Цели:
- Привлечь внимание учащихся к проблеме сквернословия в речи их сверстников и окружающих людей. Познакомить с историей возникновения нецензурных слов и выражений, влиянием сквернословия на здоровье человека.
- Развивать культуру устной речи учащихся, навыки аналитического мышления.
- Воспитывать умение высказывать своё мнение по проблеме, негативное отношение к употреблению в речи нецензурных слов.
Коррекционные задачи:
Оборудование: Презентация, приложения.
Ход мероприятия (Сл.№1)
Сл. №2. В работе конференции участвуют делегации разных классов, основные докладчики, председатель, секретарь и гости.
Сл. №3 На экране вы видите план работы съезда.
Темы сообщений | Ответственные лица | Регламент |
Определение темы и проблемы | Председатель съезда | 2 мин. |
Упражнение- ассоциация | Делегации | 3 мин. |
Отчёты о результатах анкетирования | Аналитики | 5 мин. |
Доклад “Исторические корни мата” | Основной докладчик | 1 мин. |
Доклад “Влияние сквернословия на здоровье человека и его психику” | Основной докладчик | 2 мин. |
Сообщения “Наше отношение к сквернословию”. | Докладчики от делегаций | 15 мин. |
Принятие решения и голосование. | Участники съезда | 2 мин. |
- Может ли человек жить в одиночестве счастливо, комфортно?
- Важно ли для человека мнение окружающих людей о нём?
- По каким признакам складывается мнение о человеке в обществе?
(ответы записываются на доске в форме кластера)
Вывод: Речь – одно из главных качеств, от которого зависит в жизни человека многое. Сегодня, в храме науки и воспитания, в нашей школе, мы проводим конференцию почитателей русского языка. Здесь собрались ученики, педагоги, которые любят свою Родину, а значит и свой родной язык.
Слово - не просто набор звуков. Каждый из вас знает силу слова. Оно может творить, может утешить, вдохновить, исцелить, ранить, разрушить, убить. Именно слово даровано человеку для владения и разумного управления жизнью на земле.
Сл. №4
Послушайте, сколько силы заложено в слове:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать,
И продать, и купить.
Слово можно
В разящий свинец перелить.
Чем больше разных слов употребляет говорящий, тем выразительнее и богаче его речь. И наоборот – если словарный запас беден, то речь такого человека корява. В лексиконе некоторых современных молодых людей не наберётся двух десятков слов: “блин”, “короче”, “в натуре” и т.п. Если бы это не разбавлялось матом! Сегодня мы обсудим важную, наболевшую проблему нашего общества – проблему сквернословия.
Сл. №5 Итак, тема конференции: “Сквернословие как разрушительный речевой фактор нашей жизни”.
Позвольте мне начать наше мероприятие с небольшого размышления по теме.
Сообщение председателя конференции.
Сл. №6 Вдумайтесь в факты!
За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическим развитии выросло в 10 раз.
Здоров лишь один из выпускник школы десяти.
Сл. №7 Увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери!
Сл. №8 Ежедневно в России умирает более двух с половиной тысяч человек в день!
По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте среди мужчин и на сотом месте – среди женщин.
Сл. №9 На эту беду есть много причин, но не последнюю роль играет и наша словесная распущенность.
Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.
Нецензурные выражения доносятся с экранов телевизоров. Мат настолько популярен, что шутники утверждают, будто у нас в России существует два языка: русский и матерный.
Так ли безобидна эта вредная привычка?
О том, какую разрушительную силу имеет мат и другие бранные слова, сегодня предстоит нам с вами поговорить.
Сл. №10 Упражнение-ассоциация “Плохая и хорошая речь”.
Председатель: А может быть, объяснение в том, что люди не понимают, в чём разница между хорошей и плохой речью?
Давайте мы проверим, как вы это понимаете.
(Ученикам предлагается за 2 минуты написать на альбомных листах маркером чёрным свои ассоциации-прилагательные на словосочетание “плохая речь”, красным маркером – “хорошая речь”. Затем альбомные листы вывешиваются на магнитный стенд и озвучиваются учениками-представителями делегаций разных классов).
Вывод: Наш стенд наглядно доказывает, что вы все - люди здравомыслящие и понимающие, что значит речь хорошая.
Произнесите еще раз качества хорошей речи.
