Тип урока: урок построен по технологии развития критического мышления.
Цели:
- знакомство с особенностями содержания корейской сказки, её языком;
- формирование приемов понимания текста;
- развитие устной речи учащихся, обогащение словаря;
- воспитание личности, способной оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики;
- совершенствование навыка чтения.
Необходимое оборудование и материалы: учебник Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», маркерная доска, тетрадь, ромашка Блума, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!
Учитель: Мы сегодня с вами узнаем много нового. Все у нас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать все вместе.
Посмотрите на план нашего урока.(картинный)
2. Актуализация опорных знаний.
– С произведениями какого жанра мы работаем на последних уроках?
– Какие виды сказок мы знаем? Проверим. (Кластер)
– Перечислим признаки сказок. Проверим. (Кластер)
На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата»
– Какой раздел учебника мы читаем? Как понимаете эту пословицу?
(Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)
– Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?
(Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)
– Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?
(Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)
– Молодцы.
3. Речевая разминка.
а) Дыхательная гимнастика. (Стоя)
Каша кипит. Исходное положение: одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Подуй на одуванчик. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.
Дровосек. Медленный вдох через нос, руки поднимаем вверх и соединяем в замок. Имитируем удар топором, произнося: «Ух!»
б) Скороговорка: Вот топор, вот топорище. Вот кнут, вот кнутовище.
1 раз читает учитель, 2 – для себя жужжащим чтением, 3 – вслух.
Что такое топор, вы знаете, а слово «топорище» вам знакомо? Возьмите карточку, прочитайте текст и расставьте условные знаки. (Краткий инструктаж).
в) Чтение текста о топоре («Инсерт»). (Приложение 1)
Тихо встали.
– Что было для вас абсолютно новым? Что вызвало интерес, и вы захотели об этом узнать подробнее?
4. Вызов: – А как вы думаете, делают ли топоры из драгоценных металлов? И какой топор самый ценный? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы. Садитесь.
5. Осмысление.
А хотелось бы пообщаться с новым произведением?
Итак, начинаем. Прочитайте название нашего нового произведения. (На доске вывешивается карточка). (Приложение 2)
Кто написал это произведение?
Значит, мы знакомимся с корейским фольклором. А корейцы наши соотечественники, или жители иной страны? Как она называется?
Мы знакомимся с произведением в оригинале или в переводе?
Давайте вернемся к названию. О чем говорит название?
А каких людей называют честными?
Открываем учебник по закладке. Оказывается, к этому тексту есть иллюстрация. Мы можем оставить ее без внимания?
Что интересного может сообщить нам иллюстрация? (Если в ответах детей не прозвучит, то акцентировать их внимание на одежду, необычное в облике старика, отношение между мальчиком и стариком, кем является старик.)
Послушайте сказку. Читает учитель с остановкой: «Попробуйте задать творческий вопрос».
На доске ромашка Блума. Ответьте на него в парах.
Дерево предсказаний. Тема урока становится стволом, дети пишут на листочках свои ответы, озвучивают их и прикрепляют на дерево.
– Слушайте дальше.
– Понравилась ли вам сказка? Кто главные герои?
– О чём мы правильно догадались?
Физминутка. (танец)
Чтение с остановками.
– Давайте читать сказку вместе.
Чтение 1 части цепочкой по 1 предложению.
Задайте своим друзьям простые вопросы, используя ромашку вопросов. Выборочное чтение при ответах.
(Когда жил мальчик? Что случилось с отцом? Где работала мать? Чем занимался мальчик? Где росло большое дерево? Куда упал топор? )
– А что означает выражение: «Для него ведь топор дороже золота».
– А правильно ли я поняла, что этот мальчик был бедным? (уточняющий вопрос). Докажите.
Чтение 2 части цепочкой.
– Перечитайте слова старичка. Попробуйте их оценить и уточните у друзей правы ли вы.
Уточняющие вопросы.
– Читаем дальше.
Чтение 3 части заранее подготовленными детьми по ролям.
– Задайте простые и объясняющие вопросы.
– А почему усмехнулся старик в седую бороду, когда мальчик не взял золотой топор?
– Как вы относитесь к словам мальчика? (Оценочный вопрос.)
Чтение 4 части.
Объясняющие и оценочные вопросы.
Параллельно ведется лексическая работа со словами и словосочетаниями:
- Позарился;
- Поблагодарил сто и тысячу раз.
– Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?
– Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
Дифференцированная работа в группах. (Стоя)
– Давайте продолжим работу над сказкой по группам.
1 группа. Деформированный план. (Работают на маркерной доске)
Дети, перед вами план. Расставьте цифры, восстановите порядок.
Встреча мальчика со стариком.
Награда.
С мальчиком случилась беда.
Три топора.
2 группа. Составление и анализ пословиц. (карточки)
– Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению.
Всяк правду хвалит, там и счастье.
Где правда, да не всяк ее сказывает.
Беден, да честен.
Честность — самая лучшая привычка.
Честность всего дороже.
3 группа. Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой)
- Кто автор нашей сказки?
- Докажите, что мы читали сказку (при помощи кластера).
- Назовите главных героев сказки.
- Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
- Оцените поступки героев. Какими были мальчик и старичок?
- Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Проверим работу 2 группы.
Дополнительное задание в тетради. (Приложение 3)
Проверка. Приготовьте сигналы. (Зелёный – согласен, красный – не согласен, жёлтый – сомневаюсь.)
– Молодцы.
– К какой группе сказок ее можно отнести? (Кластер)
– Почему эта сказка помещена в разделе "Сказка мудростью богата"?
6. Рефлексия урока.
– Так делают ли топоры из драгоценных металлов? Какой же топор самый ценный? Почему?
– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
7. Домашнее задание.
Вернёмся к нашему дереву предсказаний. Вы предложили несколько версий развития событий. Дома придумайте свою сказку по 1 из версий.
Открываем дневники, записываем: придумать сказку.
8. Самооценка.
– Ребята, мы хорошо поработали сегодня на уроке. Как вы считаете мы выполнили наш план? Попробуйте оценить себя:
- если вы активно работали, правильно рассуждали и учились думать возьмите из сундучка золотую монетку;
- если на уроке вы старались работать, задавать вопросы и находить ответы, но не всё получилось – возьмите серебряную монетку;
- а если вы сегодня не очень активно работали, старались искать ответы на вопросы, но не нашли – возьмите медную монетку.
– Молодцы. Спасибо за урок.
Задания группам (Приложение 4).