В России происходит активное развитие рынка, и все большее число граждан и организаций участвуют в операциях с недвижимостью. Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как рынки труда, капитала, товаров и услуг для своего функционирования должны иметь и арендовать необходимые им территории, помещения. Посредством рыночного механизма и государственного регулирования рынок недвижимости обеспечивает: создание новых объектов недвижимости, установление равновесных цен на объекты недвижимости, эксплуатацию (управление) объекта недвижимости, передачу прав на недвижимость.
Рынок недвижимости традиционно классифицируют на рынок жилья и рынок коммерческой недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости – это рынок объектов, используемых для коммерческой деятельности: офисы, склады, торговые площади.
В силу особой значимости объектов недвижимости, зафиксированной в комплексе законодательных документов регулирования земельно-имущественных отношений, все сделки с недвижимостью в обязательном порядке должны сопровождаться в документах кадастрового учета. Это и определяет необходимость подготовки специалистов земельно-имущественных отношений.
В 2012-2013 учебном году ГБОУ СПО Строительный колледж №12 города Москвы впервые осуществляет выпуск специальности 120714 “Земельно-имущественные отношения”. Введение данной специальности обусловлено особой ролью недвижимого имущества в экономической и социально-культурной жизни любого общества. Потребность в высококвалифицированных специалистах предполагает освоение новых подходов к современному образованию. Эффективная реализация любой современной технологии возможна при наличии качественного научно-методического обеспечения.
В процессе обучения преподаватели специальности 120714 используют разнообразные методы и формы обучения: проблемный метод (проблемное изложение); репродуктивный; частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); формы презентаций, конференций, деловой игры. Для повышения эффективности обучения и развития творческого потенциала студентов применяются нетрадиционные уроки – это урок-конкурс, урок-экскурсия, урок-устный журнал, урок-деловая игра. Широкое распространение получили уроки в форме деловой игры “КВВН – клуб веселых, внимательных и начитанных”. В рамках недели специальности деловая игра проводится как обобщающий урок после изучения любой дисциплины или группы дисциплин. Урок можно проводить, как с целью профориентационной работы в школах, так и для студентов I-II курсов.
Цели урока:
- обучающая цель – углубить знания в области финансово-хозяйственной деятельности организации;
- развивающая цель – сформировать познавательный интерес, логическое мышление (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать), профессиональные компетенции обучающихся посредством решения практических задач;
- воспитательная цель – формировать коммуникативную компетентность в профессиональном социуме, интерес к будущей профессиональной деятельности, стремление к приобретению профессиональных навыков, коммуникативные качества обучающихся для ведения дискуссий с целью аргументированного и корректного убеждения оппонентов.
Подготовка к уроку: студенты делятся на две или три команды во главе с капитаном в зависимости от численности в группе. Каждая команда заранее придумывает название команды, приветствие и девиз. В ходе урока проводятся следующие конкурсы:
- конкурс капитанов, основанный на составлении ассоциативной цепочки из понятий и терминов дисциплины;
- конкурс вопросов-тестов;
- конкурс частушек про налоги;
- конкурс рекламы, посвященный деятельности специалиста земельно-имущественных отношений;
- конкурс принятия управленческих решений на основе использования ситуационных задач и другие.
Урок завершается подведением итогов и награждением победителей.
Неотъемлемой составной частью образовательного процесса является практика (учебная и производственная). В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования практика проводится с целью получения первичных профессиональных навыков работы с экономической, нормативно-управленческой и справочной документацией, другими информационными источниками; ведения делопроизводства; применения основных методов и приемов статистики; проведения учета и инвентаризации имущества, земли; определения технического состояния объекта земельно-имущественных отношений; оформления оценочных документов; пользования геоинформационными системами (ГИС – технологиями), работы с цифровыми и электронными картами, а также приобретения умений пользователя компьютерной техники.
По окончании практики на основе анализа цен на квартиры (дома) в населенном пункте студент должен уметь построить простую сводку и оформить ее таблицей; провести маркетинговые исследования рынка недвижимости. В качестве источников маркетинговой информации студенты используют рекламные издания, бюллетени, СМИ. По выбранным источникам информации объектом исследования становится рынок земельных участков (спрос и предложение) Подмосковья с различными параметрами по размерам участков, а также по расстоянию от города Москвы. Результатом выполненной работы является подготовленный отчет о проведенных маркетинговых исследованиях с обоснованием принятого маркетингового решения, например, возможности приобретения земельного участка (или отказа от приобретения).
По специальности 120714 “Земельно-имущественные отношения” предусмотрен итоговый междисциплинарный экзамен, который является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе СПО. Междисциплинарный экзамен проводится с целью выявления соответствия уровня качества подготовки выпускника государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового уровня. Экзамен проводится по группе дисциплин в соответствии с программой ИГА в два этапа: I этап – контроль теоретических знаний (письменный, компьютерное тестирование) по группе дисциплин, II этап – решение практических профессиональных задач (устно) по данным дисциплинам.
С принятием основных правовых государственных кодексов в области земельного, жилищного, лесного, налогового законодательства выпускники данных специальностей получили более широкий статус. С 2008 года введен Единый кадастр земель и недвижимости. При этом в большинстве организаций этой сферы ощущается нехватка грамотных специалистов данного профиля.
В рамках предоставленной субсидии из бюджета города Москвы на реализацию механизмов развития и эффективного использования потенциалов вузов в интересах города ФГБОУ ВПО “Государственный университет по землеустройству” осуществляет повышение профессионального уровня преподавания дисциплин по направлению “Землеустройство и кадастры” в профильных учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы и проводит обучение по курсу “Учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплин по направлению “Землеустройство и кадастры”.
Для дальнейшего повышения профессионального уровня преподавания дисциплин по данной специальности институт повышения квалификации “Информкадастр” на базе вышеуказанного вуза готовит портал постоянного доступа преподавателям среднего профессионального образования.
Три преподавателя со специальности “Земельно-имущественные отношения” ГБОУ СПО СК №12 в 2012 году прошли повышение квалификации на данных курсах для совершенствования методов и форм организации учебного процесса. Полученные знания и умения способствуют повышению качества учебного процесса на современном уровне и конкурентоспособности выпускников. При проведении уроков преподаватели используют Интернет-ресурсы, информационные технологии землеустройства и кадастра недвижимости, электронные учебники.
Востребованность выпускников данной специальности на цивилизованном рынке недвижимости подтверждена и при посещении студентами Строительного колледжа №12 Московской международной выставки “Образование и карьера – XXI век” при поддержке Министерства образования и науки РФ. Они прошли тестирование, результатом которого было подтверждение правильности выбора специальности и ее актуальность.
В дальнейшем предстоит продолжить работу по созданию учебно-методической документации и развитию материально-технической базы специальности 120714 “Земельно-имущественные отношения” в связи с введением ФГОС СПО третьего поколения.