Проект по дополнительному образованию "Покорение космоса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Сколько нераскрытого, непонятного, непознанного. Природа не подносит своих секретов на тарелочке с голубой каемочкой. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру в котором мы живем.

Дети старшего дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о вселенной, о планетах. Почему земля шарообразна? Почему луна превращается в месяц? Далеко ли до солнца? И поэтому мы, педагоги дошкольного учреждения стоим свою работу на развитии личности ребенка, с помощью различных экспериментальных методик.

У себя в группе, мы решили сделать свой планетарий, где поместили планеты солнечной системы и звездное небо в форме знаков зодиака, космонавтов летающих вокруг космического корабля, детские рисунки, значки, открытки, марки, иллюстрации, настенные игры, художественную литературу, открывающую загадочный мир космоса.

Знакомство с планетарием поможет нам познакомить детей 5-8 лет с одной из увлекательнейших наук – астрономией.

Мы предлагаем перспективное планирование и разработки занятий по дополнительному образованию с учетом сложности материала по теме «Покорение космоса». Занятия составлены с учетом разных направлений:

  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи;
  • математика;
  • изобразительная деятельность;

Работа над проектом ведется в течение 2 лет: старшая группа – одно занятие в две недели, всего 18 занятий в год; подготовительная группа одно занятие в неделю – 36 занятий в год.

Большое значение мы придаем организации детей на занятиях, а также организации самостоятельной совместной деятельности детей. Детей делим на подгруппы (6-8 чел.). Время поведения занятий от 15 до 30 мин.

Задания предлагаются сразу нескольким детям, например: один предметный материал и общий лист бумаги. Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Выполнение различных заданий идет с помощью игровых ситуаций, которые направлены на развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, речи. Ребенок узнает, что такое Вселенная и Галактика, Земля и Солнце, Звезды и Кометы и т.д.

В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми:

  • свободная игровая деятельность;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжном уголке;
  • утренние беседы  детьми;
  • взаимодействие с родителями.

Цель: знакомстводетей с основами астрономии.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»;
  • сформировать и закрепить у детей первые представления о зодиакальных созвездиях, их соответствии определенным месяцам календарного года, их образные изображения, форма и название;
  • учить моделировать созвездия, закрепить навыки счета;
  • объяснить, что представляет собой Вселенная, звезды, комета, спутники;
  • сформировать у детей представление о планетах Солнечной системы;
  • помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца;
  • рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  • воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели;
  • воспитывать желание работать в коллективе, оказывать помощь нуждающимся;
  • формировать у детей умение давать оценку своему труду и учится правильно выражать свое мнение.

Развивающие:

  • развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
  • учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
  • развивать способность к коллективному творчеству;
  • развивать творческое воображение детей, речь, способствовать развитию абстрактного мышления;
  • развивать мелкую моторику.

Активизация словаря.

Небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.

Обогащение словаря.

Вселенная, Галактика, Млечный Путь, Солнечная система, планеты: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран; искусственный спутник земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Для реализации поставленных задач используем:

Раздел «Земля и небо»:

  • Астрономия- древнейшая наука;
  • Почему мы не замечаем вращения земли?
  • Как не заблудиться среди звезд?
  • Земной шар в роли часов.
  • Почему существует смена времени года?
  • Откуда появились дни недели и месяцы?
  • Как появился календарь?
  • Что такое звездный атлас?
  • Что такое зодиак?
  • Откуда на небе Близнецы?
  • Как на небе появился Рак?
  • Страшен ли Лев на небе?
  • Как Дева попала в круг животных?
  • Весы – единственное «неживое»?
  • Действительно ли созвездие похоже на Скорпиона?
  • Куда скачет Козерог?
  • Куда льет воду Водолей?
  • Сколько звезд видно на небе?
  • Как устроен телескоп.

Раздел «Земля и Луна»

  • Как устроена земля?
  • Если на землю смотреть из космоса.
  • Почему земля шарообразна?
  • Почему в дневное время на небе не видны звезды?
  • Что такое сумерки?
  • Что освещает землю ночью?
  • Почему луна – спутник?
  • Почему луна превращается в месяц?
  • Как там на луне?
  • Что такое кратеры?
  • Каково внутреннее строение луны?

