Игры на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Среди различных видов деятельность младшие школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения.

В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать, сопоставлять части рисунка между собой. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Применение игр с нетрадиционными художественными техниками способствует расширению художественного образа в детских работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у детей эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения.

«Волшебное яйцо»

Цель: развитие воображения.

Каждому ребенку выдается шаблон в виде яйца, который он обводит на листе бумаги. Затем ему предлагается дорисовать овал так, чтобы получился новый предмет.

«Рисование по опорным точкам»

Цель: развивать глазомер, уверенность руки и точность движений.

Взрослый предварительно рисует контур предмета точками и предлагает провести по ним сплошную линию. Затем ребенок раскрашивает предмет по своему усмотрению.

«Монотипия»

Цель: ослабить эмоциональное возбуждение у аффективных, возбудимых, расторможенных детей.

Ребенку предлагается нарисовать цветовые пятна на лист, (лист согнуть пополам). Закрыть полученные пятна другой половиной листа и разгладить его, получив тем самым одинаковые цветовые пятна. Рассмотреть их и дорисовать до образа.

«Штриховка контурно изображенных предметов»

Цель: учить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Предложить ребенку перевести через тонкий лист бумаги какое-нибудь животное, а затем заштриховать его разнообразной штриховкой по желанию следуя направлению контура.

«Графическая музыка»

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.

Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

«Кляксография»

Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа.

Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь, тушь или акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы.

«Рисование спиралеобразными линиями»

Цель: учить наращивать скорость движения.

Можно подготовить контурный рисунок, а ребенок будет рисовать по нему спиралеобразными линиями, используя фломастеры или цветные карандаши.