Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Сколько нераскрытого, непонятного, непознанного. Природа не подносит своих секретов на тарелочке с голубой каемочкой. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру в котором мы живем.
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о вселенной, о планетах. Почему земля шарообразна? Почему луна превращается в месяц? Далеко ли до солнца? И поэтому мы, педагоги дошкольного учреждения стоим свою работу на развитии личности ребенка, с помощью различных экспериментальных методик.
У себя в группе, мы решили сделать свой планетарий, где поместили планеты солнечной системы и звездное небо в форме знаков зодиака, космонавтов летающих вокруг космического корабля, детские рисунки, значки, открытки, марки, иллюстрации, настенные игры, художественную литературу, открывающую загадочный мир космоса.
Знакомство с планетарием поможет нам познакомить детей 5-8 лет с одной из увлекательнейших наук – астрономией.
Мы предлагаем перспективное планирование и разработки занятий по дополнительному образованию с учетом сложности материала по теме «Покорение космоса». Занятия составлены с учетом разных направлений:
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- математика;
- изобразительная деятельность;
Работа над проектом ведется в течение 2 лет: старшая группа – одно занятие в две недели, всего 18 занятий в год; подготовительная группа одно занятие в неделю – 36 занятий в год.
Большое значение мы придаем организации детей на занятиях, а также организации самостоятельной совместной деятельности детей. Детей делим на подгруппы (6-8 чел.). Время поведения занятий от 15 до 30 мин.
Задания предлагаются сразу нескольким детям, например: один предметный материал и общий лист бумаги. Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.
Выполнение различных заданий идет с помощью игровых ситуаций, которые направлены на развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, речи. Ребенок узнает, что такое Вселенная и Галактика, Земля и Солнце, Звезды и Кометы и т.д.
В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми:
- свободная игровая деятельность;
- индивидуальная работа с детьми;
- чтение художественной литературы;
- работа в книжном уголке;
- утренние беседы детьми;
- взаимодействие с родителями.
Цель: знакомстводетей с основами астрономии.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»;
- сформировать и закрепить у детей первые представления о зодиакальных созвездиях, их соответствии определенным месяцам календарного года, их образные изображения, форма и название;
- учить моделировать созвездия, закрепить навыки счета;
- объяснить, что представляет собой Вселенная, звезды, комета, спутники;
- сформировать у детей представление о планетах Солнечной системы;
- помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца;
- рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
- воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели;
- воспитывать желание работать в коллективе, оказывать помощь нуждающимся;
- формировать у детей умение давать оценку своему труду и учится правильно выражать свое мнение.
Развивающие:
- развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
- учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
- развивать способность к коллективному творчеству;
- развивать творческое воображение детей, речь, способствовать развитию абстрактного мышления;
- развивать мелкую моторику.
Активизация словаря.
Небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.
Обогащение словаря.
Вселенная, Галактика, Млечный Путь, Солнечная система, планеты: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Плутон, Уран; искусственный спутник земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Для реализации поставленных задач используем:
Раздел «Земля и небо»:
- Астрономия- древнейшая наука;
- Почему мы не замечаем вращения земли?
- Как не заблудиться среди звезд?
- Земной шар в роли часов.
- Почему существует смена времени года?
- Откуда появились дни недели и месяцы?
- Как появился календарь?
- Что такое звездный атлас?
- Что такое зодиак?
- Откуда на небе Близнецы?
- Как на небе появился Рак?
- Страшен ли Лев на небе?
- Как Дева попала в круг животных?
- Весы – единственное «неживое»?
- Действительно ли созвездие похоже на Скорпиона?
- Куда скачет Козерог?
- Куда льет воду Водолей?
- Сколько звезд видно на небе?
- Как устроен телескоп.
Раздел «Земля и Луна»
- Как устроена земля?
- Если на землю смотреть из космоса.
- Почему земля шарообразна?
- Почему в дневное время на небе не видны звезды?
- Что такое сумерки?
- Что освещает землю ночью?
- Почему луна – спутник?