Раздел «Солнце и его семья»

  • Почему Солнце светит и греет?
  • Далеко ли до солнца?
  • Как устроено солнце?
  • Из чего состоит солнце? Может ли оно погаснуть?
  • Почему земля не падает на солнце?
  • На чем держится земля?
  • Как возникли планеты?
  • Чем отличаются планеты от звезд?
  • Все о планетах, какие имеют спутники?
  • Какие планеты имеют кольца?
  • Что такое падающие звезды?
  • Что такое комета?
  • Почему у кометы есть хвост?
  • Можно ли земле встретиться с кометой?

Раздел «Мир Галактики»

  • Звезды – это тоже солнце.
  • Далеко ли до звезд?
  • Почему звезды светят по разному?
  • Какая звезда самая яркая?
  • Зачем фотографируют звезды и планеты?
  • Космические пришельцы: были или небылицы? Если они есть, то похожи ли на нас?

Раздел «Космос и человек»

  • Генеральный конструктор космических кораблей.
  • Байконур – главный космодром.
  • Что такое ракета и кто ее придумал?
  • Первый космонавт земли?
  • Первый выход в открытый космос.
  • Скафандр – одежда космонавта.
  • Коварная невесомость.
  • Как космонавт возвращается с орбиты?
  • Медицина и продукты питания для космонавтов.
  • Человек в космосе

Строительная игра «Космодром»

Дети с большого или мелкого конструктора строят различные сооружения космодрома, закрепляются навыки самостоятельной творческой работы.

Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты»

Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут, назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).

Работа в книжном уголке

Предлагаем детям книги о космосе, иллюстрации космического пространства (фотографии земли из космоса, картины А. Леонова, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики).

Рассматриваем и беседуем с детьми по данному наглядному материалу, составляем рассказы фантастического содержания по одной из картинок.

Работа в книжном уголке ведется индивидуально или с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка) в любое время дня. Материал размещается так, чтобы дети всегда имели к нему доступ.

Что читать детям о космосе:

  • Булычев К. Тайна третьей планеты.
  • Бороздин В. Первый в космосе.
  • Волков А. Земля и небо.
  • Гагарин Ю. А. Вижу землю.
  • Гурштейн А. А. Люди и звезды.
  • Детская энциклопедия. Я познаю мир.
  • Зигель Ф. Сокровища звездного неба.
  • Загадки, считалки.
  • Кащенко В. Найди созвездия.
  • Курбатов К. Я хочу в космос.
  • Кошурникова Р. В. Космонавтом быть хочу.
  • Клушанцев П. Дом на орбите.
  • Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах.
  • Левитан Е. П. Сказочные приключения маленького астронома.
  • Леонов А. Шаги над планетой.
  • Леонов А. Выход в космос.
  • Медведев В. Звездолет Брунька.
  • Носов Н. Незнайка на Луне.
  • Радлова Л. Астрономия в картинках.
  • Сказки и мифы разных стран и народов.

Работа с родителями

Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Только сотрудничая с ними, координируя наши действия, мы получаем заметный эффект в развитии детей. Формы сотрудничества самые разнообразные. Индивидуальные консультации по интересующим их темам.

Традиционной считается наглядная информация (стенды, папки-раскладушки и др.) о проходящих в планетарии занятиях, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься или, что прочитать ребенку дома. Используем информационные листки – домашние задания, предваряющие объяснение нового материала, который послужит основой для построения беседы, диалога на занятии.

Необходимую литературу родители подыскивают самостоятельно или пользуются литературой детского сада.

Поисково-познавательная деятельность в старшей группе

(занимательные опыты и эксперименты)

  • «На орбите» – цель: установить что удерживает спутники на орбите.
  •  «Прямо или по кругу» цель: установить, что удерживает спутники на орбите.
  •  «Темный космос» – цель: узнать, почему в космосе темно.

