I. Цели и задачи
В эпоху глобализации мировой экономики и включения России в мировое экономическое пространство знание иностранных языков является ключевым фактором конкурентоспособности молодого специалиста. Иностранный язык – это не только средство межкультурной коммуникации, но и самостоятельный инструмент интеллектуальной деятельности, и мощное средство формирования нового человека.
Основным из прогрессивных инструментов повышения заинтересованности студентов в изучении иностранных языков, при котором студенты получают и более глубокие познания родного языка является проведение гуманитарной олимпиады.
Главными целями и задачами проведения Олимпиады по английскому языку среди студентов непрофильных специальностей КГУ является пропаганда идеи многоязычия, улучшение качества преподавания иностранных языков в вузе, определение уровня владения иностранным языком, повышение мотивации к изучению иностранных языков, расширение социокультурной, лингвострановедческой компетенции учащихся.
Регулярное проведение олимпиады должно способствовать становлению классического вузовского образования, выявлению талантов, раскрытию интеллектуального потенциала современной вузовской молодежи.
II. Организация и порядок проведения олимпиады
1.1. Подготовку и проведение олимпиады осуществляет оргкомитет. В оргкомитет
Олимпиады выборно входят преподаватели кафедры.
Оргкомитет:
- проводит подготовительную работу и сам конкурс;
- готовит материально-техническое обеспечение;
- формирует состав жюри.
1.2. Жюри формируется из преподавателей кафедры иностранного языка.
1.3. В ходе олимпиады проводится личное первенство.
1.4. Олимпиада проводится в два этапа.
Первый этап (Олимпиада по английскому языку проводится среди студентов факультета/ института);
Второй этап (Олимпиада по английскому языку проводится среди студентов КГУ);
Первый этап состоит из 4-х частей:
- Test of Listening Comprehension
- Test of Grammar and Vocabulary
- Test of Reading Comprehension
- Test of Socio-Cultural Awareness
Победители, занявшие 1-ое, 2-ое,3-е места по итогам первого этапа в личном зачете определяются по наибольшему количеству набранных баллов по выполненным заданиям и получают право на участие во II этапе олимпиады.
Второй этап также состоит из аналогичных 4-х частей, которые использовались при проведении I этапа олимпиады.
В ходе второго этапа олимпиады, жюри определяет победителя в каждой возрастной группе (студенты 1-го и 2-го обучения), а также участников, занявших II и III места.
Инструкция для участников Олимпиады
Во время теста не разрешается:
- Разговаривать
- Пользоваться любыми справочными материалами
- Шуметь (вы будете мешать другим людям)
- Вставать с места без разрешения преподавателя
- Пользоваться мобильными телефонами (ваш мобильный телефон должен быть отключен во время проведения теста)
- Выходить из аудитории без разрешения экзаменатора
При работе над тестом нельзя:
- Пользоваться карандашом или красной ручкой (ответы должны быть отмечены ручкой с синими или черными чернилами)
- Пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком для исправления ошибок (неправильный ответ должен быть зачеркнут ручкой)
- Продолжать работу над тестом по истечении отведенного времени
Если во время проведения теста у вас возникли какие-то проблемы, поднимите руку и ждите, когда к вам подойдет экзаменатор или ассистент. Вставать с места или звать экзаменатора при этом запрещается.
При нарушении данных требований результаты вашего теста будут аннулированы.
III. Структура и содержание заданий
3. Структура и содержание заданий для 1 курса (I этап)
Test of Listening Comprehension
Аудирование текста в записи (3.30 мин.). Запись звучит два раза. После первого предъявления участники выполняют задания теста в течение 1 минуты. Затем прослушивают текст повторно. Задания состоят из 8 утверждений. Участники в бланках для ответов обводят соответствующий знак (T или F).
Время выполнения – 10 минут.
Test of Grammar and Vocabulary
Выполнение лексико-грамматического теста в виде множественного выбора (20 заданий).
Время выполнения –30 минут.
Test of Reading Comprehension
Чтение двух текстов (объем 1-го текста – 1000 п.зн.; объем 2-го текста – 2000 п.зн.) без словаря и выполнение письменного задания к ним в виде множественного выбора (к 1-му тексту – 5 заданий; ко 2-му тексту – 7 заданий).
Время выполнения –25 минут.
Test of Socio-Cultural Awareness
Тест состоит из 2-х частей. В первой части участникам предлагается адекватно распределить слова из предложенного списка на несколько групп, опираясь на экстралингвистические знания. Им необходимо вписать в правую графу номер соответствующего слова или словосочетания в бланке ответов (10 заданий)
Время выполнения 1-й части – 10 минут.
Во второй части участникам предлагается 10 заданий в виде вопросов страноведческого характера. Задания представлены в форме множественного выбора.
Время выполнения 2-ой части –15 минут.
3. Структура и содержание заданий для 1 курса (II этап)
3.1. Test of Listening Comprehension
Аудирование текста в записи (2.20 минут). Текст состоит из 5 диалогов. Каждый диалог предъявляется два раза. После прослушивания участники выполняют тест в форме множественного выбора в течение двух минут (5 заданий).
Время выполнения – 10 минут.
3.2. Test of Grammar and Vocabulary
Выполнение лексико-грамматического теста в виде множественного выбора (20 заданий).
Время выполнения –30 минут.
3.3. Test of Reading Comprehension
Чтение двух текстов (объем 1-го текста – 1400 п.зн.; объем 2-го текста – 2500 п.зн.) без словаря и выполнение письменного задания к ним. Задания к 1-му тексту составлены в виде множественного выбора (5 заданий); ко 2-му тексту даны задания в форме сопоставления предлагаемых в тесте обобщающих предложений с частями текста, согласно их содержанию (8 заданий).
