Урок-видеоканал по теме "Амфибии – земноводные". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Цели:

  • Образовательные:
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о многообразии и значении земноводных. осознание учебного материала, осмысление связей и отношений внутри объекта.
  • Развивающая: развивать коммуникативность у учащихся через совместную работу.
  • Воспитательная: привить учащимся доброе отношение к этим животным.

Оборудование:

  • Мобильный компьютерный класс с доступом в интернет.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация к уроку.
  • Запись голосов Земноводных.
  • Используемые материалы: видеоматериалы, мультфильмы, кроссворд, загадки, сказки.

На доске:

Девиз: «И зверьё как братьев наших меньших никогда не бил по голове».  (С.Есенин)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  ЗУН

Технология: ТПФУД

Методы:

  • словесно-логический, исследовательский
  • наглядно-образные
  • частично-поисковый
  • ТСО – презентация

Формы работы:     

  • парная, индивидуальная (актуализация знаний);
  • общеклассная (эвристическая беседа);
  • индивидуальная (закрепление).

Организация деятельности на уроке: развивающее, повторение (актуализация знаний); изучение нового материала; рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление схемы ООД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материализованный этап  ФУД

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умственной деятельности во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умственной деятельности во внешней речи про себя

 

 

 

Формирование умственной деятельности во внутренней речи (контроль)

1. На фоне эпизода из фильма «Природа Якутии», звучит отрывок  стихотворения: (слайд 5)

«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы»

Загадка

 И в мы, и в болоте; нас всегда на
поляне, на опушке мы зелёные…

2. Кадр из мультфильма «Лягушка- путешественница» (слайд 6)

 

– Сегодня мы продолжаем изучение темы, и как вы уже поняли из загадки и мультфильма  речь пойдет правильно «о земноводных».
На уроке вы узнаете  о многообразии и значении земноводных.  (Слайд 7)

План урока:

1) репортаж  с выставки «Амфибии»
2) «Открытый микрофон»   с Институтом биологии
3) «Вплавь» по интернету.
4) Защита незаслуженно гонимых.

Ведущий:  Наступило время нашего видеоканала. Сегодня в программе:
– Блиц-опрос (биологическая  загадка)
– Репортаж ведут ученые-биологи  с выставки «Амфибии»
– Открытый микрофон   с Институтом биологии

Учитель: ЗЕМНОВОДНЫЕ. Даже ваша реакция на это слово свидетельствует о том, что это необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу  защитить земноводных, оправдать их в глазах людей.
– За что же люди не любят лягушек и им подобных?
– Давайте перечислим ассоциации,  которые возникают у вас при соприкосновении с этими животными.

 

 

1. Актуализация знаний (слайд 8)

Блиц-опрос

1. Показ фрагмента американского мультфильма  «Дюймовочка».
Вопрос к фильму:
– Найти в отрывке как можно больше биологических неточностей и ошибок?
– Дать правильное описание?

2. Препарировать лягушку с помощью интерактивной доски и ответить на вопрос «Каково строение кровеносной системы?»

 

2. Объяснение нового материала (слайды 9-11)

Репортаж корреспондентов с выставки (сопровождается демонстрацией через интерактивную доску)

1. Лягушка-голиаф – самая крупная лягушка. Встречается в Африке: в Камеруне, Анголе и Экваториальной Гвинее. Лягушка-голиаф имеет тело длиной до 25 см, масса до 3,25 кг. Однажды в Анголе была поймана лягушка длиной почти 40 см. обитает лягушка-голиаф в труднодоступных местах. Учёные узнали о её существовании только около 80 лет назад. Обладает очень хорошим слухом, осторожна, ведёт дневной образ жизни. Охотится на тритонов, лягушек, головастиков, мелких рыб.

2. Однако, чемпионом по величине среди земноводных является исполинская саламандра, достигающая в длину 1,5 м. Живёт это редкое животное в быстротекущих реках Японии и Южного Китая. Исполинская саламандра редко выходит на сушу, ведёт ночной образ жизни.

 

3. Лягушка-бык самая крупная из североамериканских лягушек, длина её тела до 20 см, масса – около 600 г. Эти лягушки съедобны. В США они являются объектом промысла, их добывают до 100 млн. шт. ежегодно.

 

 

4. В Центральной и Южной Америке обитает жаба-ага, длина которой достигает 26 см, а масса – до 1 кг. Она была специально завезена на Гавайские острова и в Австралию для борьбы с вредителями сахарного тростника.

 

 

5. Самая маленькая лягушка – кокоа. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических лесах Колумбии. Только здесь в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти чёрные с жёлтыми  полосами лягушки. Несмотря на крошечные размеры, они обладают самым сильным ядом в мире животных. Брать их голыми руками очень опасно. Яда одной лягушки достаточно для того, чтобы обработать 50 стрел.  Яд на наконечниках стрел сохраняется до 15 лет.

