Урок-проект "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные: выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;
  • Развивающие: развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

  • провести аналогию: работа сердца – жизнь; снабжение всех органов кровью – жизнь всего организма;
  • полученные знания на уроке о вреде курения, алкоголизма, гиподинамии превратить в систему личных убеждений.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, практическая работа, проектирование.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах кровообращения, конкретизируют знания о гигиенических правилах органов кровообращения, первой помощи при кровотечениях.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2010.
  2. Колесов Д.И. «Биология. Человек». Учебник 8 класс. – М.: «Дрофа», 2008.
  3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. – М.: «Просвещение», 1971.

Используемая методическая литература:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2010
  2. Д.И.Колесов «Биология.Человек». Учебник 8 класс. – М.: «Дрофа», 2008
  3. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. – М.: «Просвещение», 1971.
  4. http://www.specialist-centr.ru/pervaya pomosch/

Используемое оборудование: презентация по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы» Приложение 1; Мультимедиа проектор, индивидуальные инструктивные карты, марлевые салфетки, бинт, деревянные палочки, альбомные листы, маркеры.

Ход урока

? Проблемный вопрос: Какое значение для работоспособности всего организма имеет его обильное кровоснабжение? (слайд 2)

1. Организационный момент

Игра «Пожелай удачи»

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, пожмём руку товарищу и пожелаем удачи в работе, настроимся на поиск и творчество, и начнём урок.

2. Целеполагание, мотивация (слайд 3, 4)

Проблемная задача.

Итальянский учёный Анджело Моссо положил на весы человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Объясните этот опыт.

(Вызов – «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свои объяснения, выходят к доске и складывают их в корзину, затем учитель озвучивает их.)

На доске учитель пишет: сердце, кровообращение.

– Какие ассоциации у вас вызывают эти слова?

Самые важные слова, обобщающие все ваши идеи – жизнь.

Итак, цель нашего урока выяснить, как качество состояния сердечно-сосудистой системы влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать.

Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке:

  • мы обсудим: механизм движения крови по сосудам, регуляцию кровоснабжения;
  • вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;
  • вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;
  • вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;
  • вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.

3. Актуализация знаний учащихся об органах кровообращения, кругах кровообращения, работе сердца

Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они.

Перекрестный опрос по вопросам:

1. Задание с выбором одного правильного ответа. (Координаторы фиксируют результаты). (Слайд 5)

4. Проектирование работы учащихся.

Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что работа сердца – это жизнь и представляет доказательства в виде сообщения и правила гигиены.

Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена сердечно-сосудистой системы». В него включены мини-проекты:

  1. Исследовательский мини-проект «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения» – реализует группа «Физиологи»;
  2. Информационный мини-проект «Гигиена сердечно-сосудистой системы» – разрабатывает группа «Гигиенисты»;
  3. Творческий мини-проект «Курить и пить – здоровью вредить!» – разрабатывает группа «Валеологи»;
  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» – над проектом работает группа «Спасатели».

1. Группа «Физиологи». Исследовательский проект «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения». (слайд 6,7)

Приложения:

1. Распечатка слайда
2. Инструкция «Измерение артериального давления»
3. Учебники

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг – изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин стр.153-155, Д.В.Колесов с.115-120).

Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение практической работы «Измерение кровяного давления» (инструкция прилагается)

1. Манжетку наденьте на плечо и с помощью резиновой груши накачайте в неё воздух.
2. Приложите фонендоскоп к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.
3. Создать давление, превышающее верхнее давление крови в плечевой артерии.
4. Открыть винтовой клапан и выпустить воздух.
5. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.

Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов. (Что может привести к нарушению артериального давления?)

Четвёртый – составление правил деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.

Форма представления результатов проекта:

1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции;
2. Написание сообщения.
3. Формулирование правила гигиены кровообращения.

Мы постоянно находимся в движении. Под действием постоянных нагрузок изменяется работа сердца.

Проблемный вопрос: Как под действием постоянных нагрузок и правильной тренировки изменяется работа сердца?

Это выяснят: 2. Группа «Гигиенисты». Информационный проект «Гигиена сердечно-сосудистой системы» (слайд 8-11)

Приложения:

1. Учебники;
2. Чистые листы бумаги;
3. Фломастеры;
4. Скотч, ножницы.

Алгоритм:

Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник Н.И.Сонин стр. 155, Д.В.Колесов с.125)

Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, (проведение практической работы, инструкция прилагается)

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте измерения за 10 с, значение умножьте на 6.
2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте пульс за 10 с.
3. Результаты запишите в тетрадь.

Оценка результатов.

Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если – наполовину – результаты средние, а если больше чем наполовину – результаты неудовлетворительные.

Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению сердцебиения?)

Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание сообщения по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни)

Форма представления результатов проекта:

1. Сообщения по заданной теме;
2. Выставка рекламных листовок;
3. Формулирование правила гигиены сердечно-сосудистой системы.

Проблемный вопрос: Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек? (слайд 12-21)

Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, с алкоголизмом и курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку и алкоголю нам поможет: 3. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект «Курить и пить – здоровью вредить!»

Приложения:

1. Распечатки слайдов о вреде курения и алкоголизма.
2. Учебники.
3.Листы бумаги.
4. Фломастеры, карандаши.
5. Скотч, ножницы.

Алгоритм:

Первый шаг – изучение теории вопроса, (Учебник Д.В.Колесов стр. 122-123, распечатки слайдов о вреде курения.)

Второй шаг – формулирование проблемы (Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья? Каковы последствия вредных привычек?)

Третий – написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;

Четвёртый – написание сообщения на исследуемую тему.

Форма представления результатов проекта:

1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?»
2. Выставка листовок по теме.
3. Формулирование правила гигиены.

Проблемный вопрос: К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери? Первая помощь при нарушении работы сердца и повреждении органов кровообращения. Как помочь человеку, у которого приступ стенокардии, гипертонический кризис или кровотечение выяснит:

4. Группа «Спасатели». Творческий ролевой проект «Репортаж с места происшествия» (слайд 22-25)

Оборудование: марлевая салфетка, карандаш, носовой платок, вата.

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг – изучение теории вопроса (текст учебник Д.В.Колесов стр. 123-124; 125-126)

Второй шаг – формулирование проблемы (К чему может привести нарушение работы сердца и кровопотери?)

Третий – написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;

Четвёртый – составление памятки по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях, остановке сердца.

Форма представления результатов проекта:

1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при кровотечениях;
2. Чтение памятки.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.

5. Отчёт групп

Учитель обращает внимание учащихся на то, что следить за состоянием своей сердечно-сосудистой системы – очень важно. Учащиеся делают выводы о гигиенических правилах сердечно-сосудистой системы.

6. Закрепление материала

А) Решение задач.(Работа в группах) (Слайд 26)

Б) Игра «Дополни словечко». (Слайд 27-28)

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.

– Какое значение для работоспособности всего организма имеет его обильное кровоснабжение? (Ответы учащихся)

Учитель делает вывод: Работа сердца – это жизнь. От его работы зависит снабжение кровью всего организма. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды. (Слайд 29)

7. Рефлексия. Игра «Комплементы» (Слайд 30)

8. Домашнее задание

Выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.