(Слайд 1, презентация) Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Дидактические пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, влияния на их интеллектуальное развитие.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия (слайд 2, презентация).
Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.
Для развития и стимулирования тактильных функций используются различные игровые средства (слайд 3, презентация): тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных ощущений и в целом их интеллектуального развития (слайд 4, презентация).
Оригинальность данных пособий заключается в следующем:
- предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
- сделаны из простого подручного материала;
- просты и удобны в обращении;
- доступны, яркие, многофункциональны;
- имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Вот некоторые из них.
«Тактильный центр» (слайды 5, 6, презентация)
Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности, памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:
- проведи пальчиками по поверхности;
- найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
- предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.;
- с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его;
- ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал;
- выстрой по порядку;
- чего не стало;
- что изменилось;
Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что дети лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками обследовательских действий, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.
«Тактильный мешочек» (слайды 7, 8, презентация)
С помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения, фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. Игра состоит из одинаковых крышечек-боченков в которых наклеен тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).
Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
С помощью тактильного мешочка зрительное внимание у большинства детей становится конкретным и запоминающим. Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к своим действиям. Тактильный мешочек помогает детям стать раскрепощеннее, более точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики, умению преодолевать трудности.
«Волшебные дорожки» (слайд 9,10, презентация)
Игра с дорожками направлена на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции: прослеживания, цветоразличения, развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки, на которой разноцветными шнурочками вышиты дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров.
При выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.
Дети упражняются в зрительном анализе линии, её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая, зигзаг); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху вниз.
Упражнения вводятся и усложняются постепенно.
Далее предлагаются различные задания:
- пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии синего цвета, белой линии;
- пройди по дорожкам по образцу;
- спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;
- найди дорожку с закрытыми глазами;
- найди самую толстую (тонкую) дорожку;
Волшебные дорожки помогают детям лучше ориентироваться в пространстве. Дети учатся последовательно и четко описывать свои действия.
Таким образом, дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.