- Почему луна превращается в месяц?
- Как там на луне?
- Что такое кратеры?
- Каково внутреннее строение луны?
Раздел «Солнце и его семья»
- Почему Солнце светит и греет?
- Далеко ли до солнца?
- Как устроено солнце?
- Из чего состоит солнце? Может ли оно погаснуть?
- Почему земля не падает на солнце?
- На чем держится земля?
- Как возникли планеты?
- Чем отличаются планеты от звезд?
- Все о планетах, какие имеют спутники?
- Какие планеты имеют кольца?
- Что такое падающие звезды?
- Что такое комета?
- Почему у кометы есть хвост?
- Можно ли земле встретиться с кометой?
Раздел «Мир Галактики»
- Звезды – это тоже солнце.
- Далеко ли до звезд?
- Почему звезды светят по разному?
- Какая звезда самая яркая?
- Зачем фотографируют звезды и планеты?
- Космические пришельцы: были или небылицы? Если они есть, то похожи ли на нас?
Раздел «Космос и человек»
- Генеральный конструктор космических кораблей.
- Байконур – главный космодром.
- Что такое ракета и кто ее придумал?
- Первый космонавт земли?
- Первый выход в открытый космос.
- Скафандр – одежда космонавта.
- Коварная невесомость.
- Как космонавт возвращается с орбиты?
- Медицина и продукты питания для космонавтов.
- Человек в космосе
Строительная игра «Космодром»
Дети с большого или мелкого конструктора строят различные сооружения космодрома, закрепляются навыки самостоятельной творческой работы.
Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты»
Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут, назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).
Работа в книжном уголке
Предлагаем детям книги о космосе, иллюстрации космического пространства (фотографии земли из космоса, картины А. Леонова, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики).
Рассматриваем и беседуем с детьми по данному наглядному материалу, составляем рассказы фантастического содержания по одной из картинок.
Работа в книжном уголке ведется индивидуально или с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка) в любое время дня. Материал размещается так, чтобы дети всегда имели к нему доступ.
Что читать детям о космосе:
- Булычев К. Тайна третьей планеты.
- Бороздин В. Первый в космосе.
- Волков А. Земля и небо.
- Гагарин Ю. А. Вижу землю.
- Гурштейн А. А. Люди и звезды.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир.
- Зигель Ф. Сокровища звездного неба.
- Загадки, считалки.
- Кащенко В. Найди созвездия.
- Курбатов К. Я хочу в космос.
- Кошурникова Р. В. Космонавтом быть хочу.
- Клушанцев П. Дом на орбите.
- Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах.
- Левитан Е. П. Сказочные приключения маленького астронома.
- Леонов А. Шаги над планетой.
- Леонов А. Выход в космос.
- Медведев В. Звездолет Брунька.
- Носов Н. Незнайка на Луне.
- Радлова Л. Астрономия в картинках.
- Сказки и мифы разных стран и народов.
Работа с родителями
Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Только сотрудничая с ними, координируя наши действия, мы получаем заметный эффект в развитии детей. Формы сотрудничества самые разнообразные. Индивидуальные консультации по интересующим их темам.
Традиционной считается наглядная информация (стенды, папки-раскладушки и др.) о проходящих в планетарии занятиях, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься или, что прочитать ребенку дома. Используем информационные листки – домашние задания, предваряющие объяснение нового материала, который послужит основой для построения беседы, диалога на занятии.
Необходимую литературу родители подыскивают самостоятельно или пользуются литературой детского сада.
Поисково-познавательная деятельность в старшей группе
(занимательные опыты и эксперименты)
- «На орбите» – цель: установить что удерживает спутники на орбите.
- «Прямо или по кругу» – цель: установить, что удерживает спутники на орбите.
- «Темный космос» – цель: узнать, почему в космосе темно.
