Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения в начальных классах общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах является развитие речи учащихся. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Речевому развитию детей способствуют логопедические занятия. Речь — это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, своеобразное орудие труда школьников, средство общения между членами коллектива. С помощью речи выражается эмоциональная сфера, обучающегося, без сформированной речи невозможен процесс овладения школьной программой, речь помогает выразить отношение к прочитанному, сделать выводы, построить доказательства. Среди младших школьников, встречаются дети, имеющие пониженную способность анализировать явления языка. Бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма затрудняют овладение ими правильной речью, что влечет за собой общую неуспеваемость в школе. Именно этим детям в первую очередь должна быть оказана логопедическая помощь, которая выстроит базу для успешного усвоения общеобразовательной программы. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Несформированность грамматического, лексического, фонематического уровней речи ребёнка проявляется на письме множеством специфических ошибок. У таких детей наблюдается недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой. Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, развитие и совершенствование связной речи. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счет усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Изучение слов, правописание которых нужно запомнить с такими ребятами хорошо проводить при помощи картинного материала с опорой на зрительное восприятие. С учетом того что учащиеся с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работу над объяснением их значения и употребления необходимо тщательно продумывать. Целесообразно использовать работу с синонимами и антонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, с противоположными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определенной ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Имея в распоряжении школы «Лего»-кабинет, я использую оборудование « Лего» на своих занятиях. После апробации системы занятий был сделан вывод, что с помощью «Лего»-конструктора можно проводить занятия, предполагающие как объяснение нового материала, так и повторение и закрепление пройденного. Применение «Лего» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и их оттенки: серый, голубой, розовый и т.д.);
  • овладению звуко-буквенным анализом слов (применяются детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию. Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Наряду с применением «Лего», при изучении нового материала и для закрепления полученных знаний, в школе используется и собственная разработка - пособие «Палитра». Созданы индивидуальные иллюстративные приложения, которые охватывают наиболее проблемные вопросы нарушений письменной и устной речи. Занимаясь с пособием «Палитра», дети после выполнения задания (размещения фишек соответствующего цвета и формы в выемках на «дощечке-палитре») могут проверить результаты в режиме реального времени, сопоставив свои ответы с правильными, расположенными на обратной стороне карточки. Перевернутая карта ложится в единственно возможном варианте.

Целесообразно использовать на уроках речевую ритмику, которую можно использовать как физ. минутки. Речевая ритмика - эта система упражнений, в которых различные движения головы, рук, сочетаются с произношением определенного речевого материала. В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. Уже доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и монотонности речи. У многих детей нарушено фонематическое восприятие. Поэтому устный фонематический анализ учащиеся могут выполнять с использованием движения. При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо сделать акцент на умение выделять гласный звук в слове, поскольку количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Таким образом дети ус-ваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов. Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Материалом для упражнений служат отдельные звуки А- О- У -И, звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными, длительными по времени.

В заключение хочу вас познакомить с артикуляционной гимнастикой, которую можно проводить на уроке в первых классах. Обычно артикуляционную гимнастику проводят, используя монотонные упражнения для подготовки речевого аппарата к постановке звуков. Детям это даётся наиболее затруднительно, потому что такие упражнения требуют самоконтроля, предельного внимания, часто детям не удаётся их выполнить с первого раза. Вы можете сказать зачем такая гимнастика обычным детям, у которых нет проблем со звукопроизношением. Но мы столкнулись с тем, что даже у таких детей, когда они выходят к доске и начинают что-то рассказывать отмечается так называемая «каша во рту». Именно с целью пропедевтики можно использовать элементы артикуляционной гимнастики на уроках.

«Ребята, вы знаете, что на нашей земле есть не только суша, но есть моря и океаны. Давайте с вами погрузимся в подводный мир. Здесь мы видим множество красивых губок, кораллов, разных водорослей, раковин. В одной из таких раковин жил маленький рачок. Он сидел всё время в своём домике, но вдруг ему стало скучно и грустно (рот закрыт, губы плотно сжаты). Захотелось выйти рачку наружу, и он стал давить в верхнюю створку, но она не поддавалась (язык давит в верхние зубы). Тогда он подавил в нижнюю створку, но и она не шелохнулась (язык давит в нижние зубы), тогда рачок протиснулся между двумя створками и увидел всю красоту подводного мира (язык протискивается между зубами). Он увидел рыбку-клоуна, которая ему весело улыбнулась (растягиваем губы в улыбке). А вот круглая икринка, из которой скоро появится малёк рыбы (надуваем щёки). Затем рачок поплыл в левую сторону и увидел красивых рыбок, а потом в правую сторону, там он увидел красивые губки и фиолетовые, бордовые водоросли (движение языка влево, затем вправо). Мимо проплывал приветливый морской конёк. Он проплыл через арку и исчез. Вдруг откуда ни возьмись выплыла сердитая акула. Она была очень голодна, она открыла свою зубастую пасть (широко открываем рот). Морской ёж тоже испугался акулы, он надулся как шарик (надуваем щёки). Рачку стало страшно, и он спрятался в тёмной пещере. А в ней он увидел красивых медуз. У них были красивые большие шляпы и длинные ножки. Они плавали очень медленно и грациозно (присасываем язык к верхнему нёбу). Много интересного увидел рачок, и тут ему попался шлем водолаза. А что, подумал рачок. Это будет хороший домик для меня. И тут он задумался, как оказывается красив и многообразен подводный мир, сколько друзей он приобрёл, и что не стоит сидеть одному в своей раковине (рот закрываем, плотно сжав губы)».

Подводя итоги хочу сказать, что если мы говорим о личностно-ориентированном обучении то ребёнку необходимо слышать похвалу и поддержку в свой адрес, даже если он выполнил задание не идеально, но приложил все свои усилия. Только реальная вера в то, что любой человек хорош сам по себе, может многое изменить в его картине мира, а поддержка и заинтересованность в его действиях совершает просто чудеса.