Цели:
- Образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о многообразии и значении земноводных. осознание учебного материала, осмысление связей и отношений внутри объекта.
- Развивающая: развивать коммуникативность у учащихся через совместную работу.
- Воспитательная: привить учащимся доброе отношение к этим животным.
Оборудование:
- Мобильный компьютерный класс с доступом в интернет.
- Интерактивная доска.
- Презентация к уроку.
- Запись голосов Земноводных.
- Используемые материалы: видеоматериалы, мультфильмы, кроссворд, загадки, сказки.
На доске:
Девиз: «И зверьё как братьев наших меньших никогда не бил по голове». (С.Есенин)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления ЗУН
Технология: ТПФУД
Методы:
- словесно-логический, исследовательский
- наглядно-образные
- частично-поисковый
- ТСО – презентация
Формы работы:
- парная, индивидуальная (актуализация знаний);
- общеклассная (эвристическая беседа);
- индивидуальная (закрепление).
Организация деятельности на уроке: развивающее, повторение (актуализация знаний); изучение нового материала; рефлексия.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивационный этап
Составление схемы ООД
Материализованный этап ФУД
Формирование умственной деятельности во внешней речи
Формирование умственной деятельности во внешней речи про себя
Формирование умственной деятельности во внутренней речи (контроль) |
1. На фоне эпизода из фильма «Природа
Якутии», звучит отрывок стихотворения: (слайд
5) «У природы живые краски, Загадка И в мы, и в болоте; нас всегда на 2. Кадр из мультфильма «Лягушка- путешественница» (слайд 6)
– Сегодня мы продолжаем изучение темы, и как вы
уже поняли из загадки и мультфильма речь
пойдет правильно «о земноводных». План урока: 1) репортаж с выставки «Амфибии» Ведущий: Наступило время нашего
видеоканала. Сегодня в программе: Учитель: ЗЕМНОВОДНЫЕ. Даже ваша
реакция на это слово свидетельствует о том, что
это необычные животные. У одних они вызывают
брезгливость, другие их безжалостно истребляют.
Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя
задачу защитить земноводных, оправдать их в
глазах людей.
1. Актуализация знаний (слайд 8) Блиц-опрос 1. Показ фрагмента американского
мультфильма «Дюймовочка». 2. Препарировать лягушку с помощью интерактивной доски и ответить на вопрос «Каково строение кровеносной системы?»
2. Объяснение нового материала (слайды 9-11) Репортаж корреспондентов с выставки (сопровождается демонстрацией через интерактивную доску) 1. Лягушка-голиаф – самая крупная лягушка. Встречается в Африке: в Камеруне, Анголе и Экваториальной Гвинее. Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, масса до 3,25 кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной почти 40 см. обитает лягушка-голиаф в труднодоступных местах. Учёные узнали о её существовании только около 80 лет назад. Обладает очень хорошим слухом, осторожна, ведёт дневной образ жизни. Охотится на тритонов, лягушек, головастиков, мелких рыб. 2. Однако, чемпионом по величине среди земноводных является исполинская саламандра, достигающая в длину 1,5 м. Живёт это редкое животное в быстротекущих реках Японии и Южного Китая. Исполинская саламандра редко выходит на сушу, ведёт ночной образ жизни.
3. Лягушка-бык самая крупная из североамериканских лягушек, длина её тела до 20 см, масса – около 600 г. Эти лягушки съедобны. В США они являются объектом промысла, их добывают до 100 млн. шт. ежегодно.
4. В Центральной и Южной Америке обитает жаба-ага, длина которой достигает 26 см, а масса – до 1 кг. Она была специально завезена на Гавайские острова и в Австралию для борьбы с вредителями сахарного тростника.
5. Самая маленькая лягушка – кокоа. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических лесах Колумбии. Только здесь в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти чёрные с жёлтыми полосами лягушки. Несмотря на крошечные размеры, они обладают самым сильным ядом в мире животных. Брать их голыми руками очень опасно. Яда одной лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел. Яд на наконечниках стрел сохраняется до 15 лет. Открытый микрофон с Институтом биологии Ведущий: Большое спасибо за интересные рассказы. А теперь на наши вопросы ответят учёные-биологи. (слайды 12-13) 1. Профессор биологии – Лягушки хватают только
подвижную добычу Физкультминутка (слайд 14) Учитель организует деятельность учащихся по усвоению материала: (слайд 15) Защита незаслуженно гонимых – «Вплавь по интернету» 1. Сделать подборку материала о значении земноводных используя информацию Интернета:
2. После учащиеся получают задания о воспроизведении значения земноводных в материализованном виде (склеить из цветной бумаги)
(слайд 16) 1. Учащиеся после работы в группе освещают свои находки в интернете остальным учащимся. Учитель может спросить любого из группы по любому вопросу. Указывают в чём значение земноводных. Учитель: Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».
2. Решите кроссворд, определите животное, к какому классу относится и опишите образ жизни: (слайд 17)
Учитель предлагает биологический диктант (слайд 18) Вписать пропущенные слова: 1) Земноводные-обитатели … (слайд 19) Учитель предлагает учащимся заполнить – тест (программа установлена на индивидуальных компьютерах) (слайд 20) Домашнее задание Параграф 39, оформить коллаж по земноводным,
сделать подборку загадок, придумать синквей,
ребусы, решить задачу: Одна лягушка за весну и
лето уничтожает 1260 вредителей сельского
хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено
популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2
года? (слайд 21) Рефлексия – Что мы узнали нового на уроке? Учитель: Охрана земноводных – дело чести. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в неё, тесно связано друг с другом. Подведение итогов. Оценивание. |
Звучит ответ – «лягушки» Раздаются звуки голосов Земноводных (видео – голоса лягушек)
Учащиеся формулируют тему и записывают в тетрадь
Ответы: скользкие
Ответы: роль учёных выполняют учащиеся – опережающее задание По мере репортажа учащиеся оформляют опорный конспект, слушают и рассматривают иллюстрацию
Учащиеся задают интересующие их вопросы 1. Если рядом с голодной лягушкой положить
мёртвых насекомых, она не тронет их. Почему?
1. Учащиеся работают парами, группой. Каждая пара работает над одной из проблем. Производят подборку материала.
2. Работа по группам. Изделия из бумаги, 3 вида оригами-лягушки 1. Каждый получая задание, работает над ним, затем проговаривает остальным учащимся.
Значение земноводных 1. Входят в цепи питания. 2. Проговаривают ответ Отряд Хвостатые Насчитывает 340 видов Отряд Бесхвостые Насчитывается около 1800 видов Учащиеся делают записи в тетради, проговаривая термины про себя. 1) воды и суши
Учащиеся выбирают из набора ответов – правильный ответ за отдельный промежуток времени Ответы учащихся: Охранять! |