Некоторые особенности экспериментальной работы педагогов дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Со дня создания первого в мире детского сада Фребелем прошло 175 лет. За это время существенно изменились цели и задачи, стоящие перед этим учебным заведением. Программа первых детских садов предполагала организацию игровой деятельности и работу детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы.

Сегодня такого подхода уже недостаточно, изменения, происходящие в начальной школе России влекут за собой изменения и в системе дошкольного образования. Именно в дошкольном учреждении закладывается и формируются качества успешного ученика, а после и успешной личности способной реализовать свои возможности и способности.

Безусловно в настоящее время иной подход и к педагогической деятельности воспитателя. На базе нашего дошкольного учреждения была разработана система методической работы, направленной на оказание своевременной помощи воспитателям при организации экспериментальной деятельности в рамках тем самообразования.

В нашем учреждении экспериментальная работа проводится по следующим направлениям: экологическое воспитание; познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие.

Основными задачами экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении является: решение актуальных образовательных проблем и развитие профессиональной компетентности педагогов.

Руководством учреждения был составлен план включения экспериментальной деятельности в систему работы образовательного учреждения.

На первом этапе был проведен срез по выявлению уровня сформированности отношения педагогов к экспериментальной деятельности.

На втором этапе — анализ уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.

На третьем этапе — анализ планов педагогов по самообразовательной деятельности.

На четвёртом этапе были проведены педагогические советы, целью, которых было ознакомление коллектива с основными положениями организации экспериментальной работы в дошкольном учреждении.

Используя в своей работе подход В.И. Загвязинского и Р.А. Атаханова к вопросу об экспериментальной деятельности мы ориентируемся на следующую схему организации экспериментальной деятельности. [1]

Таблица 1. Экспериментальная работа учреждения образования

Экспериментальная работа учреждения образования

Диагностика ситуации обновления и развития в образовательном учреждении

Педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых подходов и средств

Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование — такая работа необходима при составлении перспективных и текущих планов, определении ориентиров практической деятельности, опережающее экспериментирование позволяет создать модель развития в конкретных условиях выполнения деятельности и воплотить её в жизнь, создавая образ для более широкой практики

Формирование личности творческого педагога с ясно выраженным индивидуальным стилем деятельности (характер и содержание совместно выполняемой деятельности в группе единомышленников, характер межличностных отношений формируют творческую деятельность)

Развитие инициативы и творчества воспитанников

Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества

Первоначальное условие реализации экспериментальной деятельности — это готовность коллектива к повышению квалификации в рамках своего самообразования, и их включение в процесс эксперимента, то есть принятие его актуальности и необходимости, форм и методов. Поэтому руководителю необходимо, прежде всего, изучить кадровый состав, его способность к экспериментальной деятельности.

При реализации этого условия главным фактором является умение сотрудников работать в команде (в микрогруппе), в качестве равноправных партнёров независимо от от возраста, педагогического стажа и должности.

Каждый должен осознать, что в данный момент все действуют в одной команде и находятся в одинаковых условиях, а значит все равны. Важно, чтобы состав команды не был постоянным, а с целью расширения круга общения сотрудников — постоянно менялся. [1, с. 29]

Следующим условием реализации экспериментальной деятельности является необходимость развития методической службы. Безусловно, что в современном быстро меняющемся мире невозможно обеспечить педагога дошкольного образовательного учреждения готовыми решениями проблем, поэтому задача методической службы — направление воспитателя на самостоятельный поиск выхода из нестандартной ситуации.

Работая в режиме эксперимента воспитатель постепенно учится сам соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное с конкретными детьми.

Основной целью работы нашей методической службы является содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической и экспериментальной деятельности, а также оптимизация процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Для воспитателей предлагается индивидуальный план экспериментальной деятельности, который начинается работа после обоснования на методическом совете ими темы самообразования.

План включает в себя следующие аспекты:

  1. ФИО, должность, квалификационная категория педагога.
  2. Тема эксперимента.
  3. Цели эксперимента непосредственно для педагога.
  4. Задачи эксперимента непосредственно для педагога.
  5. Формы и методы работы.
  6. Выводы о положительных или отрицательных результатах экспериментальной деятельности.

Можно рекомендовать воспитателям заполнять следующую таблицу:

Таблица №2. Примерный дневник экспериментальной деятельности. [1, с. 89]

№ п/п и дата записи

Проблема, возникающая в процессе эксперимента

Пути решения проблемы

Полученные результаты

Положительные моменты экспериментальной деятельности

Влияние на развитие личности ребёнка

Полученные новые формы и методы деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Данная таблица позволяет не только отслеживать результативность работы воспитателей, но и ликвидировать трату времени воспитателем на подготовку выступлению по отчётам о проделанной работе по теме самообразования.

В процессе экспериментальной деятельности необходима постоянная обратная связь, поэтому для воспитателей предлагается проведение самоанализа по экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Работа в режиме эксперимента направляет деятельность педагогов в конструктивное русло, приводит к повышению их профессионального мастерства и компетенции.

Используемая литература:

  • Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.