Пособие используется на групповых занятиях (10-12 детей), способствует развитию познавательной активности, любознательности и наблюдательности, сплочению детского коллектива, направлено на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы и через решение ряда конкретных задач:
- познакомить детей с характеристикой различных эмоциональных состояний и чувств, присущих человеку;
- научить замечать и определять эмоциональное состояние другого человека по мимике, выражению лица;
- научить оценке собственного эмоционального состояния и конструктивным способам управления собственным поведением и деятельностью – снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и т.д.;
- развивать эмоциональную произвольность, произвольность поведения и деятельности;
- развивать умение чувствовать и понимать другого человека;
- воспитывать желание и развивать умение помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека.
Пособие состоит из демонстрационных карт формата А4 с пиктограммами (“смайликами”) и графическими изображениями детских лиц, передающих через мимику и выражение различные эмоциональные состояния человека. Минимальное количество карт для создания “поля” – 24 шт. Каждая карта вложена в пластиковый карман. На оборотной стороне кармана наклеена метка. Метки – 24 разноцветных круга – по 6 штук желтого, зеленого, синего и красного цветов на каждом из которых номер от 1 до 6.
Два игровых кубика:
первый кубик по принципу “игральной кости”, только большего размера, из резины или другого мягкого упругого безопасного материала с точками от 1 до 6 на каждой грани;
второй кубик – от крупного конструктора из пластика, на четыре грани которого наклеено по кружку красного, синего, зеленого и желтого цветов в соответствии с цветом меток.
Вместо второго кубика можно использовать 4 круга четырех цветов, что и для меток, только с однотонной оборотной стороной.
На занятиях, постепенно вносятся все новые пиктограммы и изображения, детей знакомят с такими эмоциями и чувствами как добро, зло, грусть, печаль, радость, веселье, страх, ужас, спокойствие, удивление, усталость и другие.
Рассматривая изображения, перед детьми ставятся вопросы:
- Какие чувства испытывает этот “смайлик” (мальчик, девочка)?
- Как ты узнал?
- Как ты думаешь, почему он злится (грустит, чему радуется)?
- А что может разозлить тебя?
- Что тебе хочется сказать, сделать, когда ты злой?
- А можно ли так поступать? Почему нельзя?
- А что можно сделать, чтобы и о т злости избавится и никому не навредить?
и другие аналогичные вопросы в зависимости от эмоции и ситуации.
После того, как дети познакомятся с большей частью эмоций, можно переходить к игре с “полем эмоций и чувств”.
На полу достаточно просторного помещения раскладывается игровое поле из 24 демонстрационных карт – 4 ряда по 6 карт изображениями вниз, а вверх цветными метками. Дети рассматриваю поле и два игровых кубика (или кубик и четыре цветных кружка). Затем детям сообщаются правила игры.
Правила игры:
Ребенок бросает сначала кубик с цветными кружками (или переворачивает один из четырех кружков) – выбирает цвет своей карты.
Затем бросает “игральную кость” – выбирает номер цвета карты (попутно решается задача о закреплении навыков соотнесения числа с цифрой).
Называет цвет и номер карты – “желтый круг с номером пять”.
Ищет и называет место на поле – “моя карта лежит в четвертом ряду (или в “первом столбике”), третья по счету” (закрепление понятий ряд, столбик, навыков порядкового счета).
Остальные дети внимательно слушают, отмечают правильность, при необходимости направляют и помогают своему другу.
Найденная карта открывается – ребенок описывает изображение, называет чувства, отвечает на вопросы аналогичные описанным выше.
На одном занятии не обязательно открывать все поле, все зависит от скорости выполнения, интереса, эмоционального настроя и состояния детей.