Программное содержание:
- уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звуков [б – б’],
- учить детей чёткому произношению звуков в слогах, словах, предложениях;
- закреплять навыки дифференциации согласных (звонкий – глухой, твёрдый – мягкий);
- определять позицию звуков в словах;
- совершенствовать умение фонематического анализа и синтеза;
- звуко-буквенный анализ слова “бант”;
- развивать интонационную и мимическую выразительность, фонематический слух, внимание, память, мышление;
- развивать тактильное восприятие, графомоторные навыки, речевую и мелкую моторику рук;
- развивать связную речь;
- воспитывать умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
- воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Оборудование: предметные картинки со звуками [б-б’], буквы, символы гласных, согласных звуков – звуковички, фишки; игрушки; счетные палочки и шнурок для письма букв, мяч, карточки с написанными буквами, карандаши, бусы на шнурке из шишек с изображёнными на них буквами (гласными и согласными); большая разрезная картинка – барабан, два барабана – большой и маленький.
Ход занятия
I. Оргмомент
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.
Логопед: Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в страну Грамматику. Звучит музыка.– Представили? Да
Логопед: – Открывайте глазки. Что мы слышим? Звучит аудио запись, пение птиц, журчание ручья. Ответы детей. Слышится чей-то плач.
Логопед: Ребята! Слышите! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.
– Да, это же Звукознайкин, давайте, подойдем и спросим, что случилось?
Звукознайкин: Как же мне не плакать, случилась беда. Злая колдунья заколдовала и усыпила своими злыми чарами Госпожу Грамматику. Нам было так весело, мне и моим друзьям, Госпожа Грамматика всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки и мы учили с ней буквы. А теперь она заколдована. Ребята вы нам поможете?
Дети: Конечно, поможем.
Логопед: Как же нам помочь тебе?
Звукознайкин: Чтобы нам помочь, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои друзья, которых вы встретите на своем пути.
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Ребята, давайте, скорее, начнем помогать Звукознайкину и его друзьям. А вот и первый друг Знайка из “Цветочного города” и наше первое задание. Знайка предлагает нам собрать картинку. Дети собирают коллективно на полу барабан.
Логопед: Что у вас получилось? Получился барабан.
Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове барабан? Звук [б]·
Логопед: Не зря, Знайка предложил нам такое задание, потому что [б] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Госпожу Грамматику.
Логопед: Отправляемся дальше, вот и следующий друг Солдатик из сказки “Оловянный солдатик” барабан стоит здесь.
– Давайте, представим, что мы играем на большом барабане и поможем Солдатику.
Дети имитируют пальчиками и произносят:
Бу-бу-бу
Ба-ба-ба
Бы-бы-бы
Бо-бо-бо
Логопед:– А теперь поиграем на маленьком барабане.
Бе-бе-бе
Бя-бя-ябя
Би-би-би
Бю-бю-бю
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами
Логопед: Смотрите, на полянке столики стоят, а вот и третий друг Мальвина из сказки “Буратино”. И она предлагает нам задания.
Логопед: Пройдемте, сядем за столы. Дети садятся за столы.
Смотрите на столах лежат волшебные зеркала. Давайте посмотрим в зеркала и произнесем звук [б].
– Как произносится звук? Ему мешают губы, с препятствием
– Значит это какой звук? Согласный звук – а согласный звук звонкий, бывает твердый или мягкий.
Мальвина: Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [б] – синим звуковичком с колокольчиком. Показать детям.
– У твердого звука [б] – есть мягкий братик звук [б’], повторите [б’ б’ б’].
– Мягкий звук [б’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.
– А почему с колокольчиком? Ответы детей.
– Давайте поиграем со звуками [б – б’].
IV. Дифференциация звуков [б -б’]
Мальвина: А теперь еще игра “Вы, готовы, детвора?”, игра называется “Твердый – мягкий”.
Мальвина: Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если услышите в слове твердый звук [б] – поднимите синего звуковичка, а если мягкий звук [б’], то зеленого.
а) Белка, бант, бинокль, Буратино.
б) Бегать, бросать.
в) Белый, бумажный.
V. Произношение звуков в словах
– А теперь с мячом игра:
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.
– Добавьте звук в начало слова: (б’) -еда, (б’)-елка, (б)-ант, (б)-уратино, (б)-атон, (б)-анан
VI. Определение позиции звука в слове
Логопед: Пора дальше отправляться, с другим другом повстречаться. Дети встают, подходят к дереву с картинками.
– Вот и Белка на дереве. А дерево непростое вместо листочков посмотрите картинки.
Белка: На картинки посмотри, ответ правильно скажи.
– Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [б] или [б’] в начале слова. Ответы детей.
– Теперь назовите слова со звуком [б -б’] в cepединe слова. Ответы детей.
– Все картинки отгадали, где звук слышится, узнали.
VII. Физминутка
Логопед: Отправляемся дальше в путь нас ждет Чебурашка из мультфильма “Крокодил Гена”
Чебурашка: Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.
Игра “Назовите слово по частям”. Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2– ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.
(Слова: бананы, букет, собака, ботинки)
VIII. Знакомство с буквой Б
Логопед: Ребята, а вот и пятый друг Пинокио что-то нам несет. Садитесь.
– Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [б – б’], а обозначаются они буквой Б, вот нам Пинокио её принёс.
– Это буква – большая, а это – маленькая – показать детям буквы.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Пинокио: А как вы думаете, на что еще похожа буква Б. Ответы детей.
– Давайте напишем эту букву пальчиком в воздухе, на ладошке своего соседа и выложим букву на столе. Что же нам понадобится для этого? Ответы детей две палочки и шнурок.
Игра “Гласные – согласные буквы” Вот два друга Маша и Медведь просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.
– На нитку слева рядом с Машей нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа с Медведем с согласными буквами.
– Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему? Работа и ответы детей.
IХ. Звуко-буквенный анализ слова – Бант
Логопед: А вот Карлсон предлагает вам игру “Поймай звук”
Карлсон: Ловите звуки [б, а, н, т]. Дети, ловят звуки.
– Какое слово поймали? Слово БАНТ.
– А теперь давайте соберем паровозик – слова “Бант” цветными вагончиками.
– Какой первый звук в слове бант?
– Каким вагончиком изобразим? Почему? И так последующие звуки в слове.
– Проверим, у всех получился такой паровозик – схема? Логопед выставляет вагончики на доске. Молодцы!
Х. Итог занятия
Звукознайкин: Спасибо ребята, звук волшебный [б] и букву Б вы узнали, все задания правильно выполняли и Госпожу Грамматику расколдовали.
Госпожа Грамматика: Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это мои друзья постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня? Звуки [б – б' ]
Госпожа Грамматика: А какой буквой они обозначаются? Буквой Б.
Госпожа Грамматика: Молодцы! А вот я теперь проверю, какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.
Работа детей.
Госпожа Грамматика: Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья!
Логопед: Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. – Понравилось вам занятие?
Я желаю вам, друзья,
Делать добрые дела.
И дружить, и дорожить,
И добро друзьям дарить! (Колтун И.В.)