Цель: систематизировать знания детей об «одежде» диких животных и птиц.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» у животных и птиц, её соответствии условиям проживания;
- активизировать словарь детей именами прилагательными противоположного значения;
- продолжать формировать представления о разнообразии и роли окраски в жизни животных и птиц, о связях внешнего вида со средой их обитания;
- закреплять умение раскрашивать, не выходя за контур методом тычка, в лепке – способ лепки животных из цилиндра, надрезанного с двух сторон, использовать обрывной метод аппликации, наклеивая на готовый контур.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к животным.
Предварительная работа:
- дидактические игры по теме «Дикие животные», «Птицы»;
- разгадывание загадок;
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, просмотр мультфильмов на данную тему: «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»;
- чтение художественной литературы русских писателей о птиц и животных.
Материалы к непосредственно образовательной деятельности:
- демонстрационный материал (теремок, картинки с дикими животными, птиц следы животных), коробка с одеждой, перья птиц;
- материал для работы детям (контуры зверей и птиц, кисточки, краски, пластилин, бумага).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Проблемная ситуация, обозначение темы.
Воспитатель: Ой, ребята, выпала из рук коробка и всё оттуда вывалилось. Помогите убрать всё на место. (Дети помогают убрать).
Воспитатель: Ребята, а что же мы с вами в коробку кладем? Как назвать всё это одним словом? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто эту одежду носит? А на вас есть одежда? Какая? В какой одежде вы сегодня пришли в детский сад? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Вы сказали, что на вас лёгкая одежда. А в шкафчике – теплая. А знаете, что кроме людей ещё кое – кто носит одежду. Как вы думаете, кто? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали, кто носит одежду, кроме людей. Это звери и птицы.
Беседа об одежде птиц и животных.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую «одежду» носят птицы?
(Ответы детей. Рассматриваем перья птиц. Они разные – по размеру, по величине, по цвету).
Воспитатель: Что можно сказать про перья птиц? Все ли перья у них одинаковые?
(Ответы детей).
Воспитатель: Зачем птицам разные перья? Что можно сказать про окраску перьев птиц?
(Ответы детей. Дети на примере любой птицы доказывают свой ответ).
Воспитатель: Правильно вы всё сказали. Но в начале нашей беседы, говорили, что и животные имеют одежду. Давайте с вами подойдём к столу и посмотрим, какая она. (Рассматриваем животных на картинках).
Воспитатель: У большинства зверей одежда – меховая шуба. У каких животных есть такая «одежда»? Вы ищете и называете этих зверей и прикрепляете их изображения на доску. (Лиса, заяц, медведь, белка).
Воспитатель: А зачем им нужна такая шуба? Какой мех у них? Одинаков ли он у них по цвету? От чего зависит окраска их «одежды»? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно ли я сказала, что заяц может быть и белым, и серым?
(Дети описывают зайца, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).
Воспитатель: Нет ли у меня ошибки: этот зверь может быть и серым, и рыжим? Кто это и почему вы так думаете?
(Дети составляют рассказ про белку, обосновывая свой ответ).
Воспитатель: А может такое быть, что животное имеет окраску белую и бурую? Кто это и докажите, что вы правы?
(Дети рассказывают про медведя бурого и белого, сравнивая их меховую шубу по цвету и доказывая, что данная «одежда» нужна и бурому медведю и белому).
Воспитатель: А что за зверь, у которого вместо меха иголки? Зачем они ему нужны?
(Дети составляют небольшой рассказ про ежа, обосновывая свой ответ).
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы всё объяснили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Детям бросаю мяч, спрашивая их:
маленький – большой;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
больной – здоровый;
глупый – умный;
грязный – чистый;
дикий – домашний;
длинный – короткий;
добрый – злой;
крупный – мелкий;
сытый – голодный;
мокрый – сухой;
сильный – слабый;
трусливый – смелый;
перелётный – зимующий.
Игра «Да – нет».
Воспитатель: А вы знаете, что я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Я загадываю вам животное или птицу, а вы должны мне задавать такие вопросы, чтобы я могла только отвечать словами «да» или «нет».
Игра продолжается 2-3 раза. Первый раз ведущий - воспитатель, а потом - ребёнок.
Воспитатель: Игра вам понравилась? Мы в неё и после нашей деятельности поиграем, поотгадываем загадки не только про птиц и животных.
Художественное творчество.
Воспитатель: А сейчас я открою вам секрет. У меня есть контуры зверей и птиц. Вы можете выбрать любой из них, сесть за стол и раскрасить «одежду» животного или птицы. Обратите внимание, что на столе лежат разные кисточки, вспомните, как мы с ними работали. Если кто – то захочет слепить животное или птицу, может сесть за другой стол. Работу выполняйте аккуратно. После того как краска высохнет, мы вырежем зверей и птиц и сделаем большое панно «Жители леса», а если кто- то вылепит из пластилина – то и их мы тоже в наше панно «пригласим».
Подведение итога.
Воспитатель: Вам понравилось сегодня наша с вами деятельность? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание было лёгким? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание было интересным? (Ответы детей).