"Ожившие страницы прошлого". "Великая правда жизни в творчестве художников-передвижников"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Для данной методической разработки выбраны художники второй половины XIX века.

С появлением Товарищества Передвижников художники по-новому определили основные тенденции развития русского искусства.

Ведущими жанрами в искусстве передвижников становятся бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж.

Товарищество объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили Н.Н.Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий и другие.

Исторический жанр - область искусства, посвящённая изображению конкретных исторических событий общественной жизни прошлого и современности, действий исторических лиц. Важно, чтобы современники признавали историческое значение данного события и, следовательно, возможность его реалистического отображения. 

В данной методической разработке взят исторический период, связанный с именем Петра I и работы художников-передвижников, таких как Н.Н.Ге, И.Е.Репин, В.И.Суриков, отразивших в своих картинах некоторые знаковые события того времени.

Материал рассчитан на два урока. Ученики заранее готовят рассказы и про исторические события и про картины художников.

Модель урока

1.Обоснование

Урок находиться в системе уроков по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 7-го класса третья четверть «Великие темы жизни», уроки по теме: «Историческая тема в искусстве».

Такой урок целесообразно проводить только после прохождения учениками на уроках истории исторических тем и событий второй половины семнадцатого и начала восемнадцатого века. Конец семнадцатого и начало восемнадцатого века в истории России получил название, как Петровская эпоха. Картины И.Е.Репина и В.И Сурикова и Н.Н.Ге, выбраны для урока не случайно, так как они связаны с событиями этого периода.

Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. В 60-е гг.Х1Х века она обрела имя и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию.

Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличие социальных конфликтов привели к появлению новых жанров в живописи, в том числе и исторического.

С появлением Товарищества Передвижников художники по-новому определили основные тенденции развития русского искусства. Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовала утверждению нового творческого метода и направления в искусстве - критического реализм.

II. Идея урока

Идея урока определена эпиграфами:

 «Красота – дело вкуса:
для меня она в правде».
И.Е.Репин

«Искусство не просто отражает жизнь, оно ее объясняет и произносит над ней свой приговор».
Н.Г.Чернышевский

«…Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
В.М.Васнецов

III. Концепция урока

 «Кто виноват?» и «Что делать?» - вопросы, которые извечно задавали демократически настроенные деятели II половины ХIХ века, определили ее основную проблематику. В то время как общественная мысль сосредоточилась на задачах практического переустройства действительности, искусство было вовлечено в решение важнейших общественных задач. Это выразилось в непосредственном отражении актуальных жизненных конфликтов, в жесткой критике социальной несправедливости.

Новая художественная стилистика нашла полное теоретическое обоснование в эстетике Н.Г.Чернышевского: художник должен был взять на себя роль и общественного Судии и одновременно Учителя. Шла борьба с привычными, насаждаемыми сверху взглядами на жизнь, на религию, на искусство. Новое реалистическое направление в искусстве укрепилось в искусстве с помощью передовой критики. Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовала утверждению нового творческого метода «критического реализма».

Новый подход к искусству нашел свое воплощение в словах Н.Г.Чернышевского : «Прекрасное есть жизнь. Говорите о жизни и только о жизни, отражайте действительность, а если люди не живут по- человечески, учите их жить…Искусство не просто отражает жизнь, оно ее объясняет и произносит над ней свой приговор.»

Все это нашло свое воплощение в таких жанрах как портрет, пейзаж и бытовой жанр. Решительный переворот произошел и в исторической живописи, где крепче всего держались традиции официального академического искусства.

Вид занятия: беседа по изобразительному искусству.

 

Общая цель: Развитие культурной личности, расширение зоны понимания ребенком окружающего мира и жизни.

Цель урока:

  • раскрыть перед учениками богатство исторического жанра,
  • познакомить с произведениями выдающихся русских художников,
  • учить понимать произведения изобразительного искусства.

IV. Форма урока: беседа, рассказ, ролевая игра, интеграция ( ученики выступают в роли историков и экскурсоводов).

V. Демонстрационный материал:

  1. Плакат с планом урока.
  2. В.Г.Шварц « Иван Грозный у постели убитого им сына в Александровской слободе».
  3. Репродукция с картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  4. Репродукция с картины В.И.Сурикова «Меншиков в Березове».
  5. Репродукция с картины И.Е.Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году».
  6. Репродукция с картины Н.Н.Ге «Петр Iдопрашивает царевича Алексея в Петергофе».
  7. Слайд-шоу с репродукциями этих же картин (приложение).

