Экспериментальная авторская программа и поурочные планы подготовительной группы по прослушиванию музыки на учебный год ДШИ

Разделы: Музыка


Краткое содержание программы.

* Первое полугодие. Первая четверть.

Тема: "Музыкальные средства выразительности. Мелодия, сопровождение, фактура, темпы, регистры, ритм".

* Вторая четверть.

Тема: "Музыкальные средства выразительности. Тембры музыкальных инструментов и голосов, лады".

* Второе полугодие. Третья четверть.

Тема: "Судьбы музыкантов". Г.Ф. Гендель, И.С. Бах. Венские классики Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Композиторы-романтики Фр. Шуберт, Р. Шуман".

* Четвертая четверть.

Тема: Композиторы 19-20вв. Э. Григ, М.И. Глинка, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев.

1 четверть.

Урок 2. Тема: Музыкальные средства выразительности. Мелодия и сопровождение.

1). Проверка домашнего задания.

2). "Мелодия и сопровождение".

На уроках слушания музыки вы будете слушать музыку, научитесь понимать ее язык. Запомните разные музыкальные слова и, главное, почему музыка всегда разная и почему у нее меняется характер. (Звучат разнохарактерные примеры). Майкапар "В садике", Чайковский "Осенняя песня", Шуман "Дед Мороз". Учащиеся определяют характер каждого примера. Это обычно стандартный набор ответов – (веселая-грустная).

Мелодия и сопровождение. (Примечание: эта сказка придумана мной).

В волшебной стране музыки стоял очень красивый дворец. В нем жила королева со своими придворными. Король, конечно, тоже был, но главной была именно королева, самая необыкновенная из всех королев. Почему необыкновенная? Сейчас я открою вам эту музыкальную тайну. Потому, что эта королева все время менялась. То она была веселая, и смех ее разносился, как звуки серебряного колокольчика по всему дворцу, то она плакала, и все фонтаны во дворце наполнялись ее слезами. Иногда она становилась грозной, сердитой и тогда все прятались по углам, даже ее любимые кошки.

Вместе с настроением королева меняла свои одежды. Придворные, стараясь угодить ей, тоже одевались в новые наряды. Ну, это понятно, чтобы не потерять расположение Ее Величества. Это неудивительно – так происходит во всех дворцах. Удивительное было в другом. У королевы все время менялось до неузнаваемости лицо и окружающие ее министры, советники генералы зорко следили за прибывшими гостями, чтобы не спутать Ее Величество с кем-нибудь другим.

Но пора открыть имя этой удивительной королевы. Ее зовут МЕЛОДИЯ, а окружающих ее придворных так и назвали – Сопровождение, потому, что они ее сопровождали, следовали за ней.

Первая мелодия родилась много тысяч лет назад, очень давно. И сколько бы не сочиняли люди музыку, мелодия обязательно должна была быть новой, не похожей на другие.

Сейчас вы услышите несколько мелодий и, подумав, ответите мне, что такое мелодия. (Звучат разнохарактерные мелодии).

Вопросы и предположительные ответы.

Первая загадка:

Мелодия это? Звуки. Какие звуки? Музыкальные. Звуки одинаковые? Разные. Сколько звуков вы слышите одновременно? Один. И что у нас получилось? Звуки в мелодии появляются по одному. Это первая тайна мелодии. (Чтобы добиться правильных ответов, понадобятся дополнительные наводящие вопросы, но правильный вывод уч-ся должны сделать самостоятельно).

Разгадайте вторую загадку. (Играю на одном звуке какой-нибудь ритм). Звуки появлялись по одному? Да. Они были разные? Одинаковые. Но мы можем напеть их? Давайте попробуем. Поем на "ля-ля-ля. У нас получилась мелодия? Да. А чем отличаются одинаковые звуки друг от друга? Они, то короче, то длиннее. А теперь сделаем вывод, что такое мелодия. Мелодия это напев, в котором звучат звуки разной высоты и длины.

Домашнее задание. Нарисуйте картинку по музыке Роберта Шумана "Дед Мороз". Какими цветами вы передадите характер музыки? Холодными, синими, темными. А как вы изобразите стремительное движение музыки? Линии будут кружиться, завиваться, как кружится зимой снег от ветра.

На второй картинке "Осенняя песня" передайте настроение красивой, но печальной музыки Петра Ильича Чайковского.

Урок 3.

Тема: Закрепление темы "Мелодия и сопровождение".

Ход урока:

1) Повторение. Посмотреть картинки, нарисованные уч-ся.

