В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов и дисциплин. В качестве одной из важных целей в “Стратегии модернизации содержания общего образования” [Стратегия 2001] рассматривается развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации (другими словами, декларируется тезис “учись учиться”). Современное образование должно создавать условия, при которых каждый обучающийся может научиться работать с предоставляемой преподавателем информацией, находить ее самостоятельно и обрабатывать полученную информацию.
Самостоятельная работа обучающихся является одним из важных элементов учебного процесса. В ходе самостоятельной работы перед обучающимися ставятся как проблемные теоретические вопросы, так и практические задачи, при решении которых необходимо проявить способности творческого применения знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий по дисциплине “Физическая культура”.
Вашему вниманию представляется три самостоятельные работы по дисциплине “Физическая культура” для обучающихся III курса СПО по специальности “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”.
Самостоятельная работа № 1
Тема. Составление комплекса общеразвивающих упражнений для проведения разминки.
Цель. Овладение умением планировать и проводить общеразвивающие упражнения.
Задачи. Подобрать и уточнить технику выполнения упражнения; определить последовательность и организовать выполнение общеразвивающих упражнений.
Учебное задание. Подготовиться к практическому занятию и провести общеразвивающие упражнения.
Подготовка к проведению разминки:
- подобрать упражнения;
- уточнить технику выполнения упражнения;
- продумать показ и объяснение упражнения;
- оформить комплекс общеразвивающих упражнений по сложившейся в практике форме.
№ п/п |
Содержание упражнения |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
1. |
И.п. – ст. руки на пояс. 1 – наклон
головы вперед; |
4 раза |
Спина прямая |
Необходимо вписать в таблицу не менее 8 упражнений.
Во время проведения разминки:
- показать упражнение, акцентируя внимание на технической основе;
- организовать выполнение упражнений;
- уточнить технику выполнения упражнения;
- вести подсчет при выполнении упражнения.
После проведения разминки: оценить выполнение упражнений группой и отдельными занимающимися.
Форма контроля. Консультирование. Отчет в форме конспекта и оценка группой проведенной разминки.
Время выполнения. 4 ч.
Самостоятельная работа № 2
Тема. Основы спортивной тренировки.
Цель. Приобретение знаний о задачах, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, о дидактических закономерностях в спорте.
Задачи. Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы; самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование, аннотация, цитирование, тезисы); анализировать, систематизировать и обобщать полученные литературные сведения; оформлять реферат в соответствии с установленными требованиями.
Учебное задание. Закрепить пройденный материал, руководствуясь следующим планом.
- Роль тренировки в подготовке спортсменов.
- Средства спортивной тренировки.
- Общедидактические методы и их использование в спортивной тренировке.
- Методы строго регламентированного упражнения в спортивной тренировке и их характеристика.
- Использование игрового и соревновательного метода в спортивной тренировке.
- Принципы спортивной тренировки и их характеристика.
Литература
- Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительные группы. – М., 1987.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М., 1997.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.
Форма контроля. Реферат.
Время выполнения. 6 ч.
Самостоятельная работа № 3
Тема. Теоретико-практические основы воспитания физических качеств.
Цель. Формирование знаний о средствах, методах и методиках воспитания физических качеств; овладение умением реализовывать в практической деятельности знания о закономерностях развития физических качеств.
Задачи. Научиться библиографическому поиску нужной литературы в соответствии с темой работы; самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование, аннотация, цитирование, тезисы); анализировать, систематизировать и обобщать полученные литературные сведения.
Учебное задание. Выполнить письменные работы по приведенным ниже табличным формам.
1. Средства воспитания физических качеств.
Средства воспитания физических качеств |
||||
Сила |
Скоростные способности |
Выносливость |
Координационные способности |
Гибкость |
Необходимо вписать в каждый столбец по 5 упражнений, целенаправленно воздействующих на развитие того или иного физического качества.
2. Физические качества, методы их воспитания и краткая характеристика методов.
Физические качества |
Методы воспитания |
Характеристика методов |
В первый столбец необходимо вписать физические качества, во второй – методы их воспитании, в третьем – дать краткую характеристику каждому методу.
3. Физические качества и контрольные упражнения (тесты) для определения уровня их развития.
Физические качества |
Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств |
В первый столбец необходимо вписать физические качества. Во второй – не менее 3 контрольных упражнений для оценки уровня развития того или иного физического качества.
Литература
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.
- Донской Д.Д. Биомеханика и основы спортивной тренировки. – М., 1990.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
- Смирнов Ю.И., Полевещиков М.М. Спортивная метрология. – М., 2000.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.
Форма контроля. Письменные работы.
Время выполнения. 8 ч.