Самостоятельная работа студентов III-го курса СПО

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов и дисциплин. В качестве одной из важных целей в “Стратегии модернизации содержания общего образования” [Стратегия 2001] рассматривается развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации (другими словами, декларируется тезис “учись учиться”). Современное образование должно создавать условия, при которых каждый обучающийся может научиться работать с предоставляемой преподавателем информацией, находить ее самостоятельно и обрабатывать полученную информацию.

Самостоятельная работа обучающихся является одним из важных элементов учебного процесса. В ходе самостоятельной работы перед обучающимися ставятся как проблемные теоретические вопросы, так и практические задачи, при решении которых необходимо проявить способности творческого применения знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий по дисциплине “Физическая культура”.

Вашему вниманию представляется три самостоятельные работы по дисциплине “Физическая культура” для обучающихся III курса СПО по специальности “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”.

Самостоятельная работа № 1

Тема. Составление комплекса общеразвивающих упражнений для проведения разминки.

Цель. Овладение умением планировать и проводить общеразвивающие упражнения.

Задачи. Подобрать и уточнить технику выполнения упражнения; определить последовательность и организовать выполнение общеразвивающих упражнений.

Учебное задание. Подготовиться к практическому занятию и провести общеразвивающие упражнения.

Подготовка к проведению разминки:

  • подобрать упражнения;
  • уточнить технику выполнения упражнения;
  • продумать показ и объяснение упражнения;
  • оформить комплекс общеразвивающих упражнений по сложившейся в практике форме.

№ п/п

Содержание упражнения

Дозировка

Организационно-методические указания

1.

И.п. – ст. руки на пояс.

1 – наклон головы вперед;
2 – наклон головы назад;
3 – наклон головы влево;
4 – наклон головы вправо.

4 раза

Спина прямая

Необходимо вписать в таблицу не менее 8 упражнений.

Во время проведения разминки:

  • показать упражнение, акцентируя внимание на технической основе;
  • организовать выполнение упражнений;
  • уточнить технику выполнения упражнения;
  • вести подсчет при выполнении упражнения.

После проведения разминки: оценить выполнение упражнений группой и отдельными занимающимися.

Форма контроля. Консультирование. Отчет в форме конспекта и оценка группой проведенной разминки.

Время выполнения. 4 ч.

Самостоятельная работа № 2

Тема. Основы спортивной тренировки.

Цель. Приобретение знаний о задачах, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, о дидактических закономерностях в спорте.

Задачи. Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы; самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование, аннотация, цитирование, тезисы); анализировать, систематизировать и обобщать полученные литературные сведения; оформлять реферат в соответствии с установленными требованиями.

Учебное задание. Закрепить пройденный материал, руководствуясь следующим планом.

  1. Роль тренировки в подготовке спортсменов.
  2. Средства спортивной тренировки.
  3. Общедидактические методы и их использование в спортивной тренировке.
  4. Методы строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке и их характеристика.
  5. Использование игрового и соревновательного метода в спортивной тренировке.
  6. Принципы спортивной тренировки и их характеристика.

Литература

  • Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительные группы. – М., 1987.
  • Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М., 1997.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.

Форма контроля. Реферат.

Время выполнения. 6 ч.

Самостоятельная работа № 3

Тема. Теоретико-практические основы воспитания физических качеств.

Цель. Формирование знаний о средствах, методах и методиках воспитания физических качеств; овладение умением реализовывать в практической деятельности знания о закономерностях развития физических качеств.

Задачи. Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы; самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование, аннотация, цитирование, тезисы); анализировать, систематизировать и обобщать полученные литературные сведения.

Учебное задание. Выполнить письменные работы по приведенным ниже табличным формам.

1. Средства воспитания физических качеств.

Средства воспитания физических качеств

Сила

Скоростные способности

Выносливость

Координационные способности

Гибкость

         

Необходимо вписать в каждый столбец по 5 упражнений, целенаправленно воздействующих на развитие того или иного физического качества.

2. Физические качества, методы их воспитания и краткая характеристика методов.

Физические качества

Методы воспитания

Характеристика методов

     

В первый столбец необходимо вписать физические качества, во второй – методы их воспитании, в третьем – дать краткую характеристику каждому методу.

3. Физические качества и контрольные упражнения (тесты) для определения уровня их развития.

Физические качества

Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств

   

В первый столбец необходимо вписать физические качества. Во второй – не менее 3 контрольных упражнений для оценки уровня развития того или иного физического качества.

Литература

  • Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.
  • Донской Д.Д. Биомеханика и основы спортивной тренировки. – М., 1990.
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
  • Смирнов Ю.И., Полевещиков М.М. Спортивная метрология. – М., 2000.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.

Форма контроля. Письменные работы.

Время выполнения. 8 ч.