Вопросы:

1. Вспомните сказку, которую я рассказала на прошлом уроке, Дети вспоминают о королеве Музыки и ее придворных. (Звучат мелодии. Все уч-ся должны принять участие в этом задании. Они делают выводы о прослушанном примере, Как движутся звуки в мелодии? Вверх, вниз или как-то по другому? Интересно, что некоторые дети пытаются рукой показать направление мелодии.)

2. Как зовут королеву Музыки? Мелодия.

3. Как отличаем мы одну мелодию от другой? У нее меняется "лицо", она всегда разная, у нее меняются одежды.

4. Сколько звуков одновременно мы слышим в мелодии? Один.

2). Сопровождение.

Сейчас вы познакомитесь с придворными королевы Мелодии. В музыке это звуки, которые сопровождают мелодию. Их называют СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Прослушайте музыкальные примеры и вы ответите на вопросы, которые я задам после прослушивания. Звучат небольшие пьесы. Играю сначала всю пьесу, а затем только мелодию.

Вопросы:

1. Какое звучание вам понравилось больше? Одна мелодия или мелодия с сопровождением? Мелодия с сопровождением.

2. Играю сопровождение прослушанных пьес. Сколько звуков в сопровождении вы слышите одновременно? Один, несколько? Несколько.

2. Почему нам хорошо слышно сопровождение? Его звуки отличаются от мелодии более долгими звуками. Они тянутся.

3). Слушание музыки. Майкапар "Сиротка".

Дети определяют характер музыки. Какими бы красками вы нарисовали эту музыку? Печальными, темными.

Домашнее задание: нарисовать картинку "Сиротка" Майкапара.

Результаты проверки пройденного материала: (За правильный ответ уч-ся получают "ягодки", сделанные мною из яркой бумаги, в таблице проставлено количество правильных ответов).

1. Катя

3

7. Лера

2

13. Даниил

3

2. Софья

3

8. Таисия

н/б

14. Арина

6

3. Арина

2

9. Миша

2

15. Артем

н/б

4. Дима

н/б

10. Платон

4

16. Дана

4

5. Женя

2

11. Маша

1

17. Настя

н/б

6. Влада

н/б

12. Данил

1

 

 

Урок 4.

Тема: Фактура. Звуковая одежда музыки.

Ход урока:

1). Повторение.

1. Как зовут королеву музыки? Мелодия.

2. Как называются звуки, сопровождающие мелодию? Сопровождение.

3. Слуховой анализ: Определить, что звучит, мелодия или сопровождение. Музыкальные примеры из сборника Ляховицкой.

4. "Сиротка" Майкапара. Вспомните название этой пьесы и композитора, который ее сочинил. Какой характер у музыки? Как движутся звуки в мелодии? Плавно, отрывисто, "прыгают". Плавно.

А как движутся звуки сопровождения? Они движутся равномерно, повторяясь или по другому? Повторяясь.

2). Тема: Звуковая одежда музыки.

Вопрос: Какую одежду вы надеваете летом? Дети называют. А почему? Чтобы было легко, не жарко. А зимой, что вы носите? Дети называют.

Вывод: одежда может быть легкой, плотной, тяжелой.

У музыки тоже есть звуковая одежда. Она может быть легкой, плотной, тяжелой, разной.

Слушаем примеры. Майкапар "Мотылек" Дети делают вывод, что одежда музыки легкая. Почему? Звуков, окружающих мелодию мало.

Майкапар "Осенью". Одежда плотная. Звуков много. Звуки сопровождения совпадают со звуками мелодии или нет? Совпадают.

Далее прослушиваются другие примеры, уч-ся делают выводы.

Результаты проверки:

1. Катя

2

7. Лера

1

13. Даниил

2

2. Софья

4

8. Таисия

н/б

14. Арина

5

3. Арина

0

9. Миша

н/б

15. Артем

5

4. Дима

2

10. Платон

2

16. Дана

н/б

5. Женя

1

11. Маша

1

17. Настя

0

6. Влада

0

12. Данил

1

 

 

Второе полугодие. Третья четверть.

Урок 4.

Тема: "Судьбы музыкантов". Венские классики. Йозеф Гайдн.

Ход урока:

1) Повторение. Георг Гендель – композитор какой страны? Выбрать: Германии или Англии (Англии), а Иоганн Себастьян Бах? Германии.

2). Йозеф Гайдн.

Жил-был на свете веселый и трудолюбивый человек. Его звали Йозеф Гайдн. Ах, забыла сказать, в какой стране он родился. В Австрии. В Австрии в то время жили люди самых разных национальностей, но основной язык был немецкий. Столицей Австрии был город Вена. Это очень большой и красивый город. Музыканты со всего света стремились сюда. Уж очень любили в Вене музыку, и веселую развлекательную и серьезную. Если венцы признавали нового композитора, то судьба ему начинала улыбаться.

