Роль театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с ФГТ в содержании психолого- педагогической работы развитие речи детей любого возраста приоритетная задача в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, что бы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости?

Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра- дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие детей: дети знакомятся с чувствами героев, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки.)

Герои литературных произведений становятся действующими лицами а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события. Во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике интонацией речью и т.д.) Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить такой уровень общекультурного развития, но основе которого облегчается понимание художественного произведения. Возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка – дошкольника не только потому, что, в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что и в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять свои желанию свои мимолётные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя ил не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 2-3 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно- конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринять.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесными творчеством, драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой- нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понято изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Ребенок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей. Вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и предавать свои впечатления в монологической форме.

В нашей группе театрализованные игры организуются в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Запланированы специально в недельном расписании

Для наиболее успешной организации и проведения занятий по театрализованной деятельности группе создан театральный уголок, в котором собраны разные виды театра: пальчиковый, театр в виде матрешек, пакетный театр, театр резиновых игрушек, настольный театр.

В планах разнообразить виды театра, а именно приобрести куклы би-ба –бо, и сделать помпонный театр.

Приложение