Цель: формирование у учащихся знаний об основных понятиях геометрической оптики (источник света, световой луч), о законе прямолинейного распространения света.
Задачи образовательные.
1. Формирование первоначальных понятий о распространении света.
2. Выработка навыков по построению чертежей с учётом прямолинейности распространения света.
Воспитательные.
1. Формирование научно-материалистического мировоззрения на примере возникновения солнечного и лунного затмения.
2. Формирование представлений о причинно-следственной связи явлений.
3. Формирование представлений о практической значимости изучаемого материала.
Развивающие.
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие самостоятельности суждений.
Ход урока
1. Организация начала урока, проверка готовности класса, сообщение темы урока, плана работы.
2. Подготовка к осознанному, активному усвоению материала. Постановка проблемы.
Более 80% информации о мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. По этой причине человечество давно проявило интерес к изучению световых явлений. Попробуем ответить на вопросы:
Что такое световой луч?
Почему тень от предмета бывает размытой или с чёткими очертаниями?
В чём отличие Солнца и Луны как источников света?
Почему наступают солнечные и лунные затмения?
В форме беседы прослушиваются варианты ответов учащихся, формируется идея о необходимости изучения данного материала для объяснения некоторых явлений природы.
3. Усвоение новых знаний. Изучение нового материала.
Часть А. В форме беседы излагается материал, включающий объяснение следующих понятий:
Оптика как раздел физики, изучающий световые явления.
Понятие “геометрическая оптика”.
Прозрачная однородная среда.
Источник света, виды источников (естественные и искусственные, точечные и протяженные).
Световой пучок и световой луч.
Закон прямолинейного распространения света..
Демонстрационный эксперимент к уроку:
Демонстрация прямолинейного распространения света в прозрачной однородной среде (демонстрационный набор “Геометрическая оптика”, оборудование кабинета физики), прохождение светового луча в воздухе, стекле, демонстрация тени и полутени от предмета при различных положениях предмета, источника и экрана.
Видеоэксперименты. Приложение
Прямолинейное распространение света с понятием того, почему мы видим тот или иной предмет, тень и полутень при разных положениях источника, предмета и экрана.
4А. Этап первичного понимания материала части А: выполняются наглядные задачи № 1500, 1502, 1505, 1506. “Сборник задач по физике для 7-9 классов средней школы, В.И.Лукашик, М.”, Просвещение”, 2009.
Часть Б.изучения нового материала посвящёна природе возникновения солнечных и лунных затмений (данные явления природы возникают по причине прямолинейности распространения света в прозрачной однородной среде).
Видео.
Мультипликационное моделирование солнечного и лунного затмения, видеосъёмка затмений, фотографии тени на земле от Луны и вида Солнца во время затмения.
Сообщается информация о частоте возникновения затмений в течение года, в одной и той же местности, о продолжительности затмения. Вводится понятие сароса (работа с книгой, учебник по физике “Физика и астрономия”, 9 класс,под редакцией А.А Пинского, М., “Просвещение, 2006, § 4.2), сообщается информация о времени ближайшего затмения на Европейской части России в Москве).
В дальнейшем рассказывается о суевериях, связанных с затмениями (сообщение учащихся), на данном этапе урока приводится как пример материал из книги “Извечные тайны неба”, автор Гурштейн А.А, Москва: 'Просвещение', 1973., где рассказывается о затмениях Солнца во времена Колумба, используется материал из романа “Фараон” Б.Пруса: [“Особенно большую роль среди необыкновенных небесных явлений играли затмения Луны и Солнца…] Приложение 2
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение компьютерных тестов из программы “Электронные уроки и тесты”, серия “Физика в школе”, ЗАО“Просвещение-МЕДИА”, 2006, уроки по теме “Прямолинейное распространение света”. Приложение 3
6. Подведение итогов.
Проводится подведение итогов урока, обсуждение результатов компьютерного тестирования.
Выслушиваются ответы на вопросы, заданные в начале объяснения нового материала.
7. Задавание домашнего задания.
§.4.1, 4.2 (“Физика-9”, пр. А.Пинского), вопросы для самоконтроля.
Устно: Примеры из истории описания затмений (по желанию), объяснение на основе прямолинейного распространения света возникновение фаз Луны.
Используемые источники и материалы:
1. Учебник “Физика и астрономия”, 9 класс, под редакцией А.А Пинского, М., “Просвещение, 2006.
2. “Сборник задач по физике для 7-9 классов средней школы, В.И.Лукашик, Москва, “Просвещение”, 2009.
3. “Извечные тайны неба”, автор Гурштейн А.А, Москва: “Просвещение”, 1973.
4. “Электронные уроки и тесты”, серия “Физика в школе”, ЗАО “Просвещение-МЕДИА”, 2006.
5. Демонстрационный набор “Геометрическая оптика”, оборудование кабинета физики.
6. “Открытая астрономия”, ООО “ФИЗИКОН”, 2005.