Перенесемся в небольшую деревню под Веной Рорау. Там жила семья будущего композитора Франца Йозефа Гайдна. Его отец делал колеса, телеги, кареты, очень доходный бизнес для того времени. Ну вроде тех компаний, которые выпускают автомобили – "БМВ"или "Мерседес", вы же помните, что в 18 веке люди пользовались каретами, запряженными лошадьми.

По вечерам в доме Гайдна собирались односельчане, чтобы послушать музыку, попеть, потанцевать и самим поучаствовать в игре домашнего оркестра. В семье Гайдна все играли на каких-нибудь инструментах. По праздничным дням люди ходили в церковь и пели там молитвы. Услышав серебристый голосок пятилетнего мальчика, его пригласили петь в церковный хор, а вскоре отправили служить в Вену, в главный кафедральный собор св. Стефана. (Показать собор св. Стефана). Помните, я рассказывала, что Иоганн Себастьян Бах учил мальчиков пению? Так и юный Гайдн стал учиться пению и выступать в церковном хоре. Собор Св. Стефана был очень большим и красивым. В нем могли собираться сразу не одна тысяча человек. Мальчик был понятливым и любопытным, научился играть на скрипке и клавикорде. Только вот сочинение музыки никем не поощрялось.

Прошло 9 лет и у Йозефа детский голос стал меняться на взрослый. В хоре он был больше никому не нужен, и его уволили.

Начались трудные годы самостоятельной и голодной юности. Но Гайдн брался за любую музыкальную работу, учил желающих играть. Играл на свадьбах, праздниках. Иногда приходилось играть просто на улице, чтобы кто-нибудь подал денежку купить хлеба.

Если Гендель прославил свое имя созданием ораторий, а Бах кантатами и фугами, то Гайдна стали называть отцом симфонии.

Сейчас вы познакомитесь с некоторыми из них. Гайдн был веселым человеком и всем своим симфониям давал названия. Забавно слушать симфонию под названием "Курица" или "Медведь", "Детскую симфонию" вы уже слушали, это там, где звучат детские свистульки. Помните?

Музыкальные примеры:

Симфонии "Медведь" и "Курица". Фрагменты.

Урок 8.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Ход урока:

1). Повторение.

1. Назовите имя и фамилию композитора, о котором вы узнали на прошлом уроке.

Выбрать: Гендель. Бах, Людвиг ван Бетховен. Людвиг ван Бетховен.

2. В какой стране родился Бетховен? Выбрать: Англия. Германия, Австрия. Германия.

3. В каком городе родился композитор? Выбрать: Вена, Зальцбург, Бонн. Бонн.

4. Кем был отец Бетховена? Выбрать: музыкант, поэт, военный. Музыкант.

5. Как относился отец к своему талантливому сыну? Хорошо, плохо. Плохо.

6. Сколько лет было мальчику, когда он начал работать, чтобы помочь семье? 20 лет, 17, 11 лет. 11 лет.

7. Что это была за работа? Она была связана с музыкой или нет? Он играл в оркестре, служил органистом.

8. Как отразилась на судьбе Бетховена жестокость отца? Он начал терять слух и оглох совсем.

9. Какие музыкальные произведения Бетховена вы слушали на уроке? "Лунная соната", "К Элизе".

10. Вспомните фамилии трех венских классиков. Гайдн, Моцарт, Бетховен.

11. Почему этих композиторов называют венскими классиками? Потому, что они жили и писали музыку в городе Вене.

С этого урока начинается подготовка к годовой викторине. Я ввожу карточки, на которых изображены картинки, помогающие раскрыть название произведения. Я выбрала 12 произведений, соответственно 12 карточек. Размер карточки удобен для рук уч-ся – 7х7,5 см.

2). Слушаем музыку:

1. "Лунная соната"

2. "К Элизе"

3. Бах "Аве, Мария"

4. Гайдн Симфония "Курица"

5. Моцарт "Турецкий марш".

рис.1

Урок 17.

Тема: Контрольный урок.

1). Викторина:

Порядок музыкальных номеров викторины.

1. Бетховен "К Элизе"

2. Р. Шуман "Детские сцены", №20 "Грезы"

3. М. Глинка Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"

4. Й. Гайдн симфония "Курица"

5. Фр. Шуберт "Серенада"

6. К. Дебюсси "Детский уголок" Кек-уок.

7. А. Бородин "Богатырская" симфония

8. С. Прокофьев Марш из сюиты "Любовь к трем апельсинам"

9. В.А. Моцарт "Турецкий марш". (Рондо из сонаты ля мажор).

10. Э. Григ Шествие гномов.

11. К. Сен-Санс "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных".

12. и.С. Бах "Аве, Мария".

рис.2

Результаты викторины отличные.