VI.Организация рефлексивного пространства.

VII.Окончание урока.

Ход урока

1. Мотивация урока.

На доске план урока. Читаем его. Затем рассматриваем репродукции с картин художников, представленных на экране. Мы как бы присутствуем в зале импровизированного музея, где собраны картины художников на исторические сюжеты.

Обращаю внимание на эпиграфы урока.

Затем с целью углубления темы урока отвечаем на некоторые вопросы и выясняем понятия « история» и « исторический жанр».

История – совокупность фактов, событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое сохраняется в памяти людей. Н.М.Карамзин видел в истории священную книгу народов – главную, необходимую; завет предков потомкам, дополнение, изменение настоящего в пример будущему.

Историческая правда – изложение реальных исторических событий без внесения в них изменений.

История – наука не точная, не математика. Она подвижна и изменчива. Как сама жизнь.

Исторический жанр. Один из самых популярных жанров изобразительного искусства. Исторический жанр начал развиваться еще в эпоху Ренессанса. Исторической картине свойственен самый широкий диапазон: изображение человека и его окружение, пейзаж, драматическое действие передачи психологии чувств. Но в таких произведениях отражается не частная жизнь, а общественно- значимые события. Исторический жанр- наиболее увлекательный жанр, благодаря тому, что главную роль в нем играют события, факты истории люди.

Великое художественное произведение несет в себе не только художественный вымысел, но и подлинные человеческие чувства, поэтому мы безоговорочно верим художнику.

Уже в ХVIII-Х IХ веках историческая живопись считалась главным жанром во всех академиях художеств Европы. В исторических картинах художники стремились запечатлеть героическое прошлое своего народа, выразить идеи своего времени.

Исторической можно назвать такую картину, которая, отражая определенные исторические события, передает при этом характерные черты изображаемой эпохи, раскрывает смысл данного события, его значение в жизни народов.

Народ - творец истории. Личность и народ – главная тема в искусстве.

Художнику, разрабатывающему историческую тему, важно тщательно изучать документальный материал, первоисточники, факты. Ему необходимо умение обобщать, логически мыслить. Картина должна быть художественно выразительна. Исторические факты, содержащие в источниках, не более чем камни, кирпичики: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание. Чем глубже, чем правдивее и достовернее историческая картина, тем сильнее ее воздействие, тем активнее ее участие в воспитании людей.

II. Организация целевого пространства.

Вторая половина 19 века была порой расцвета русской демократической культуры. Научные открытия Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, К.И Тимирязева, поэзия Н.А.Некрасова, романы Л.Н.Толстого, музыка П.И.Чайковского и М.П.Мусоргского, картины И.Е.Репина и В.И.Сурикова обогатили мировую культуру.

Искусство второй половины 19 века тесно связано с передовой критикой. Именно она подталкивала художников на отражении реальной действительности.

Реализм употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле реализм-это способность искусства верно, истинно. правдиво отражать жизнь в присущих ему художественных формах.

В узком смысле слова реализмом называют конкретно- историческое направление в искусстве 19 века, провозгласившее правду жизни основой своей творческой программы.

Критический реализм - резко критическое отношение к действительности, отражение в художественном творчестве острых социальных проблем.

Яркая страница в развитии критического реализма в изобразительном искусстве – творчество русских художников передвижников.

Передвижники, художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда и краткое название –передвижники. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе художников И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в процессе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской Академии художеств.

Большой общественный интерес к отечественной истории в связи с вопросом о дальнейших путях развития России обусловил расцвет реалистической исторической живописи. Первым русским художником, вставшим на путь реализма в исторической живописи был В.Г.Шварц. Он сосредоточил внимание преимущественно на бытовой стороне национального прошлого. В огромном картоне «Иоанн Грозный в Александровской слободе у тела убитого им сына» и написанной по нему одноименной картине, художник отказывается от идеализации царя. Его Грозный — деспот и вместе с тем измученный, страдающий человек. Здесь впервые дано психологическое решение образа, намечена тема, получившая совершенное художественное воплощение в картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Тщательность написания одежд, утвари, всей обстановки говорит о любви художника к старинному быту.

В. Шварц. «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Уголь. 1861.

В. Г.Шварц Иоанн Грозный в Александровской слободе у тела убитого им сына

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внесли Василий Иванович Суриков (1848—1916) и Илья Ефимович Репин(1844-1930).

III.Организация содержательного пространства.

