Цель урока
- продолжить формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных и личностного самосовершенствования учащихся.
Задачи урока:
- сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в ПСХЭ, строения атома и кристалла;
- установить причинно-следственную связь между строением и свойствами металлов 1-3 групп главных подгрупп;
- продолжить развитие умений наблюдать, делать выводы, выполнять эксперимент и объяснять его ход;
- продолжить формирования навыков составления уравнений химических реакций;
- показать практическое значение химических знаний.
Оборудование и реактивы: карточки с текстами, презентация к уроку, видеоматериал, компьютер, экран, проектор, гранулы алюминия, р-р гидроксида натрия.
Наборы реактивов на столах учащихся: алюминиевая проволока, фольга, гранулы алюминия, растворы соляной кислоты и сульфата меди (2), спички, спиртовка, держатель, смайлики.
Раздаточный материал: карточки с текстом теста (2 варианта), с дифференцированным домашним заданием (д/з).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
- Мы продолжаем изучать металлы, а какой металл мы будем изучать сегодня, предстоит определить вам. Итак, эпиграф к нашему уроку:
Я металл, серебристый и лёгкий
И зовусь “самолётный металл”,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал... (слайд 2).
- Что же за металл мы сегодня будем изучать?
- Совершенно верно алюминий. И тема нашего урока “Алюминий: физические и химические свойства.. Применение алюминия” (слайд 3). Запишем тему урока в тетрадях.
- Давайте, вместе с вами, определим задачи урока (коллективное обсуждение)
- Итак, задачи нашего урока (слайд 4).
Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.
Характеристика алюминия как химического элемента.
Самостоятельная работа (слайд 5).
Проверка самостоятельной работы у доски.
Примерный ответ: Al №13. заряд ядра+13, протонов 13, нейтронов 14, электронов 13.
(слайд 6)
- Как изменяется химическая активность у этих химических элементов? (Выводы делают учащиеся).
Тип и класс: Al p – элемент, переходный элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами.
Тип химической связи - металлическая.
Тип кристаллической решетки - металлическая (вспоминаем физические свойства веществ с металлической химической связью).
- Сейчас я вам расскажу об истории открытия алюминия (рассказ).
Нахождение алюминия в природе (слайд 7).
- Основные месторождения алюминиевого сырья: Урал, Казахстан, Сибирь, Башкирстан.
Вопрос. Почему алюминия нет в природе в свободном виде?
- На основании справочных данных, учебника, эпиграфа к уроку и образцов алюминия на ваших столах охарактеризуйте физические свойства алюминия.
Ответы учащихся. (слайд 8 и образцы в лотках).
- На физико-механических свойствах основано его применение. (обсуждение)
Задание. Посмотрите слайды (9-15) и назовите области применения алюминия и свойства, на которых основано их применение (обсуждение).
Почему, очень часто, изделия изготавливаются из сплавов алюминия?
- Алюминий - активный металл, в чём же причина его пассивности? На этот вопрос мы ответим, посмотрев видео (видео 1).
Обсуждение результатов просмотра.
Ответ – на поверхности алюминия образуется пассивная оксидная плёнка.
Подвергаются ли коррозии изделия из алюминия? Почему?
Вывод: оксидная плёнка защищает алюминий от коррозии.
Влияние алюминия и изделий из него на здоровье человека (рассказ).
- При мытье алюминиевой посуды (внутри) можно использовать абразивные материалы? Ответ поясните.
С помощью лабораторных опытов изучим некоторые химические свойства алюминия
Видео 2 размещено в архиве вместе с презентацией.
- Алюминий взаимодействует с неметаллами.
- Запишите уравнения химических реакций алюминия с кислородом, серой и хлором. Укажите восстановитель и окислитель. К одному из уравнений напишите электронный баланс (по желанию). Ребята работают в тетрадях, проверяем у доски.
- Согласно ряду активности металлов алюминий должен реагировать с кислотами. Ставим проблему и решаем её с помощью лабораторных опытов.
Выполнение учащимися лабораторного опыта взаимодействие алюминия с соляной кислотой. Учащиеся записывают уравнение химической реакции на доске и в тетрадях.
Запомните - алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой!
При взаимодействии с концентрированной серной кислотой водород не выделяется, а оксид серы (4) в основном.
Взаимодействие с гидроксидом натрия (демонстрация, запись уравнения химической реакции).
Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства.
- А почему?
- Так как реагирует и с кислотами и с основаниями. (Записать в тетради)
(слайд 16).
- Алюминий реагирует с некоторыми солями (выполнение учащимися лабораторного опыта взаимодействия алюминия с раствором сульфата меди (2)).
- ? Почему восстанавливается чистая медь из её соли?( уравнение д/з).
- Вывод делают учащиеся: согласно ряду напряжения металлов алюминий вытесняет менее активные металлы из их солей.
- Алюминий может восстанавливать некоторые металлы из их оксидов (например,из Fe2O3) (просмотр видео 3. Видео 3 размещено в архиве вместе с презентацией).
- Уравнение химической реакции запишите в д/з.
3. Закрепление изученного материала.
Выполнение теста.
Тест
1 вариант
1. Количество протонов в атоме алюминия:
А) 12,
В) 13,
С) 10,
D) 14.
2.Электронная формула иона алюминия - А1+3:
А) 1s22s22p6.
B) 1s22s22p63s2.
C) 1s22s22p63s1.
D) 1s22s22p63s2p1.
3. Алюминий менее активен, чем:
А) углерод,
B) натрий,
С) кремний,
D) фосфор.
4. Тип кристаллической решетки у алюминия:
А) ионная,
В) металлическая,
С) атомная,
D) молекулярная.
5. На каком физическом свойстве алюминия основано применение сплавов алюминия в самолетостроении:
А) хорошая электропроводность,
В) пластичность,
С) легкость и прочность в сплавах,
D) неядовитость.
2 вариант
1.Количество нейтронов в атоме алюминия:
А) 12,
В) 13,
С) 10,
D) 14.
2.Электронная формула атома алюминия:
А) 1s22s22p6.
B) 1s22s22p63s2.
C) 1s22s22p63s1.
D) 1s22s22p63s2p1.
3. Алюминий более активен, чем:
А) сера,
B) натрий,
С) калий,
D) кальций.
4. Вид химической связи у алюминия:
А) ионная,
В) металлическая,
С) ковалентная,
D) водородная.
5. На каком физическом свойстве алюминия основано применение алюминия в электротехнике:
А) хорошая электропроводность,
В) пластичность,
С) легкость и прочность в сплавах,
D) неядовитость.
Проверка теста (слайд 17).
4. К началу урока: эпиграфу, что изучили на уроке, что узнали нового.
- Итак, вернемся к началу урока и проверим, выполнили мы с вами поставленные задачи (обсуждение, выводы).
5. Задание на дом (слайд 18).
Раздать карточки с д/з. Инструктаж выполнения домашнего задания (дифференцированного).
6. Подведение итогов, оценка работы учащихся на уроке.
- Попробуем самостоятельно оценить свою работу на уроке.
- Для этого у вас в лотках есть смайлики, но вы заметили, что на них нет эмоций. Добавим их на смайлики: улыбку, если получили прочные знания, усвоили весь материал; сомнение, если усвоили материал частично; грусть, если мало что поняли, необходимо еще поработать. В конце урока положите их мне на стол.
Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок учащимся.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке (последний слайд). (слайд 19).