Цели и задачи.
Образовательные:
- учить детей складывать яблоко способом «оригами», совершенствовать технику вырезания предметов различной формы разным способами;
- развивать композиционные умения (изготавливать элементы натюрморта в соответствии с величиной вазы, размещать их правильно на основе и относительно друг друга для создания законченной композиции); закреплять понятие «натюрморт»;
- формировать у детей мотивацию к обучению и познанию;
- интегрированный подход (связь с уроками развития речи, ручного труда).
Коррекционные:
- ориентировка в пространстве; развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, цветового и тактильно-двигательного восприятия.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, бережливости, усидчивости, умения работать в коллективе.
Предварительная работа: ознакомительная беседа по теме « Фрукты и ягоды», знакомство с понятием « натюрморт», рассматривание иллюстраций и репродукций картин, составление натюрмортов из муляжей, беседа о правилах работы с ножницами и клеем.
Оборудование: слайды с картинками и схемами; образец работы; клей, кисти, ножницы; заготовки бумаги соответствующих размеров, цветов и формы для всех элементов аппликации, пастельные карандаши для фона, основа для работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
- Какие вы знаете фрукты и ягоды?
- Какого цвета бывают яблоки? Виноград?
- Вспомним с вами, что такое натюрморт – несколько предметов, объединённых в одну композицию.
- Посмотрим, какие натюрморты нарисовали художники. (Приложение 1)
3. Сообщение темы урока.
Загадка:
«Круглое, румяное с веточки достану я.
На тарелку положу:
“Кушай, мамочка, скажу!”»
- Что это такое?
- Сегодня мы будем конструировать из бумаги и создавать композицию используя технику «оригами».
- Конструирование из бумаги или оригами – это удивительное превращение квадратика в какую- то интересную фигурку. С помощью оригами можно изготавливать множество игрушек, красивых панно.
- Наша аппликация называется «Фрукты в вазе».
(Вывешивается образец готовой работы.)
- Как мы можем назвать эту композицию одним словом? Натюрморт.
4. Анализ технологии изготовления аппликации.
- Давайте посмотрим, из каких элементов состоит наша аппликация?
- Какие фрукты и ягоды мы здесь видим ?
- Какого они цвета?
- Как вы думаете, из какой геометрической фигуры сложено яблоко?
- Из чего мы будем делать нашу аппликацию?
- С помощью чего мы соединим элементы аппликации с основой?
- На что мы будем приклеивать нашу аппликацию?
- Вспомним свойства картона: он не намокает и не деформируется при контакте с клеем.
- Рассмотрим, как предметы расположены относительно друг друга?
- Обратите внимание, два яблока и виноград лежат в вазе и около неё ещё одно яблоко и листочек.
6. Повторение правил техники безопасности.
Проверка оборудования рабочего места.
- Посмотрите, всё ли готово для работы: клей, ножницы, салфетка, клеёнка для подкладки.
Предлагается вспомнить и рассказать, как правильно пользоваться ножницами, клеем. Для чего нужны салфетка и клеёнка.
Рассматривание таблицы.
7. Разминка для пальчиков.
Проводим упражнения на развитие мелкой моторики.
На двери висит замок, (руки в замке)
Кто его открыть бы смог, (пальцы тянем не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руками)
Постучали, (стучим основанием ладоней)
И открыли, (руки разжимаются)
8. Изготовление яблока способом «оригами» по схеме. (Приложение №2).
Напомнить, какой вид работы с бумагой называется «оригами».
Поэтапное рассматривание схемы «Изготовление яблока».
9. Изготовление ягод винограда по показу педагога:
Идёт одновременный показ и выполнение соответствующих действий.
- складываем полоску бумаги гармошкой;
- рисуем на верхнем квадрате овал и вырезаем, захватывая все слои бумаги;
- обводим листик винограда по трафарету и вырезаем.
10. Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть и разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать и немного пошагать,
Шесть – на место тихо сесть.
11. Самостоятельное оформление работы.
Оказание методической помощи слабым учащимся:
- уменьшение количества фруктов – 2 яблока и 1 гроздь винограда;
- помощь при вырезании листика и оформлении фона.
Приклеиваем вазу.
Располагаем элементы аппликации на основе: наполняем вазу фруктами – приклеиваем яблоки и ягоды винограда в виде «грозди» (пояснить, что «гроздь» - это много ягод на одной ветке).
Приклеиваем рядом с вазой ещё одно яблоко и виноградный лист.
Оформляем работу с помощью фона.
12. Актуализация знаний.
- С какими терминами вы сегодня познакомились?
- Что такое «натюрморт», «оригами».
- Как мы выполняли работу, чтобы не пропустить какое либо действие?
Складывали яблоко, потом вырезали ягоды и листик, приклеивали вазу и размещали все элементы аппликации на основе.
- Из какой геометрической фигуры мы складывали яблоко?
13. Анализ и оценка детских работ.
Дети под руководством учителя рассматривают каждую работу и определяют:
- правильность выполнения яблока в соответствии со схемой;
- точность и аккуратность вырезания остальных деталей: листа и ягод;
- удачное расположение всех компонентов в виде законченной композиции.
14. Оценка работ детей учителем.
- Все сегодня хорошо работали и у нас получились красивые натюрморты.
15. Выставка детских работ.
На стенде в групповой комнате вывешиваются обязательно все детские работы.
Родителям, приходящим за детьми, предлагается обратить на них внимание.