Слово учителя. Исторические картины для нашего « музея» выбраны не случайно. Нам надо вспомнить исторические события II половины ХVII и начала ХVIII века. Конец семнадцатого и начало восемнадцатого века вошли в историю под названием Петровская эпоха. Они связаны не только временным рамками, но их еще объединяет тема народа и личности в истории, преступления и наказания. Картины, подобранные для беседы, связаны с личностью Петра I и событиями, связанными с периодом его правления.

Основной задачей нашего урока – увидеть правду жизни в этих произведениях, посмотреть, как и каким образом художники этого добиваются.

Личность и деятельность Петра I оценивают неоднозначно. Петр - деспот, своей железной волей изменил ход исторического развития России, заставил многих людей страдать, но он - великий реформатор и преобразователь. Правление он начал решительно, сурово: расправившись с Софьей, с восставшими стрельцами, с защитниками старины: сам ходил в пыточные избы, мучил мятежников, бояр заставлял чистить зубы, брить бороды, носить европейскую одежду. Тех, кто не подчинялся ему, отправлял в Сибирь. Изменилась и жизнь дворян, и близких царю чиновников. Он заставил бояр одеваться в иноземное короткое платье, парик, собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор и понимать языки. Россия начала регулярную подготовку специалистов, ведь сам Петр совершил поездку в европейские страны, в том числе в Голландию, где работал в качестве простого мастерового. Развивалась культура и наука: были основаны обсерватория, Кунсткамера, Ботанический сад, Академия наук с университетом и гимназией при ней. Но все реформы проводились за счет эксплуатации народа, безжалостной и беспощадной. Крестьяне нужны были самодержцу для выполнения грандиозных планов, поэтому целыми деревнями приписывали их к заводам на Урале, в Туле, к мануфактурам в разных частях России, волоком и в цепях тащили на судостроительные верфи в Воронеж, на строительство Петербурга и каждый год забирали рекрутов и вели умирать под Азов, в Прибалтику, под Полтаву. Но он смог обеспечить политическую, экономическую, национальную независимость России и сделал ее одной из сильнейших стран Европы, возвратил ей выход к морю, ввел государственную торговлю, создал армию, флот, промышленность, дал мощное ускорение развитию культуры.

2. Слово ученика – «историка». Историческая справка к картине

  • И.Е.Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году». (Приложение 1.1)
  • Выступление ученика – экскурсовода о картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году». (Приложение 1.2)
  • Историческая справка к картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» (Приложение 2.1)
  • Содержание, композиция и цветовое решение картины. «Утро стрелецкой казни». (Приложение 2.2)
  • Слово ученика. Историческая справка к картине Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе». (Приложение 3.1)
  • Рассказ экскурсовода о картине. «Петр 1 допрашивает царевича Алексея». (Приложение 3.2)
  • Историческая справка. А.Д Меншиков – « счастья баловень безродный, полудержавный властелин». (Приложение 4.1)
  • Рассказ ученика о картине В.И.Сурикова «Меншиков в Березове». (Приложение 4.2)

IV. Организация рефлексивного пространства

При рассмотрении каждой репродукции ставим проблемные вопросы:

  1. Чем объяснить такую жестокость Петра 1 по отношению к стрельцам в картине В.И.Сурикова?
  2. В чем трагедия личности и историческая правда в картине И.Е.Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре».
  3. Историческая правда и художественная достоверность в картине Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.»
  4. Как проявляется личная драма и историческая трагедия в картине В.И.Сурикова «Меншиков в Березове»?

Ответы записываем в тетрадь.

Окончание урока.

Исторический жанр 20 века опирается на достижения классиков этого направления и школы 19 века. Главной его разновидностью является живопись на историко-революционные темы. В современной живописи большое место занимают также и картины на темы и сюжеты далёкого исторического прошлого, рассказывающие, например, о Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года и других исторических событиях

Список используемой литературы

  1. В. Соловьев История России для детей и взрослых. М., Белый город, 2002
  2. М.В.Алпатов Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика,1983
  3. Энциклопедический словарь юного историка. М.Белый город., Педагогика, 1983.
  4. Н. Янковский-Максимов. Сквозь магический кристалл. - М., Просвещение. 1975.
  5. Н.Г. Машковцева. История русского искусства.- М., Искусство. 1960.
  6. Я.Д. Минченков. Воспоминание о передвижниках. – Л., Художник РСФСР. 1964.
  7. WWW wikipedia. Org