Поисково-познавательная деятельность в подготовительной группе

(занимательные опыты и эксперименты)

  • «Далеко-близко» – цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
  •  «Чем ближе, тем быстрее»цель: узнать, как расстояние от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Тематический план проведения занятий в старшей группе

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 нед.

Сколько звезд на небе?

Как найти полярную звезду?

Откуда известно, что Земля шар?

2 нед.

Что такое созвездие?

В далеком космосе или звездное небо (лепка).

Почему бывает день и ночь, лето и зима?

 

Декабрь

Январь

Февраль

1 нед.

Какие светила называют планетами?

Почему Солнце ярче звезд?

Космодром (коллективная лепка)

2 нед.

Что больше – Солнце или Луна? Далеко ли до них?

Что такое падающие звезды?

Наш космический корабль (конструирование)

 

Март

Апрель

Май

1 нед.

Летающие тарелки и пришельцы из космоса (рисование)

Покорители космоса или наши космонавты

Как выглядят Земля и Небо для космонавтов?

2 нед.

Что увидит космонавт прилетев на луну?

По каким путям движутся искусственные спутники Земли и космическая ракета?

Космический сон (рисование).

Тематический план проведения занятий в подготовительной группе

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 нед.

Земля – наш дом во вселенной

Можно ли проткнуть небо?

Первые встречи с луной.

2 нед.

Ракета летит к звездам (развитие речи)

На чем все в Космосе держится?

Чтение албанской сказки «как солнце и Луна друг другу в гости ходили». (развитие речи)

3 нед.

Космонавт (оригами)

Большое космическое путешествие

Лунный пейзаж (рисование)

4 нед.

Как мальчик Юра летел к звездам

Встреча с Солнцем.

Как Сережа вторую Луну открыл.

 

Декабрь

Январь

Февраль

1 нед.

Солнечная система

Царство звезд

Серебристый барашек.

2 нед.

Наша огромная вселенная

Чтение «Звездные сказки»

Упрямый как Бык

3 нед.

Чтение сказки «Небесный олень» (млечный путь)

О Медвежонке Вереске, Большой и Малой Медведицах.

Как две капли воды

4 нед.

Путь к звездам (рисование)

Рыбка и Репка

Овсорак.

 

Март

Апрель

Май

1 нед.

Лев и Вел

Волчонок- Пастреленок.

Звездный коллаж (аппликация + рисование)

2 нед.

Дева и Дива

Наш космический корабль (космонавты), (конструирование)

Веселые инопланетяне (лепка)

3 нед.

Волшебные Весы

Козий Рог

На другой планете. «Что я вижу в иллюминатор» (рисование)

4 нед.

Остров Скорпионов.

Царь ключей

Викторина

Список литературы

  1. Аверьянова А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2001.
  2. Ашиков В., Ашикова С. Сказочная хрестоматия про Небо и Землю. – М.,2000.
  3. Волков А. Земля и небо. – М., 1972.
  4. Гонтарук Т. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Космос. – М., 1995
  5. Гибсон Р., Гайлер Д. Делай и играй. Веселые игры – М., 1995
  6. Журнал «Обруч»№ 1 – 2002. Картотека созвездий .
  7. Зигель Ф. Сокровища звездного неба. – М., 1986
  8. Кащенко В. Найди созвездия. – М., 1974.
  9. Комарова Т., Савенков А. Коллективное творчество детей. – М., 1998
  10. Клушанцев П. Дом на орбите. – М.,1975
  11. Клушанцев П. О чем рассказал телескоп. – Л., 1980
  12. Курбатов. Я хочу в Космос. – Л., 1980.
  13. Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983.
  14. Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. – М., 1990
  15. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М., 1967
  16. Леонов А. Шаги над планетой. – М., 1999
  17. Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2000
  18. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М., 1999
  19. Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1998
  20. Светлова И. Мой первый атлас. – М., 2002
  21. Скоролупова О. Покорение космоса. – М., 2002
  22. Синицына Е. Умные занятия. – М.,1998
  23. Ушакова О., Арушанова А. Речевые игры и упражнения.- М.,1996
  24. Федорова Е. Интеллектуальные игры, для развития мышления. – М., 1996

Работы детей представлены в Приложении.