Урок литературного чтения по теме "Честный мальчик. Корейская сказка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок построен по технологии развития критического мышления.

Цели: 

  • знакомство с особенностями содержания корейской сказки, её языком;
  • формирование приемов понимания текста;
  • развитие устной речи учащихся, обогащение словаря;
  • воспитание личности, способной оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики;
  • совершенствование навыка чтения.

Необходимое оборудование и материалы: учебник Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», маркерная доска, тетрадь, ромашка Блума, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!

Учитель: Мы сегодня с вами узнаем много нового. Все у нас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать все вместе.

Посмотрите на план нашего урока.(картинный)

2. Актуализация опорных знаний.

– С произведениями какого жанра мы работаем на последних уроках?

– Какие виды сказок мы знаем? Проверим. (Кластер)

– Перечислим признаки сказок. Проверим. (Кластер)

На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата»

Какой раздел учебника мы читаем? Как понимаете эту пословицу?

(Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)

Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

(Все народы во все времена ценят  умных, мудрых людей.)

Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

(Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные  ценности.)

– Молодцы.

3. Речевая разминка.

а) Дыхательная гимнастика. (Стоя)

Каша кипит. Исходное положение: одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Подуй на одуванчик. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.

Дровосек. Медленный вдох через нос, руки поднимаем вверх и соединяем в замок. Имитируем удар топором, произнося: «Ух!»

б) Скороговорка: Вот топор, вот топорище. Вот кнут, вот кнутовище.

1 раз читает учитель, 2 – для себя жужжащим чтением, 3 – вслух.

Что такое топор, вы знаете, а слово «топорище» вам знакомо? Возьмите карточку, прочитайте текст и расставьте условные знаки. (Краткий инструктаж).

фото1

в) Чтение текста о топоре («Инсерт»). (Приложение 1)

Тихо встали.

– Что было для вас абсолютно новым? Что вызвало интерес, и вы захотели об этом узнать подробнее?

4. Вызов: – А как вы думаете,  делают ли топоры из драгоценных металлов? И какой топор самый ценный? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы. Садитесь.

5. Осмысление.

А хотелось бы пообщаться с новым произведением?

Итак, начинаем. Прочитайте название нашего нового произведения. (На доске вывешивается карточка). (Приложение 2)

Кто написал это произведение?

Значит, мы знакомимся с корейским фольклором. А корейцы наши соотечественники, или жители иной страны? Как она называется?

Мы знакомимся с произведением в оригинале или в переводе?

Давайте вернемся к названию. О чем говорит название?

А каких людей называют честными?

Открываем учебник по закладке. Оказывается, к этому тексту есть иллюстрация. Мы можем оставить ее без внимания?

Что  интересного может сообщить нам иллюстрация? (Если в ответах детей не прозвучит, то акцентировать их внимание на одежду, необычное в облике старика, отношение между мальчиком и стариком, кем является старик.)

Послушайте сказку. Читает учитель с остановкой: «Попробуйте задать творческий вопрос».

На доске ромашка Блума. Ответьте на него в парах.                                          

Дерево предсказаний. Тема урока становится стволом, дети пишут на листочках свои ответы, озвучивают их и прикрепляют на дерево.

– Слушайте дальше.

– Понравилась ли вам сказка? Кто главные герои?

– О чём мы правильно догадались?

Физминутка. (танец)

Чтение с остановками.

– Давайте читать сказку вместе.

Чтение 1 части цепочкой по 1 предложению.

Задайте своим друзьям простые вопросы, используя ромашку вопросов. Выборочное чтение при ответах.

(Когда жил мальчик? Что случилось с отцом? Где работала мать? Чем занимался мальчик? Где росло большое дерево? Куда упал топор? )

– А что означает выражение: «Для него ведь топор дороже золота».

– А правильно ли я поняла, что этот мальчик был бедным? (уточняющий вопрос). Докажите.

Чтение 2 части цепочкой.

– Перечитайте слова старичка. Попробуйте их оценить и уточните у друзей правы ли вы.

Уточняющие вопросы.

– Читаем дальше.

Чтение 3 части заранее подготовленными детьми по ролям.

– Задайте простые и объясняющие вопросы.

– А почему усмехнулся старик в седую бороду, когда мальчик не взял золотой топор?

– Как вы относитесь к словам мальчика? (Оценочный вопрос.)

Чтение 4 части.

Объясняющие и оценочные вопросы.

Параллельно ведется лексическая работа со словами и словосочетаниями:

  • Позарился;
  • Поблагодарил сто и тысячу раз.

– Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

– Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность? 

Дифференцированная работа в группах. (Стоя)

– Давайте продолжим работу над сказкой по группам.

1 группа. Деформированный план. (Работают на маркерной доске)

Дети, перед вами план. Расставьте цифры, восстановите порядок.

цифра Встреча мальчика со стариком.

цифра Награда.

цифра С мальчиком случилась беда.

цифра Три топора.

2 группа. Составление и анализ пословиц. (карточки)

– Прочитайте внимательно отрывки пословиц и соберите их вместе. Подберите пословицы, подходящие к нашему произведению.

Всяк правду хвалит,                     там и счастье.
Где правда,                                   да не всяк ее сказывает.    
Беден, да                                      честен.
Честность —                              самая лучшая привычка.
Честность всего                         дороже.

3 группа. Подведите итог нашей работы. (работают у 1 стола с памяткой)

  • Кто автор нашей сказки?
  • Докажите, что мы читали сказку (при помощи кластера).
  • Назовите главных героев сказки.
  • Какие события происходили в сказке? Проверим правильность составления плана.
  • Оцените поступки героев. Какими были мальчик и старичок?
  • Чему учит сказка? Как можно сформулировать её основную мысль? Проверим работу 2 группы.

Дополнительное задание в тетради. (Приложение 3)

Проверка. Приготовьте сигналы. (Зелёный – согласен, красный – не согласен, жёлтый – сомневаюсь.)

– Молодцы.

– К какой группе сказок ее можно отнести? (Кластер)

– Почему эта сказка помещена в разделе "Сказка мудростью богата"?

фото2

6. Рефлексия урока.

– Так делают ли топоры из драгоценных металлов?  Какой же топор самый ценный? Почему?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

7. Домашнее задание.

Вернёмся к нашему дереву предсказаний. Вы предложили несколько версий развития  событий. Дома придумайте свою сказку по 1 из версий.

Открываем дневники, записываем: придумать сказку.

8. Самооценка.

– Ребята, мы хорошо поработали сегодня на уроке. Как вы считаете мы выполнили наш план? Попробуйте оценить себя:

  • если вы активно работали, правильно рассуждали и учились думать возьмите из сундучка золотую монетку;
  • если на уроке вы старались работать, задавать вопросы и находить ответы, но не всё получилось – возьмите серебряную монетку;
  • а если вы сегодня не очень активно работали, старались искать ответы на вопросы, но не нашли – возьмите медную монетку.

– Молодцы. Спасибо за урок.

Задания группам (Приложение 4).