Цель: Осмысление трагических страниц жизни в СССР через ознакомление с репрессиями в нашем крае и формирование собственного отношения и точки зрения по оценке этих событий.
Оборудование:
- Карта Мурманской области.
- Книги (см. список использованной литературы).
- Презентация.
30 октября отмечается трагическая дата – День памяти жертв политических репрессий.
Дата эта не случайна. 30 октября 1972 года в мордовской тюрьме умер Юрий Галансков, которого осудили за протест против лишения свободы Синявского и Даниеля – писателей, осуждённых за публикацию своих рассказов за рубежом. В октябре 1974 группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать этот день как День политзаключённых. Что и было принято мировым сообществом. Официально День памяти жертв политических репрессий в новой России был установлен в 1991 году.
Эпиграфом я взяла слова саамского поэта- барда Ивана Матрёхина
За что? За то, что жизнь любил?
Оленей пас, семью кормил.
Или за преданность земле
Свинцом прошили в тишине?
(слайд № 2)
Молох репрессий 30-х годов прокатился по стране и захватил ставших потом известными людей, в число которых вошли Варлам Шаламов («Колымские рассказы») (слайд № 3) и Александр Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ») (слайд № 4). В своих произведениях, основанных на личном опыте авторов, документах и рассказах очевидцев со всего СССР, они рассказали о репрессиях в СССР, это своего рода художественные исследования советской репрессивно-карательной системы.
Наш современник мурманский писатель Николай Скромный написал роман «Перелом» в 4-х книгах о коллективизации и о казахстанском ГУЛАГе (слайд № 5).
Перед вами карта лагерей системы ГУЛАГа в СССР. Посмотрите, сколько их было, куда сгоняли без суда и следствия арестованных (слайд № 6). В Мурманской области тоже была создана сеть лагерей и постоянно функционировало от 20 до 30 лагерей системы ГУЛАГа, здесь отбывали свои сроки заключённые со всего Советского Союза (слайд № 7).
И у нас в Ревде была тюрьма, заключённые которой под руководством Л.Е.Эгеля в 1938 году дали жизнь комбинату «Аллуайвстрой» (позднее – Ловозерский горно-обогатительный комбинат). Но с началом Великой Отечественной войны все работы были приостановлены, а заключённые в основном попали в «штрафбаты».
Александр Степаненко, фотожурналист, 20 лет проработавший в «Полярной правде», а сейчас преподающий в Мурманском гуманитарном институте, в книге «Расстрелянная семья» (слайд № 8) на примере многих семей, в том числе на примере семьи Чапоровых (в официальных документах – Чопоровых) из села Большая Западная Лица показал, как проходили репрессии среди саамских семей и селений. Казалось бы, такая малочисленная народность, а колесо истории закрутило и её.
9 августа 1937 г. арестовали 3-х братьев Чапоровых. На снимке - Чапоров Пётр Григорьевич (старший) (слайд № 9). 23 августа «Тройка» УНКВД по Ленинградской области (а Мурманская область до 1938 года входила в состав Ленинградской области) уже вынесла приговор – расстрелять (слайд № 10)), хотя родственники убитых получили справку, что один из братьев, н-р, умер только в 1941г., что было неправдой. Расстрелянных хоронили в Левашовской пустоши севернее Ленинграда (слайд № 11). А дочери одного из братьев отказали в признании её пострадавшей от репрессий в 1996г., т.к. не было её в списках спецпереселенцев. Но в 2001г. всё-таки признали пострадавшей, т.к. она несовершеннолетней осталась без кормильца – отца, невинно осуждённого (слайд № 12).
Первые аресты злой позёмкой пронеслись по тундре ещё в 1930 году. Они связывались с коллективизацией оленеводческих хозяйств. Не хотели пастухи отдавать своих оленей в общее стадо. Но по-настоящему завихрило в 1937г.-1938г.
Арестовывались люди разных возрастов, забирали 27-летних, не оставляли в покое стариков 66 лет и женщин.
Кем же являлись жители тундры, которых так страшилась Советская власть? В большинстве – оленеводами и рыбаками. Ни в каких партиях не состояли, а из-за отдалённости от центров и в политической жизни не участвовали. Даже в селениях жили редко, в основном только зимой. Трое оказались председателями колхозов (среди них - Никита Терентьевич Матрёхин правил хозяйством в Иоканге). Пострадали все до единого селения (показать на карте).
