Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада "Наши имена"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формировать положительное отношение к именам

Задачи:

Обучающие

  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
  • познакомить с историей возникновения имен;
  • пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к своему имени;
  • активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

Воспитательные

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты Виткевича В. В., Иерусалимского Н. Д, Франка Г. М. – известных людей нашего города;

Предварительная работа:

  • беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
  • рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;
  • чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;
  • заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».

Словарная работа: святые, именины.

Работа с родителями:

  • Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
  • Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».

Методические приемы и методы:

  • словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
  • наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме;
  • практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;
  • игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».

Педагогические технологии:

  • интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
  • здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)
  • информационно-коммуникационная (сопровождение занятия презентацией)

Ход занятия

(Слайд 1)

Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Умницы, правильно рассказали.

Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

(Слайд 2)

Об этом моя загадка:

И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать

 Что это? (Дети: Имя.)

Как вы думаете, как появились имена?

Это произошло случайно? (Ответы детей)

Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?

- Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.

Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

Вы правы.

  • По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая…) (Слайд 3)
  • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…) (Слайд 4)
  • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…) (Слайд 5)
  • По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…) (Слайд 6)

Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?

Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Почему в далёкие времена давали такие имена?

(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).

Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван» (Слайд 7)

Творческое задание:

Интересно, какие имена были бы у нас в те времена? (Слайд 8)

Предполагаемые ответы детей:

Настя – Молчунья (мало разговаривает)

Оля – Снегурочка (родилась зимой),

Саша – Первая (старшая в семье)…

Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.

Сегодня 30 сентября, в этот день вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба сегодня - именины.

Динамическая пауза.

Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т.д.)

- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).

- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем? (Слайд 9)

(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Слайд 10) (Ответы детей)

Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).

Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе есть улицы Франка, улица профессора Виткевича (Слайд 11)

Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.

Подведение итогов:

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

Литература

  1. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. –С-П.:Азбука, 2010.
  2. Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009.
  3. Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.
  4. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки – М.: Современник, 1997.