как он это сделал.

Задание №1 стр.16.

Учитель просит детей выполнить задание: рассказать сколько было вагончиков (8), сколько Петя присоединил (1), сколько стало (9). Записываем числовое выражение в рабочей тетради №1 стр.44.

4) задание №2. Связываем количественное и порядковое числительное выставляем модель числа на доске.

5) Рассмотрите цифру “9” в оранжевой рамочке.

Рассматриваем начертание цифры, выясняем, как ёе записывают, дети делают предположение о том, на что она похожа. Читают стихи С.Я. Маршака. Стр.44.

Запись цифры в воздухе

Формирует умения осознать и контролировать собственную деятельность. Контролируют деятельность  

4. Первичное закрепление.

1) Выполняем задание №4 учебника на стр.16 в рабочей тетради №2 стр. 44,объяснив предварительно, какая закономерность спрятана на каждой строке. Закономерность ищем и обсуждаем в парах.

Формирует умение проводить анализ написания цифр. Сравнивают, учатся написанию цифр. Познавательные: (умение составлять модель числа 9).

Коммуникативные: (умение работать в парах)

2) С каким числом мы сегодня познакомились? (работа в парах)

– У вас на партах лежат конверты с предметными картинками (уточки) и два листочка с изображением пруда или озера.

– Посчитайте сколько у вас уточек? Распределите их на два пруда.

– Какие варианты у вас получились?

– Чему учились, когда выполняли это задание?

Организация работы в парах.

Конструирование модели числа.

Работа в парах. Группировка предметов. Регулятивные: (рефлексия, самооценка, планирование)
3) Задание №6 стр 17. (сравнение чисел)

4) Задание №7 учебника в рабочей тетради №3 стр.44. По рисункам дети составляют числовые равенства (по четыре к каждому рисунку). Часть задания выполняется у доски, часть самостоятельно.

Организует работу в учебнике и тетрадях.

Организация диалога, контрольная функция деятельности детей.

Абстрагирование от рисунка к математической записи.

Диалог с учителем.

Познавательные: (умение сравнивать числа. Умение переводить информацию с рисунка на математическое выражение)

Коммуникативные: (умение объяснять выполнение задания)

Регулятивные: умение работать с учебником и тетрадью)

5. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Кто научился писать цифру 9?
– Что у вас сегодня получалось легко?
– Что вызвало затруднение?
– Отметьте своё настроение в дневнике.

Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Регулятивные: (рефлексия, самооценка)