Открытый микрофон  с Институтом биологии

Ведущий:  Большое спасибо за интересные рассказы. А теперь на наши вопросы ответят учёные-биологи.

(слайды 12-13)

1. Профессор биологии – Лягушки хватают только подвижную добычу
2. к.б.н. – Нет, она будет дышать с помощью кожи
3. д. б. н. – Да, имеются тритоны
4. Доцент  кафедры – Глаза принимают участие в акте глотания.
5. Профессор – Кожа это защита, со временем стареет. Линька – 4 раза в год, старую кожу съедают.

Физкультминутка (слайд 14)

Учитель организует деятельность учащихся по усвоению материала: (слайд 15)

Защита незаслуженно гонимых – «Вплавь по интернету»

1. Сделать подборку материала о значении земноводных используя информацию Интернета:

  1. По литературным произведениям
  2. По пословицам, поговоркам, приметам
  3. По открытиям в науке
  4. По музыкальным произведениям

2. После учащиеся получают задания о воспроизведении значения земноводных в материализованном виде (склеить из цветной бумаги)

 

 

(слайд 16)

1. Учащиеся  после работы в группе  освещают свои находки в интернете остальным учащимся. Учитель может спросить любого из группы по любому вопросу. Указывают в чём значение земноводных.

Учитель: Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

 

 

 

 

2. Решите кроссворд, определите животное, к какому классу  относится и опишите образ жизни: (слайд 17)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает биологический диктант (слайд 18)

Вписать пропущенные слова:

1) Земноводные-обитатели …
2) Развитие их связано с …
3) Земноводные с … температурой тела
4) Дышат …
5) Живут … водоёмах

(слайд 19)

Учитель предлагает учащимся заполнить – тест (программа установлена  на индивидуальных компьютерах)

(слайд 20)

Домашнее задание

Параграф 39, оформить коллаж по земноводным, сделать подборку загадок, придумать синквей, ребусы, решить задачу: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? 
(задания индивидуальные)

(слайд 21)

Рефлексия

– Что мы узнали нового на уроке?
– С чем вы уходите с урока, по отношению земноводных?

Учитель: Охрана земноводных – дело чести. Они – часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в неё, тесно связано друг с другом.

Подведение итогов. Оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит ответ  –  «лягушки»

Раздаются звуки голосов Земноводных (видео – голоса лягушек)

 

Учащиеся формулируют тему и записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: скользкие
– холодные
– страшные
– мерзкие
– неожиданно прыгают
– из-за них бывают бородавки.

 

Ответы:
1. У этой лягушки есть волосы, талия, уши, зубы, язык расположен «по-человечески», глаза с ресницами, невыпуклые, губы (накрашенные), заметны молочные железы под одеждой.
2. Кожа голая со слизью,
Ушные  отверстия,  туловище сплошное без талии, язык липкий раздвоенный, задний конец языка, глаза выпуклые, отсутствие молочных желёз, зубов нет у жаб, а у лягушек  около 100 зубов на верхней челюсти, да ещё 20 на нёбе. На нижней челюсти зубов нет.
2 круга кровообращения, 3-х камерное сердце

роль учёных выполняют учащиеся – опережающее задание

По мере репортажа учащиеся оформляют опорный конспект, слушают и рассматривают иллюстрацию

 

 

 

Учащиеся задают интересующие их вопросы

1. Если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она не тронет их. Почему?
2. Задохнётся ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?
3. Водятся ли лягушки в Якутии?
4. Почему лягушка пучеглазая?
5. Может ли лягушка сбрасывать кожу?

 

 

 

1. Учащиеся работают парами, группой. Каждая пара работает над одной  из проблем. Производят подборку материала.

 

 

2. Работа по группам. Изделия из бумаги, 3 вида оригами-лягушки

1. Каждый получая задание, работает над ним, затем проговаривает остальным учащимся.

 

Значение земноводных

1. Входят в цепи питания.
2. Уничтожают вредных насекомых.
3. Являются подопытными животными для ученых.
4. Являются предметом международной торговли.
Многие виды исчезают. В Международную Красную Книгу занесены 17 видов хвостатых, 18 видов бесхвостых.
(Запись в тетрадь)

 2. Проговаривают  ответ

Отряд Хвостатые

Насчитывает 340 видов
Имеют удлиненное, переходящее в хвост туловище, ноги слабые. Самый примитивный отряд. Обитают в северных и умеренных широтах

Отряд  Бесхвостые

Насчитывается около 1800 видов
Это наиболее высокоорганизованный отряд. Короткое туловище, нет шеи и хвоста, задние ноги приспособлены для прыжков, издают звуки (кваканье).

Учащиеся делают записи в тетради, проговаривая термины про себя.

1) воды и суши
2) с превращением
3) с непостоянной
4) легкими и кожей
5) пресных

 

Учащиеся выбирают из набора ответов – правильный ответ за отдельный промежуток времени

Ответы учащихся: Охранять!

Приложение 1