Тема урока: "Соединение деталей изделия". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Тема урока: Соединение деталей изделия.

Практическая работа: Соединение карманов с нижней частью фартука.

Тип урока: Практическая работа.

Характеристика темы: Раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды» рассчитан на 24 часа. На данном уроке идет обучение  приемам технологии  обработки  швейного изделия. Тема направлена на развитие творческой стороны личности, поэтому воспринимается с интересом, способствует хорошей мотивации и развитию познавательной активности.

Характеристика класса: Из 12-ти девочек могут работать:

  • 3 – на репродуктивном уровне,
  • 5 – на конструктивном уровне,
  • 4 – на творческом уровне.

Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний приемов обработки швейного изделия, работы над проектом.

Триединая дидактическая цель:

  • Развивающий аспект: создать условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков.
  • Познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися приемов обработки швейных изделий.
  • Воспитательный аспект: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе.

Оборудование: ножницы, нитки, иголки, булавки, линейки, мел, карандаши, учебник 5-го класса, швейная машина.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация рабочего места. Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Мотивация

Мы сегодня продолжаем работу над творческим проектом «Изготовление фартука» (Приложение 1. См. Презентацию «Проект «Изготовление фартука»).  На сегодняшний день мы оформили часть проектной документации по фартуку в папку с проектом, начали создавать презентацию для защиты проекта, обработали такие детали кроя, как: бретель, нагрудник, нижняя часть, – и подготовили к обработке карманы. 

3. Актуализация

Прежде чем приступить к новой теме, давайте поработаем на доске, ибо повторение – мать учения, а терпение и труд – все перетрут!

На доске тест с вариантами верных ответов (Приложение 2. См. Презентацию «Обработка карманов» слайды №№1-3).

4.  Целеполагание

Мы с вами находимся на середине пути изготовления швейного изделия. Верхняя часть фартука, состоящая из нагрудника с бретелями уже готова. Нижняя часть с обработанными срезами ждет свое главное украшение – карманы. Мы их подготовили к обработке на прошлом уроке. Сегодня нам предстоит соединить карманы с нижней частью фартука (Приложение 2. Слайд №4 презентации «Обработка карманов»).  Какова, по вашему мнению, конечная цель нашего сегодняшнего урока? (цель урока записать мелом на доске)

5. Осознание и осмысление учебного материала

Цель сегодняшнего урока мы с вами определили. Давайте сейчас все вместе попытаемся разработать маршрут продвижения к намеченной цели, или определить последовательность выполнения работы (дети предлагают свои варианты, после чего на экране появляется слайд №5 презентации «Обработка карманов» Приложение 2).

Перед началом выполнения задания нелишне будет напомнить правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Дети, кто готов провести нам инструктаж по безопасным приемам работы? (Выслушиваем инструктаж, а затем проецируем на экран слайд №6 презентации «Обработка карманов» Приложение 2)

  • Не закалывать булавки и иголки в одежду
  • Не держать их во рту
  • Использовать игольницу
  • Сосчитать количество булавок до и после работы
  • Ножницы на столе должны находиться с сомкнутыми концами
  • Передавать ножницы кольцами вперед

Итак, приступаем к выполнению задания. Алгоритм действия находится на экране (слайд №5 презентации «Обработка карманов» Приложение 2).  

6.  Закрепление учебного материала

Практическая часть

Дети, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 65. Перед вами инструкционная карта по наметыванию кармана. А на доске вы можете видеть карту пооперационного контроля, чтобы соотнести выполненную вами работу с  оценкой ее качества (слайд №7 презентации «Обработка карманов» Приложение 2). После выполнения всех этапов алгоритма, включая пункт №4 (наметывание), просьба подойти для промежуточного контроля выполнения задания. Кто самостоятельно не может справиться с первыми четырьмя пунктами, подойдите, пожалуйста, ко мне, я продемонстрирую  вам, как выполняются эти операции.

По истечению времени проводится промежуточный контроль. (Во время работы необходимо сфотографировать процесс для внесения его в презентацию по защите проекта.)

Дети вы неплохо справились с первой частью задания и наметали карманы на нижнюю часть фартука. А сейчас нам предстоит провести операцию настрачивания карманов. Существуют небольшие секреты, как настрочить карманы ровно, аккуратно и красиво. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Я продемонстрирую вам все тонкости этой операции. Сейчас, если вы будете соблюдать правила, у вас все получится ровно и аккуратно. Можете приступать к выполнению машинных работ.

7. Подведение итогов, рефлексия

Результаты своей  работы я прошу оценить самостоятельно, используя предложенную карту пооперационного контроля, которую вы видите на экране (слайд №7 презентации «Обработка карманов» Приложение 2).

Подведение итогов урока.

  1. Чему научились на уроке?
  2. А как вы добывали полученные знания и умения?
  3. Понравилась ли вам своя работа?

Анализируем работы учащихся, выявляем и демонстрируем лучшие работы, выставляем отметки.

9. Домашнее задание.

В папке с проектной документацией продолжите оформление технологической главы проекта. Заполните таблицу «Технология изготовления фартука» раздел «Настрачивание карманов».