Проект «Новогоднее конфетти» как интегративное дидактическое средство познавательно – исследовательского, художественно – творческого, речевого, музыкально-художественное, физического развития дошкольников.
Паспорт проекта: Проект может быть использован при работе ДОУ по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2011) и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вид проекта: информационно-практико-ориентировочный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (6 недель)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, сотрудники дошкольного учреждения: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературой», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье».
Актуальность темы: В дошкольном возрасте нравственное воспитание рассматривается, как целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек нравственного поведения.
Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.
Нравственное воспитание ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Известно, что в каждой семье существуют различные традиции. Одним из главных видов семейных традиций является проведение семейных праздников. Традиционное празднование Нового года привлекает детей к активному и разнообразному участию в подготовке и его проведении. Формирует эмоционально – положительное отношение к предстоящему празднику, стремление поздравить близких с праздником и преподнести им подарки, сделанные своими руками.
Таким образом, это послужило созданию данного проекта.
Цель проекта: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси; познакомить с историей их возникновения; расширять представления о праздновании Нового года в различных странах.
Задачи проекта:
- формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу (ОО «Социализация»);
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей, познакомить детей с традициями проведения праздника других стран (ОО «Познание»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности (ОО «Коммуникация»);
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественное творчество»);
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни ( ОО «Здоровье»);
- формировать музыкальную культуру (ОО «Музыка»);
- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).
Содержание проекта:
Мини-музей расположен в групповой комнате, на полочке, находящейся на доступном уровне детей, что обеспечивает свободный доступ к нему в любое время дня.
Работа с родителями
- помощь в создании мини – музея;
- помощь в изготовлении снежных скульптур Деда Мороза и Снегурочки на территории детского сада.
- организация праздника с участием родителей;
- экскурсия на открытие «Елки» на центральной площади с. Тасеево.
«Экспонаты»
- экспонатами являются коллекции елочных игрушек от 1955 года до наших дней;
- выставка макетов «Наша елочка», «Украшения для елки»;
- символы Нового года разных стран;
- иллюстрации с изображением атрибутики проведения новогодних праздников народов разных стран;
- плакаты с изображениями главных персонажей Нового года разных стран;
- стенгазеты «Зимушка – зима», «С новым годом»
«Разделы»
«Мини-библиотека»
-
картины с изображением главных героев Нового года;
-
плакат «Сохраним елочку»;
-
книги на новогоднюю и зимнюю тематику.
«Работы детей»
- создана выставка детского творчества: рисунки, поделки, аппликации, оригами и т.п.
- традиционное украшение елки на территории дошкольного учреждения, игрушками изготовленными детьми и их родителями.
«Уголок самостоятельной деятельности»
- в этом уголке представлены разнообразные игры: «Бусы на елку», «Что изменилось», «Кто у кого», «Кто на чем передвигается», «Угадай о ком скажу» и др.;
- материалы для игр и изготовления поделок;
- тематические картинки и иллюстрации для рассматривания.
«Защита проекта»
- защита проекта проходит в виде экскурсии в мини – музей «Новогоднее конфетти» (экскурсию проводят дети для родителей и сотрудников дошкольного учреждения под руководством воспитателя группы)
«Практический выход»
- оформление мини – музея;
- создание методического материала, слайд-шоу;
- положительная динамика развития детей в игровой, познавательной деятельностях, а так же, в развитии речи, ознакомлении с художественной литературой и в творческой деятельности.
План работы по реализации проекта
Цели (программное содержание занятий) | Форма организации |
«Познание» Дать представление детям о истории возникновения елочной игрушки, с процессом ее преобразования человеком; расширять представление о праздновании Нового года в древней Руси и у разных народов. |
Беседы «Откуда елка в гости пришла», «История
новогодней игрушки» Презентация «Главный персонаж Нового года» Презентация «Елка символ Нового года на Руси» |
«Коммуникация» Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; формировать навык соблюдения последовательности изложения; развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение; воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. |
Составление рассказа «Новый год на пороге» Сочинение сказки «Дед Мороз – наш друг» Составление рассказов по иллюстрациям, сюжетным картинкам. |
«Чтение художественной литературы» Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и вкуса. |
Л. Воронкова «Елка» Ф. Одоевский «Морозко» П. Бажов «Серебряное копытце» Русские народные сказки «Снегурочка», «12 месяцев», Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Загадки, пословицы, поговорки о зиме, новом годе. |
«Художественное творчество» Развивать творческую фантазию, воображение, воспитывать стремление дарить подарки друзьям, выполненными своими руками. |
«Бусы на елку» (ручной труд) «Ветка ели» (рисование) «Елочка» (оригами) «Новогодняя елочка» (ручной труд) «Елочные игрушки» (ручной труд) «Пригласительный билет на праздник» (аппликация) «Дед Мороз и Снегурочка» (лепка) «Дети зимой на прогулке» (макет-поделка из подручного материала) |
«Физическая культура», «Здоровье» Формировать мотивацию здорового образа жизни; развивать физические качества, умение играть в команде, действовать быстро и слаженно. |
Беседа «Снег – это хорошо или плохо» Игры-эстафеты с санками Физкультурный досуг «Новогоднее путешествие» |
«Музыка» формировать певческие навыки; продолжать знакомить с композиторами; развивать навыки танцевальных движений. | Слушанье пьесы П.И.Чайковского «Времена года Январь»,
Времена года Декабрь»; С. Прокофьева «Зима»; М. Глинки «Дед Мороз»; «Танец снежинок» музыка А. Жилина; «Новогодний хоровод» музыка Т. Попатенко; хоровод «К нам приходит Новый год» музыка В. Герчин; Музыкальная игра «Не выпустим» музыка Т. Ломовой; пение музыка М. Красева «Зимняя песенка»; «Елка» музыка Е. Тиличеевой. |
Литература
- Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» журнал Дошкольное воспитание № 6 – 2007.
- «Новогодние традиции» журнал Дошкольное воспитание № 12 – 2007.
- Третьякова Т.А., Суровцева С.Б., Кирьянова О.В. «Комплексные занятия» 6–7 лет, Окружающий мир, развитие речи.
- Рыжова Н.А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».