Сл. №11-16. Отчёты аналитиков (результаты анкетирования) “Моё отношение к сквернословию” (См. Приложение 1)
Вывод: Данные опросов подтвердили тему конференции – проблема сквернословия существует. Нецензурные слова неприятны всем: и говорящим, и слушающим. А значит, есть надежда на то, что мы можем избавиться от этой вредной привычки.
Председатель: А может, причина и в том, что не все знают историю возникновения нецензурных выражений?
Сл. №17. Доклад: Исторические корни мата (См. Приложение 2)
О том, что мат стал настоящим спутником современности, никто уже не спорит.
В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Но все знали, что бранить детей нельзя матом : они будут мучимы бесами.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Сл. №18. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость или раздражение? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.
Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы именно такое – это поле матерной ругани.
Председатель: Теперь вы знаете, как к бранным словам относились наши предки. Но неужели плохое слово так губительно для человека? Об этом следующий доклад.
Сл. №19 Доклад: Влияние сквернословия на здоровье человека и общества в целом (См. Приложение 2).
Мнение врачей:
“Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность несёт в себе (хотим мы этого или нет, это от нас не зависит) отпечаток услышанного или увиденного. Поток грязных слов разрушают его душу”.
Доктор наук Татьяна Миронова.
Сл. №20 Мнение священника:
“Мат – язык злых духов, демонов. Употребление нецензурных слов – это, грех”.
Священник-психолог Б.В.Ничипоров
Сл. №21 Мнение учёных-биологов:
Мат опасен для здоровья.
- Он способствует снижению интеллекта;
- провоцирует преступления;
- унижает и оскорбляет; но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы;
- приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Эксперимент: Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК – молекулы наследственности. Ругается человек матом - и его хромосомы корёжатся и гнутся. В результате организм начинает работать на уничтожение себя. Каждый рождённый впоследствии ребёнок уже несёт в себе отрицательную словесную энергию.,. А значит, его жизнь будет ещё короче, чем жизнь его родителей.
Председатель: Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.
На уроках развития речи вы писали сочинения-рассуждения об опасности сквернословия. Каково же ваше отношение к этому современному вирусному заболеванию? Поделитесь своими размышлениями. Слово предоставляется докладчикам.
Сл. №22-23. Выступления докладчиков – учеников. (См. Приложение 3)
Вывод: Человек, потерявший способность человеческим языком выражать свои чувства, попал в большую беду. Это вирус сквернословия. Матерятся сейчас много, подхватить заразу легко, а лекарства не рекламируются. Нецензурная брань действительно заразна! Это настоящая “инфекция”, которая разрушает физическое тело, ум, снижает интеллект, приводит к неуравновешенности, доходящей до агрессивности. Сквернословие вызывает боль, оскорбление. Доброе слово всем приятно услышать, а вот мат – никому не приятно. Почему? Потому что доброе слово естественно, как улыбка, как любовь, а мат, как болезнетворные бактерии, как болючая заноза.
Сл. №24. Принятие решения и голосование.
Как же решить проблему сквернословия?
Какие советы вы можете дать самим себе и окружающим, чтобы защитить себя от этой вредной привычки?
(Ученики зачитывают свои советы) См. Приложение 4.
Председатель: Запрещать мат как орудие разрушения и насилия, конечно, надо.
У каждого человека есть выбор – употреблять или не употреблять в своей речи нецензурные слова и выражения. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Сл. №25. Секретарь зачитывает решение конференции.
Мы, участники конференции почитателей русского языка, обсудили проблему сквернословия в нашей школе и в обществе и приняли решение:
- Никогда в своей речи не употреблять нецензурные слова и выражения!
- Не быть равнодушными к тем, кто оскверняет свой язык бранными словами, делать им замечания!
- Следить за своей речью ежеминутно!
- Контролировать свои чувства и речь.
- Каждый день обогащать свой лексикон литературными словами и выражениями!
Дата:
Подписи участников:
Голосование.
Сл. №26. Председатель: Всегда помните: “Наша речь – часть нашей личности, нашей души, нашего ума”. Д.С.Лихачёв.
Сл. №27. Примите пожелание от нас, организаторов конференции! Пусть ваши слова несут в мир только доброту, понимание, чуткость, красоту и любовь!
Сл. №28. Спасибо за работу.
Рефлексия: подписи под решением конференции (См. Приложение 5)
Информационные источники:
- Высказывание писателей и поэтов о русском языке.
- http://shkolazhizni.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.skvernoslovie.narod.ru/