Тема урока: "Источники света. Прямолинейное распространение света"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: формирование у учащихся знаний об основных понятиях геометрической оптики (источник света, световой луч), о законе прямолинейного распространения света.

Задачи образовательные.

1. Формирование первоначальных понятий о распространении света.

2. Выработка навыков по построению чертежей с учётом прямолинейности распространения света.

Воспитательные.

1. Формирование научно-материалистического мировоззрения на примере возникновения солнечного и лунного затмения.

2. Формирование представлений о причинно-следственной связи явлений.

3. Формирование представлений о практической значимости изучаемого материала.

Развивающие.

1. Развитие логического мышления.

2. Развитие самостоятельности суждений.

Ход урока

Приложение 1

1. Организация начала урока, проверка готовности класса, сообщение темы урока, плана работы.

2. Подготовка к осознанному, активному усвоению материала. Постановка проблемы.

Более 80% информации о мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. По этой причине человечество давно проявило интерес к изучению световых явлений. Попробуем ответить на вопросы:

Что такое световой луч?

Почему тень от предмета бывает размытой или с чёткими очертаниями?

В чём отличие Солнца и Луны как источников света?

Почему наступают солнечные и лунные затмения?

В форме беседы прослушиваются варианты ответов учащихся, формируется идея о необходимости изучения данного материала для объяснения некоторых явлений природы.

3. Усвоение новых знаний. Изучение нового материала.

Часть А. В форме беседы излагается материал, включающий объяснение следующих понятий:

Оптика как раздел физики, изучающий световые явления.

Понятие “геометрическая оптика”.

Прозрачная однородная среда.

Источник света, виды источников (естественные и искусственные, точечные и протяженные).

Световой пучок и световой луч.

Закон прямолинейного распространения света..

Демонстрационный эксперимент к уроку:

Демонстрация прямолинейного распространения света в прозрачной однородной среде (демонстрационный набор “Геометрическая оптика”, оборудование кабинета физики), прохождение светового луча в воздухе, стекле, демонстрация тени и полутени от предмета при различных положениях предмета, источника и экрана.

Видеоэксперименты.  Приложение

Прямолинейное распространение света с понятием того, почему мы видим тот или иной предмет, тень и полутень при разных положениях источника, предмета и экрана.

4А. Этап первичного понимания материала части А: выполняются наглядные задачи № 1500, 1502, 1505, 1506. “Сборник задач по физике для 7-9 классов средней школы, В.И.Лукашик, М.”, Просвещение”, 2009.

Часть Б.изучения нового материала посвящёна природе возникновения солнечных и лунных затмений (данные явления природы возникают по причине прямолинейности распространения света в прозрачной однородной среде).

Видео.

Мультипликационное моделирование солнечного и лунного затмения, видеосъёмка затмений, фотографии тени на земле от Луны и вида Солнца во время затмения.

Сообщается информация о частоте возникновения затмений в течение года, в одной и той же местности, о продолжительности затмения. Вводится понятие сароса (работа с книгой, учебник по физике “Физика и астрономия”, 9 класс,под редакцией А.А Пинского, М., “Просвещение, 2006, § 4.2), сообщается информация о времени ближайшего затмения на Европейской части России в Москве).

В дальнейшем рассказывается о суевериях, связанных с затмениями (сообщение учащихся), на данном этапе урока приводится как пример материал из книги “Извечные тайны неба”, автор Гурштейн А.А, Москва: 'Просвещение', 1973., где рассказывается о затмениях Солнца во времена Колумба, используется материал из романа “Фараон” Б.Пруса:  [“Особенно большую роль среди необыкновенных небесных явлений играли затмения Луны и Солнца…]  Приложение 2

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение компьютерных тестов из программы “Электронные уроки и тесты”, серия “Физика в школе”, ЗАО“Просвещение-МЕДИА”, 2006, уроки по теме “Прямолинейное распространение света”. Приложение 3

6. Подведение итогов.

Проводится подведение итогов урока, обсуждение результатов компьютерного тестирования.

Выслушиваются ответы на вопросы, заданные в начале объяснения нового материала.

7. Задавание домашнего задания.

§.4.1, 4.2 (“Физика-9”, пр. А.Пинского), вопросы для самоконтроля.

Устно: Примеры из истории описания затмений (по желанию), объяснение на основе прямолинейного распространения света возникновение фаз Луны.

Используемые источники и материалы:

1. Учебник “Физика и астрономия”, 9 класс, под редакцией А.А Пинского, М., “Просвещение, 2006.

2. “Сборник задач по физике для 7-9 классов средней школы, В.И.Лукашик, Москва, “Просвещение”, 2009.

3. “Извечные тайны неба”, автор Гурштейн А.А, Москва: “Просвещение”, 1973.

4. “Электронные уроки и тесты”, серия “Физика в школе”, ЗАО “Просвещение-МЕДИА”, 2006.

5. Демонстрационный набор “Геометрическая оптика”, оборудование кабинета физики.

6. “Открытая астрономия”, ООО “ФИЗИКОН”, 2005.