Цель: изготовление модели легкового автомобиля.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей изобретения автомобиля, видами транспорта, профессиями, и специальностями, связанными с автомобилестроением;
- совершенствовать умения и навыки конструирования из картона;
- содействовать развитию устойчивого интереса, изобретательности и творческого мышления у обучающихся;
- способствовать созданию ситуации успеха обучающихся, воспитывать творческую личность, через занятия техническим конструированием.
Тип занятия: игра-путешествие.
Форма занятия: практическое занятие в аудитории.
Оформление: информационная карта сборки легкового автомобиля, эстакада для машин, готовая модель легкового автомобиля, выкройки легкового автомобиля, плакат легкового автомобиля, слайды.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, ножницы, клей, кисти для клея, цветной картон, цветная бумага, влажные салфетки для рук.
Методы:
- репродуктивный (составление педагогом заданий для обучающихся и способов деятельности);
- иллюстративный;
- эвристический (вопрос – ответ);
Приемы деятельности педагога:
- создание ситуации успеха для решения познавательных задач;
- использование межпредметных связей;
- объяснение, рассказ, историческая справка, эвристическая беседа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот пришла я в кружок,
Чудо как хорошо,
Здесь светло, солнечно
И везде уют.
Вот встречаю я ребят
И ловлю пытливый взгляд
Чем же мы сегодня
Заниматься будет тут.
Счастье моё
Были б дети рядом,
Ну, а больше ничего не надо.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы будем конструировать техническую модель. А, какую, вы скажите сами, отгадав загадку.
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина).
- По каким действиям вы определили, что это машина?
- Молодцы, ребята!
- Тема нашего занятия “Конструирование легкового автомобиля”.
Давайте вспомним историю.
(Педагог надевает костюм ученого)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо мы повернем,
И историю начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Слайд 1.
Давным – давно... Когда люди жили в пещерах и работали примитивными орудиями труда, появилось первое колесо. Возможно, его изобретали не один раз, поэтому имя героя затерялось во тьме веков.
- А как вы думаете, из какого материала было изобретено колесо?
Слайд 2.
А затем появился велосипед.
Слайд 3.
- Позднее первая паровая машина, (Слайд 4) а после был изобретен бензиновый двигатель. Его изобретателем считается Карл Бенц. Скорость этого автомобиля достигла 25 км/ ч. Это был 1885 год.
Однако уже через 5 лет скорость автомобиля достигла 70 км/ ч.
А еще через 5 лет – 100 км/ч.
Слайд 5. В настоящее время скорость гоночного автомобиля достигает 1000 км/ч.
Согласитесь господа,
Нам без транспорта – беда,
Вед Машина – мощный друг
Без него мы как без рук!
(Педагог снимает костюм ученого).
Слайд 6.
Нынче 21 век!
Верит в транспорт человек!
Сел в машину – и вперед!
За окошком дождь идет
Или даже мокрый снег,
Едешь ты - и дела нет! (Легковой автомобиль)
Слайд 7.
Надо груз отправить – враз
Отвезет его КамАЗ.
Слайд 8.
ЗИЛ, к примеру, за часок
Увезет цемент, песок.
Слайд 9.
А автобус без хлопот
Всех людей перевезет.
Какие виды современного транспорта вы знаете ещё?
Для каких целей служат легковые автомобили, грузовые автомобили?
Как называются профессии людей, которые работают на транспорте? (шофёр, автослесарь – ремонтирует, инженер – конструирует автомобиль, Технический дизайнер – оформляет автомобиль).
Какой вид транспорта изображен на плакате? Из каких узлов состоит автомобиль? (Слайд 10)
Лабораторная работа
(Педагог показывает модель легкового автомобиля).
Ребята, посмотрите на модель, из какого материала изготовлена модель?
- Какими свойствами обладает картон? (Сгибается, мнется, рвется, режется – картон эластичный)
- Если картон намочим, что произойдет? (Картон намокнет, значит водонепроницаем).
- Если картон подожжем, он загорится. (Значит он легко воспламеняемый).
Информационная карта
Ребята, посмотрите на информационную карту и прочитайте, что мы будем делать.
- Вырезать 2 детали корпуса.
- Вырезать переднюю, часть автомобиля – 1 деталь (бампер, капот, ветровое стекло).
- Вырезать заднюю, часть автомобиля – 1 деталь (бампер, багажник, заднее стекло).
- Вырезать крышу автомобиля – 1 деталь.
Прежде чем приступить к работе поиграем в игру “Да - нет”.
Если я правильно называю правила по ТБ при работе с инструментами вы, хлопаете, если неправильно – вы топаете.
- Не держи ножницы концами вверх (хлопают).
- Оставляй ножницы в раскрытом виде (топают).
- Не подходи к товарищу во время резания (хлопают).
- Режь ножницами на ходу (топают).
- Не клади ножницы на край стола (хлопают).
- Передавай ножницы в открытом виде, держи их за рабочую часть (топают).
- Не направляй пальцы к лезвию ножниц во время резания (хлопают).
Продолжаем практическую работу.
Физкультминутка!
Ребята, отложите инструмент и все встаньте. Представьте себе, что вы машины!
- Руки – двигатель (руки согнуты в локте, вращение руками перед собой).
- Руки - ремни безопасности (показать, как пристегиваете ремень безопасности).
- Ноги – тормоз (топают негромко одной ногой).
- Глаза – фары (часто мигают глазами).
- Поехали – ходьба на месте.
Как только я называю часть тела, вы выполняете движение.
А теперь внимание!
Ремень безопасности Двигатель
Тормоза
Фары
Поехали
Двигатель Фары
Ремень безопасности
Тормоза
Поехали
Тормоза
Достаточно, ребята, спасибо, садитесь на свои места, продолжаем работать.
Ребята вы собрали техническую модель. Наведите порядок на рабочем месте. Проверим качество вашей работы.
Качество работы проверим на эстакаде. Ребята, кто скажет, что такое эстакада.
Эстакада – это возвышенность для технического осмотра машины.
Ставим ваш легковой автомобиль на эстакаду. Если лампочка загорается, то автомобиль готов к эксплуатации!
(Педагог в роли сотрудника ДПС. Педагог надевает фуражку ДПС и берет в руки жезл).
Проводит осмотр автотранспорта на эстакаде. (Слайд 11).Выдаёт удостоверение технического осмотра на пользование автотранспорта.
Вы, ребята, - будущие автомобилисты. Желаю вам зеленого света на дорогах.
Мы доехали до места
Настает прощанья час
Пожелаю вам успеха,
До свиданья, в добрый час!
Пускай горит зеленый свет,
Для ваших будущих побед!
Спасибо за работу. До свидания!