Урок математики по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу с буквенными выражениями; учить решать текстовые задачи с помощью уравнений; учить применять полученные знания в нестандартных заданиях.
  • Развитие интереса учащихся к предмету; развитие памяти, мышления, внимания учащихся.
  • Воспитывать культуру общения, аккуратность.

Девиз урока: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий» А.И. Маркушевич

Ход урока

Проверка домашнего задания:

№ 516.

Решение:

  1. 132 – 88 = 44(изделия) – выпустил второй завод;
  2. 132 : 44 = 3(раза)

Ответ: в 3 раза больше выпускает первый завод, чем второй завод.

№ 524.

а) 37 · Х = 259 б) 252 : У = 21 в) Z : 18 = 6

Решение:

Х = 259 : 37

Х = 7

Решение:

У = 252 : 21

У = 12

Решение:

Z = 18 ∙ 6

Z = 108

Ответ: 7. Ответ: 12. Ответ: 108.

№ 527 (а).

(1878 + 9567 – 6413) : 68 = 74

  1. 1878 + 9567 = 11445
  2. 11445 – 6413 = 5032
  3. 5032 : 68 = 74.

Устно:  (во время устной работы 2 ученика работают по карточкам)

1)

100

– 8

: 2

– 45

∙ 47

(задание выполняется на слух)

2) Что больше: сумма 11 слагаемых, каждое из которых равно 19 или сумма 19 слагаемых, каждое из которых равно 11?

3) Вместо квадратиков запишите такие числа, не равные нулю, чтобы значение полученных выражений было легко вычислить устно: 

а)  2 ∙ 78 ∙ = ?

б) 3 ·  · 7 ∙ 25 = ?

в)  · 9 ∙ 125 = ?

Практическая часть:

Загадка: Однажды в английском графстве Кемберленд разразилась сильная гроза. Ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Кто может назвать это вещество?

Это название зашифровано. Если вы правильно выполните все задания  урока, вы сможете разгадать это слово!

№1: Вычислить: 37596 – 8064 : 16 · 74

  1. 8064 : 16 = 504
  2. 504 ∙ 74 = 37296
  3. 37596 – 37296 = 300.

№2: Упростить выражение  547 – (147 + 2х) и найти его значение при  х = 13; 25.

Решение:

547 – (147 + 2х) = (547 – 147) – 2х = 400 – 2х

Если х =13, то 400 – 2х = 400 – 2 ∙ 13 = 400 – 26 = 347

Если х = 25, то 400 – 2х = 400 – 2 ∙ 25 = 400 – 50 = 350.

№486(а):

Решение:

Пусть х (кг) – белил было в одной банке, тогда

4х (кг) – белил было в четырёх банках;

(4х + 3) (кг) – краски израсходовали всего, что по условию задачи  равно 19 кг. Составим и решим уравнение:

4х + 3 = 19

4х =  16

х = 4

4 (кг) – белил было в одной банке.

Ответ: 4 кг.

№ 485 (б, г): (весь класс решает уравнение самостоятельно по вариантам, а 2 человека на боковых досках)

б) 13 + 10t = 163

10t = 150

t = 15

Ответ: 15.

г) 181 – 8r = 45

8r = 136

r = 17

Ответ: 17.

После выполнения всех заданий мы получили числа:

4; 15; 17; 300; 350; 374.

Чтобы расшифровать слово, нужно расставить эти числа в порядке возрастания и каждое число заменить соответствующей буквой.

Г – 4; Р – 15; А – 17; Ф – 300; И – 350; Т – 374.

Получили слово – ГРАФИТ.

История возникновения карандаша:

Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Случилось это  в 1565 году. У первыхкарандашей было 2 недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Кусочки графита стали обматывать тканью, тесьмой. Позднее стали добавлять глину, смесь обжигали в печи. Современный карандаш появился только в конце ХVIII века.

Итог урока:

1) Ученик записал выражение: 25 ∙ Х ∙ 4. потом он вместо Х стал подставлять в это выражение по очереди числа: 13; 21; 39; 47. найдя значения каждого произведения, он очень удивился тому, что все числа оказались круглыми.

Не могли бы вы объяснить, почему?

Сколько будет стоять в конце каждого числа нулей?

2) Угадайте корни уравнения:

а) х + х = 64            б) 58 + у + у + у = 58.

Домашнее задание: п.11,12 (вопросы), №521, №524 (г), дополнительное задание по карточке.

№521:

Решение:

  1. 7 ∙ 3 = 21(ч) – работал первый рабочий
  2. 8 ∙ 2 = 16(ч) – работал второй рабочий
  3. 21 + 16 = 37(ч) – работали вместе
  4. 481 : 37 = 13(деталей за час) – изготовил каждый рабочий
  5. 13 ∙ 21 = 273(дет.) – изготовил первый рабочий
  6. 13 ∙ 16 = 208(дет.) – изготовил второй рабочий

Ответ: 273 детали и 208 деталей.

№524(г): (38 + в) ∙ 12 = 840

Решение:

38 + в = 840 : 12

38 + в = 70

в = 70 – 38

в = 32

Ответ: 32.

Дополнительное задание:

120 + 65 ∙ 2 = 250

1) 65 ∙ 2 = 130

2)120 + 130 = 250.

Литература:

  1. «Математика 5 класс» – 1 часть(учебник)  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. М. «Мнемозина», 2006г.
  2. «Занимательные задания в обучении математике» (книга для учителя) М.Ю. Шуба. М. «Просвещение», 1994г.
  3. «Математическое ассорти 5–11 классы» Т.А. Лепёхина. Издательство «Учитель», 2009г.
  4. «Математика 5 класс» Рабочая тетрадь для обучения и развития учащихся. Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. М. «Интеллект–Центр», 2011г.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).