Программа общего образования по математике. 5-й класс. ФГОС второго поколения

Разделы: Математика

Класс: 5


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования второго поколения, и разработана на основе авторской программы «Математика. 5–9 классы» Г.К. Муравина, О.В. Муравиной, 2012 года.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • общая характеристика учебного предмета;
  • описание места учебного предмета в учебном плане;
  • тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, а также с наименованием разделов, тем указанных учебных часов;
  • содержание программы;
  • результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные);
  • критерии и способы оценки учебной деятельности обучающихся;
  • перечень обязательных контрольных, самостоятельных и творческих работ;
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент как для продолжения изучения математики и предметов естественнонаучного цикла в 7–9 классах, так и для применения математического аппарата в практической деятельности.

Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечить овладение ими умениями в решении различных практических и межпредметных задач.

Основными целями курса математики 5–9 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования являются: «осознание значения математики… в повседневной жизни человека, формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления». (ФГОС ООО/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения) Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с. 14.)

Дополнительно в рабочей программе обозначаются следующие цели: развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:

  • формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
  • формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
  • освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при её обработке;
  • овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • формирование научного мировоззрения;
  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Выше перечисленные задачи определяют структуру обучения предметной области «Математика» с 5 по 9 класс. Поскольку данная рабочая программа разработана в основном на один учебный год (5 класс), то и следует обозначить конкретные задачи, которые актуальны для решения при обучении математике в 5-м классе:

  • подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
  • развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;
  • развитие интереса к математике, математических способностей;
  • формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7-9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Основополагающие принципы:

1 Принцип разделения трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам математической деятельности. Правильно и последовательно подбираются компоненты для обучения.

Учебный материал алгоритмического характера сопровождается системой творческих заданий, где каждое последующее задание опирается на результат предыдущего, применяется сформированное умение, новое знание. Как результат формируется весь алгоритм действия.

2 Принцип укрупнения дидактических единиц Совместное изучение взаимосвязанных действий, операций, теорем.
3 Принцип опережающего формирования ориентировочной основы действия (ООД) ООД заключается в формировании у обучающегося представления о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД составляется учениками совместно с учителем в ходе выполнения системы знаний. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что даёт возможность подготовить базу для изучения нового материала и увеличивает время на его усвоение.
4 Принципы позитивной педагогики. Педагогика сопровождения, поддержка и сотрудничество учителя с учеником. Интеллектуальная атмосфера гуманистического образования. Формирование у обучающихся критичности, здравого смысла и рациональности. Воспитание уважением, свободой, ответственностью и участием. В процессе обучения передаются, усваиваются и вырабатываются приёмы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации, в результате которых формируется творчески позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом.

Данная рабочая программа предусматривает следующие формы, методы и технологии обучения:

  • уроки объяснения нового материала;
  • комбинированные уроки;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • уроки проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
  • урок – учебный практикум;
  • проблемный урок;
  • частично поисковый урок.

Кроме этого, данная рабочая программа содержит формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения, как:

  • контрольная работа;
  • проверочные и обучающие самостоятельные работы;
  • тестовая работа;
  • графические, словарные математические диктанты;
  • элементы исследовательской работы.

Для реализации рабочей программы используется УМК авторов Г.К. Муравина, О.В. Муравиной, который включает в себя:

  • учебник «Математика 5 класс», авторов Г.К. Муравин, О.В. Муравина;
  • рабочие тетради (часть1, часть2);
  • дидактический материал;
  • методическое пособие для учителя: «Методические рекомендации к учебнику авторов Г.К. Муравин, О.В. Муравина. Математика 5 класс».
  • CD-ROM «Математика. 5 класс»: мультимедийное приложение к учебнику.

Обоснование выбора УМК.

Педагогическая оценка.

Материал учебника изложен доступно, лаконично, проиллюстрирован простыми примерами. Объяснительный текст дан небольшими порциями. Стиль и доступность изложения материала соответствуют возрасту обучающихся. Можно сказать, что авторы сохранили стиль, принятый для учебников начальной школы, чем сильно облегчили жизнь пятиклассникам.

Учебник способствует сохранению устойчивого внимания, так как не скучен, не содержит однообразных формулировок в заданиях и предлагает поэтапное усвоение основных алгоритмов.

Учебник способствует формированию ситуативных умений и навыков, которые далее применяются в новых, все более усложняющихся ситуациях. Система заданий дает школьникам возможность постоянно переключаться с алгоритмической деятельности на интеллектуальную и обратно.

Познавательная активность учеников стимулируется включением в теоретический и задачный материал интересных фактов, исторических материалов, практических работ и различных математических игр. В иллюстрационном материале представлены объекты живой и неживой природы, расширяющие кругозор и стимулирующие познавательную активность школьников.

Пособие формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, умений, за счёт включения в учебный материал заданий исследовательского, практического характера. По нему можно работать самостоятельно, так как имеются необходимые пояснения и примеры. Используя теоретический материал раздела «Повторение» можно проводить семинарские занятия с предварительной самостоятельной подготовкой учащихся.

В учебнике в полной мере реализованы принципы дидактики: системность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения учебного материала. Познание построено по принципу индукции, то есть от частного к общему, что является наиболее оправданным в силу возраста обучающихся.

Методическая оценка.

С методической точки зрения система развития научных понятий, основных положений и теорий, представленных в учебнике, целесообразна и обоснована. Выбор структуры и способов изложения учебного материала соответствует целям и задачами обучения, возрастным особенностям учеников, преемственности и необходимости подготовки к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Система заданий, упражнений, задач и практических работ помогает формировать поэтапно основные умения и навыки с опорой на предварительные знания учащихся, полученные в начальной школе, на их жизненный опыт и любознательность, характерную для данного возраста.

Учебник обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как «Педагогика сотрудничества», «Гуманно-личностная технология», «Игровые технологии», «Проблемное обучение», «Групповые технологии», «Технология обучения математике на основе решения задач», компьютерные технологии обучения и т.д.

Общая характеристика учебного предмета.

В данной рабочей программе курс 5 класса представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятностно-статистической линии, возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5–9 классов.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей.

В задачи изучения раздела «Наглядная геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап геометрии осуществляется в 5 классе на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.

Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппаратом буквенного исчисления. Это материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но в то же время требует определенного уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5 класса представлены только начальные базовые алгоритмические понятия, и он играет роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.

Изучение раздела «Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Для курса 5 класса выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора и представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.

В содержании основного общего образования, предусмотренного Примерными программами ФГОС по математике для 5–9 классов, включён также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса данной рабочей программы. В пятом классе с обучающимися рассматривается блокистории формирования понятия числа: натуральные числа, дроби старинные системы записи чисел, дроби в Вавилоне, Египте, Риме, открытие десятичных дробей, старинные системы мер, Десятичные дроби и метрическая система мер. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.

Место предмета в учебном плане.

Объем рабочей программы «Математика» для 5 класса составляет 175 часов (35 учебных недель), из расчета 5 часов в неделю.
Срок реализации рабочей программы – один год.

Продолжение статьи смотреть в Приложении 1