Поисково-познавательная деятельность в подготовительной группе
(занимательные опыты и эксперименты)
- «Далеко-близко» – цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
- «Чем ближе, тем быстрее» – цель: узнать, как расстояние от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
Тематический план проведения занятий в старшей группе
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
1 нед. |
Сколько звезд на небе? |
Как найти полярную звезду? |
Откуда известно, что Земля шар? |
2 нед. |
Что такое созвездие? |
В далеком космосе или звездное небо (лепка). |
Почему бывает день и ночь, лето и зима? |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
1 нед. |
Какие светила называют планетами? |
Почему Солнце ярче звезд? |
Космодром (коллективная лепка) |
2 нед. |
Что больше – Солнце или Луна? Далеко ли до них? |
Что такое падающие звезды? |
Наш космический корабль (конструирование) |
|
Март |
Апрель |
Май |
1 нед. |
Летающие тарелки и пришельцы из космоса (рисование) |
Покорители космоса или наши космонавты |
Как выглядят Земля и Небо для космонавтов? |
2 нед. |
Что увидит космонавт прилетев на луну? |
По каким путям движутся искусственные спутники Земли и космическая ракета? |
Космический сон (рисование). |
Тематический план проведения занятий в подготовительной группе
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
1 нед. |
Земля – наш дом во вселенной |
Можно ли проткнуть небо? |
Первые встречи с луной. |
2 нед. |
Ракета летит к звездам (развитие речи) |
На чем все в Космосе держится? |
Чтение албанской сказки «как солнце и Луна друг другу в гости ходили». (развитие речи) |
3 нед. |
Космонавт (оригами) |
Большое космическое путешествие |
Лунный пейзаж (рисование) |
4 нед. |
Как мальчик Юра летел к звездам |
Встреча с Солнцем. |
Как Сережа вторую Луну открыл. |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
1 нед. |
Солнечная система |
Царство звезд |
Серебристый барашек. |
2 нед. |
Наша огромная вселенная |
Чтение «Звездные сказки» |
Упрямый как Бык |
3 нед. |
Чтение сказки «Небесный олень» (млечный путь) |
О Медвежонке Вереске, Большой и Малой Медведицах. |
Как две капли воды |
4 нед. |
Путь к звездам (рисование) |
Рыбка и Репка |
Овсорак. |
|
Март |
Апрель |
Май |
1 нед. |
Лев и Вел |
Волчонок- Пастреленок. |
Звездный коллаж (аппликация + рисование) |
2 нед. |
Дева и Дива |
Наш космический корабль (космонавты), (конструирование) |
Веселые инопланетяне (лепка) |
3 нед. |
Волшебные Весы |
Козий Рог |
На другой планете. «Что я вижу в иллюминатор» (рисование) |
4 нед. |
Остров Скорпионов. |
Царь ключей |
Викторина |
Список литературы
- Аверьянова А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2001.
- Ашиков В., Ашикова С. Сказочная хрестоматия про Небо и Землю. – М.,2000.
- Волков А. Земля и небо. – М., 1972.
- Гонтарук Т. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Космос. – М., 1995
- Гибсон Р., Гайлер Д. Делай и играй. Веселые игры – М., 1995
- Журнал «Обруч»№ 1 – 2002. Картотека созвездий .
- Зигель Ф. Сокровища звездного неба. – М., 1986
- Кащенко В. Найди созвездия. – М., 1974.
- Комарова Т., Савенков А. Коллективное творчество детей. – М., 1998
- Клушанцев П. Дом на орбите. – М.,1975
- Клушанцев П. О чем рассказал телескоп. – Л., 1980
- Курбатов. Я хочу в Космос. – Л., 1980.
- Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983.
- Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. – М., 1990
- Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М., 1967
- Леонов А. Шаги над планетой. – М., 1999
- Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2000
- Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М., 1999
- Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1998
- Светлова И. Мой первый атлас. – М., 2002
- Скоролупова О. Покорение космоса. – М., 2002
- Синицына Е. Умные занятия. – М.,1998
- Ушакова О., Арушанова А. Речевые игры и упражнения.- М.,1996
- Федорова Е. Интеллектуальные игры, для развития мышления. – М., 1996
Работы детей представлены в Приложении.