Среди различных видов деятельность младшие школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.
В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения.
В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать, сопоставлять части рисунка между собой. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.
Применение игр с нетрадиционными художественными техниками способствует расширению художественного образа в детских работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у детей эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения.
«Волшебное яйцо»
Цель: развитие воображения.
Каждому ребенку выдается шаблон в виде яйца, который он обводит на листе бумаги. Затем ему предлагается дорисовать овал так, чтобы получился новый предмет.
«Рисование по опорным точкам»
Цель: развивать глазомер, уверенность руки и точность движений.
Взрослый предварительно рисует контур предмета точками и предлагает провести по ним сплошную линию. Затем ребенок раскрашивает предмет по своему усмотрению.
«Монотипия»
Цель: ослабить эмоциональное возбуждение у аффективных, возбудимых, расторможенных детей.
Ребенку предлагается нарисовать цветовые пятна на лист, (лист согнуть пополам). Закрыть полученные пятна другой половиной листа и разгладить его, получив тем самым одинаковые цветовые пятна. Рассмотреть их и дорисовать до образа.
«Штриховка контурно изображенных предметов»
Цель: учить детей штриховать в зависимости от направления контура.
Предложить ребенку перевести через тонкий лист бумаги какое-нибудь животное, а затем заштриховать его разнообразной штриховкой по желанию следуя направлению контура.
«Графическая музыка»
Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.
Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.
«Кляксография»
Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа.
Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь, тушь или акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы.
«Рисование спиралеобразными линиями»
Цель: учить наращивать скорость движения.
Можно подготовить контурный рисунок, а ребенок будет рисовать по нему спиралеобразными линиями, используя фломастеры или цветные карандаши.