Занятие по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепить навык произношения звука “Ч” в слогах, словах
  • Познакомить с буквой “Ч”
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Развивать фонематическое восприятие и слух, память, внимание, мышление и мелкую моторику
  • Учить преобразованию слов
  • Развивать слоговой и звукобуквенный анализ

Ход занятия

1. Орг. момент. - Вспомните, какие буквы мы с вами выучили?

2. Осн. часть. - Кто у нас сегодня в гостях?

“Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел” (Бабочка)

Правильно, сегодня к нам прилетела бабочка. Она посмотрит и послушает ,как мы умеем произносить звук “Ч”.

3. Правильная артикуляция.

- Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Губы округлите бубликом. Кончик языка и спинка языка упирается в бугорки за верхними зубами. Когда мы выдыхаем, воздух у нас выходит через щель. Выходит теплый воздух и получается звук “Ч”.

- Подставьте руку и проверьте , так ли это.

- Этот звук поется? (нет)

- Звук согласный, не поется. Горлышко дрожит или спит? Значит звук “Ч” -глухой и мягкий всегда. Звук “Ч” произносим всегда коротко.

- Представьте, что нашу бабочку зовет в гости кузнечик и мягко стрекочет: ч-ч-ч (повторите)

4. Развитие фонематического слуха.

Из предложенных картинок дети выбирают те, в которых есть звук “Ч” (закрывают фишкой)

5. Соотношение звука с буквой.

- А сейчас давайте познакомимся с буквой “Ч”

“Ч - ну чем не человечек?
Тянет руку нам на встречу!
Все слова на букву “Ч” ты повтори
Букву “Ч” ты отыщи.
Чародей, чудак, чулан,
Чашка, чайник, чемодан.”

- Ребята посмотрите, найдите и покажите, где цифры? где буквы? Теперь отыщите среди цифр и букв похожие друг на друга.(“4”, “Ч”)

- Да, вы правильно решили: “Ч мы пишем как “4”

Только с цифрами друзья,
Буквы путать нам нельзя.”

6. Физ. мин.

Дети встают в колонну. Логопед задает детям вопросы: “За кем ты стоишь Петя? Перед кем ты стоишь, Таня? Между кем ты стоишь, Соня? После кого ты стоишь. Витя?”

В ходе игры дети перестраиваются несколько раз.

7. Словообразование.

- Ребята, у нашей бабочки, такие же предметы как у нас, только маленькие. Назовите их и поставьте на нужную ступеньку. У нас “ложка -у бабочки маленькая ложечка”

  • Вилка
  • Чашка
  • Пуговица
  • Кувшин
  • Нож
  • Блюдце
  • Чайник
  • Цветок

8. Итог.

“С каким звуком мы сегодня знакомились? На что похожа буква “Ч”. Кто к нам прилетал в гости?

Бабочка собрала пыльцу с цветочков и сделала вам награждения за то, что вы сегодня хорошо занимались” (витаминки)