Время выполнения –25 минут.
3.4. Test of Socio-Cultural Awareness
Тест состоит из 2-х частей. В первой части участникам предлагается адекватно распределить слова из предложенного списка на несколько групп, опираясь на экстралингвистические знания. Им необходимо вписать в правую графу номер соответствующего слова или словосочетания в бланке ответов (5 заданий)
Время выполнения 1-ой части –10 минут.
Во второй части участникам предлагается 10 заданий в виде вопросов страноведческого характера. Задания представлены в форме множественного выбора.
Время выполнения 2-ой части –15 минут.
3. Структура и содержание заданий для 2 курса (I этап)
3.1. Test of Listening Comprehension
Аудирование текста в записи (3.20 минут). Текст состоит из 6 диалогов. Каждый диалог предъявляется два раза. После прослушивания участники выполняют тест в форме множественного выбора в течение двух минут. (6 заданий)
Время выполнения – 15 минут.
3.2. Test of Grammar and Vocabulary
Выполнение лексико-грамматического теста в виде множественного выбора (20 заданий).
Время выполнения –30 минут.
3.3. Test of Reading Comprehension
Чтение двух текстов (объем 1-го текста – 1500 п.зн.; объем 2-го текста – 2000 п.зн.) без словаря и выполнение к ним заданий. Задания к 1-му тексту составлены в виде множественного выбора (5 заданий). Во 2-ой части участникам необходимо вставить данные после текста предложения, в пропущенные места согласно его содержанию (8 заданий).
Время выполнения –20 минут.
3.4. Test of Socio-Cultural Awareness
Тест состоит из 2-х частей. В первой части участникам предлагается три минидиалога. Им необходимо найти допущенные в тексте ошибки и на бланке ответов вписать наиболее подходящий с их точки зрения вариант, в предлагаемой ситуации.
Время выполнения 1-ой части –10 минут.
Во второй части участникам предлагается 10 заданий в виде вопросов страноведческого характера. Задания представлены в форме множественного выбора.
Время выполнения 2-ой части –15 минут.
3. Структура и содержание заданий для 2 курса (II этап)
3.1. Test of Listening Comprehension
Аудирование текста в записи (3.20 минут). Текст состоит из 6 диалогов. Каждый диалог предъявляется два раза. После прослушивания участники выполняют тест в форме множественного выбора в течение двух минут. (6 заданий)
Время выполнения – 15 минут.
3.2. Test of Grammar and Vocabulary
Выполнение лексико-грамматического теста в виде множественного выбора (20 заданий).
Время выполнения –30 минут.
3.3. Test of Reading Comprehension
Чтение двух текстов (объем 1-го текста –2400 п.зн.; объем 2-го текста –1400 п.зн.) без словаря и выполнение к ним заданий. В задании к первому тексту участникам необходимо вставить в пропущенные места данные после текста предложения согласно его содержанию. (8 заданий)
Задания ко второму тексту состоят из 6 утверждений. Участникам необходимо решить является ли утверждение истинным или ложным и на бланке ответов обвести соответствующий знак (T или F).
Время выполнения – 20 минут.
3.4. Test of Socio-Cultural Awareness
Тест состоит из 2-х частей. В первой части участникам предлагается три минидиалога. Им необходимо найти допущенные в тексте ошибки и на бланке ответов вписать наиболее подходящий с их точки зрения вариант, в предлагаемой ситуации.
Время выполнения 1-ой части –10 минут.
Во второй части участникам предлагается 10 заданий в виде вопросов страноведческого характера. Задания представлены в форме множественного выбора.
Время выполнения 2-ой части –15 минут.
IV. Критерии оценивания
На олимпиаде оценивается уровень овладения учащимися следующими видами речевой деятельности: восприятие на слух, чтение, а также проверяется уровень сформированности знаний, умений и навыков, владение которыми позволит ему приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации.
Все задания олимпиады оцениваются из расчета 1 балл за каждый правильный ответ теста.
V. Определение и награждение победителей олимпиады
5.1. Победители в личном зачете определяются по наибольшему количеству набранных баллов по выполненным заданиям.
Лучшие личные результаты распределяются на 1-ое, 2-ое и 3-е места среди студентов факультета. Студенты, занявшие призовые места по итогам I тура, принимают участие во II туре олимпиады. Победители олимпиады награждаются ценными призами и грамотами.
VI. Апелляция
6.1. Апелляция проводится в день олимпиады после подведения итогов и оглашения победителей. Заявления на апелляцию принимаются в письменном виде.
Бланки для ответов – приложение 1
Ответы – приложение 2
Задания – приложение 3
При составлении олимпиадных заданий использовались:
- Материалы Всероссийских Гуманитарных олимпиад «Полиглот», «Полиглот Плюс», организуемых Российской Академией образования, Факультетом иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова, Национальным объединением преподавателей английского языка, московской экономической школой.
- Стандартизованные тесты по грамматике, лексике, чтению для конкурсного отбора специалистов направляемых на переподготовку и повышение квалификации в соответствии с Государственным планом по Программе подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации.
- Going for Gold. Pearson Education Limited. 2003.Course book (Upper - Intermediate) Longman. -176 c.
- Сборник примерных экзаменационных материалов для письменного вступительного экзамена по английскому языку. МГИМО (У) МИД РФ, 2002. – 53с.
- Английский язык: 11 класс: Олимпиадные задания / Авт./сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 130 с.
- Market Leader. D. Cotton, D. Falvey, Simon Kent. Pearson Education Limited, 2002.