Причины (слайд № 13) для ареста оказывались самые разные: нелестно отозвался о колхозе, или председателе – антисоветская пропаганда. Общался хоть единожды с оленеводом из соседней Финляндии или Норвегии – шпионаж. Взяли того, с кем ты прежде работал или был знаком, - связь с врагом народа.
Были поразительные случаи, признавали виновными ближайших родственников за связь друг с другом, и даже жену… за связь с мужем.
Для обвинения применялась знаменитая 58-я статья со всеми её 14-ю пунктами Уголовного кодекса 1926 года. Но особенно «ходовыми» оказывались пункты 1а «измена Родине»,2 «вооружённое восстание», 6 «шпионаж», 7»подрыв государственной экономики», 8 «терроризм», 10 «антисоветская пропаганда и агитация», 11 «заговоры». Редко у кого в деле значился один пункт, обычно шёл набор, иногда из 5-6. Видя сегодня этот перечень в уголовно-следственном «деле», можно, не читая его до конца, определить содержание – ВМН (высшая мера наказания).
Но всё это были единичные дела, даже если выхватывали из села сразу несколько человек. А от Москвы до самых до окраин уже катились громкие большие процессы. И в кабинетах Кольского районного и Мурманского окружного отделов НКВД родилась идея раскрыть разветвлённую организацию. Заранее придумали для неё длинное заковыристое название: «Саамская националистическая повстанческая диверсионно-вредительская организация» (слайд № 14). Это открывало неограниченную возможность впихнуть туда любого задержанного по любому поводу. Определили цели подпольной пятой колонны – создание независимого саамского государства (это из 1730 саамов – на 1 января 1929 года!). Президентом и министрами «определили» русских Алымова В.К. и Салазкина А.С.
Алымов В.К. приехал в Мурманск в начале 20-х годов, стал знатоком экономики, этнографии, истории и культуры саамов. В 1930 году выпустил книгу «Лопари». В.К.Алымов для саамов был не только «начальником», а «русским братом и большим другом». В последние годы жизни он работал директором краеведческого музея в Мурманске. В 1938 году его расстреляли.
А саамы ни о какой республике не помышляли, и даже сегодня, когда едва ли не все народы бывшего СССР разбегаются по национальным квартирам, не думают. Оттого ещё горше несправедливость 30-х годов.
97 фамилий репрессированных саамов приводит в своей книге А.Степаненко, но как он говорил при встрече, эта цифра занижена примерно вдвое.
Александр Степаненко делился мыслями о тех событиях со своим другом, саамским бардом Иваном Матрёхиным, который под впечатлением от всего услышанного и прочитанного написал песню о расстрелянном сааме «За что?» (слайд № 15. Песня):
ЗА ЧТО?
В земле – расстрелянный саам,
Душа взлетела к небесам,
Свинцом на пятачке земли
Её от тела отсекли.
За что? Задумалась душа…
Ведь жизнь земная хороша.
Был человек, детей растил
И вдруг кому-то стал немил?
За что? За то, что жизнь любил?
Оленей пас, семью кормил.
Или за преданность земле
Свинцом прошили в тишине?
За что? За твой тяжёлый труд
Кого-то зависть взъела вдруг.
Увидев в лопаре врага,
Донос «настряпал» для курка.
За что? Пока ответа нет.
За что? Молчит XX век.
На память он оставил нам
Клеймо – «расстрелянный саам»…
Литература:
- Шаламов В. Колымские рассказы – любое издание.
- Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ – любое издание.
- Скромный Н. Перелом. Роман в 4-х книгах. – Мурманск: Кн. изд-во, 2003.
- Степаненко А. Расстрелянная семья (исторические очерки о кольских саамах). – Мурманск, 2002. – 284 с.: ил.
- Матрёхин И.Я. Белый олень: Стихи и песни. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007. – 48 с.: ил.
- Матрёхин И.Я. Здравствуй, северный народ! !Электронный ресурс! – Мурманск, 2005 – 1 электрон. опт.диск (CD-ROM)/
- Киселёв А.А., Киселёва Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. – Изд.2-е, перераб. и доп. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987. – 208 с.: ил.
- Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Ловозеро. – Мурманск: Кн. изд-во, 1988. – 192 с.: ил. – (Города и районы Мурманской области).