Цели:
- Закрепить навык произношения звука “Ч” в слогах, словах
- Познакомить с буквой “Ч”
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Развивать фонематическое восприятие и слух, память, внимание, мышление и мелкую моторику
- Учить преобразованию слов
- Развивать слоговой и звукобуквенный анализ
Ход занятия
1. Орг. момент. - Вспомните, какие буквы мы с вами выучили?
2. Осн. часть. - Кто у нас сегодня в гостях?
“Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел” (Бабочка)
Правильно, сегодня к нам прилетела бабочка. Она посмотрит и послушает ,как мы умеем произносить звук “Ч”.
3. Правильная артикуляция.
- Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Губы округлите бубликом. Кончик языка и спинка языка упирается в бугорки за верхними зубами. Когда мы выдыхаем, воздух у нас выходит через щель. Выходит теплый воздух и получается звук “Ч”.
- Подставьте руку и проверьте , так ли это.
- Этот звук поется? (нет)
- Звук согласный, не поется. Горлышко дрожит или спит? Значит звук “Ч” -глухой и мягкий всегда. Звук “Ч” произносим всегда коротко.
- Представьте, что нашу бабочку зовет в гости кузнечик и мягко стрекочет: ч-ч-ч (повторите)
4. Развитие фонематического слуха.
Из предложенных картинок дети выбирают те, в которых есть звук “Ч” (закрывают фишкой)
5. Соотношение звука с буквой.
- А сейчас давайте познакомимся с буквой “Ч”
“Ч - ну чем не человечек?
Тянет руку нам на встречу!
Все слова на букву “Ч” ты повтори
Букву “Ч” ты отыщи.
Чародей, чудак, чулан,
Чашка, чайник, чемодан.”
- Ребята посмотрите, найдите и покажите, где цифры? где буквы? Теперь отыщите среди цифр и букв похожие друг на друга.(“4”, “Ч”)
- Да, вы правильно решили: “Ч мы пишем как “4”
Только с цифрами друзья,
Буквы путать нам нельзя.”
6. Физ. мин.
Дети встают в колонну. Логопед задает детям вопросы: “За кем ты стоишь Петя? Перед кем ты стоишь, Таня? Между кем ты стоишь, Соня? После кого ты стоишь. Витя?”
В ходе игры дети перестраиваются несколько раз.
7. Словообразование.
- Ребята, у нашей бабочки, такие же предметы как у нас, только маленькие. Назовите их и поставьте на нужную ступеньку. У нас “ложка -у бабочки маленькая ложечка”
- Вилка
- Чашка
- Пуговица
- Кувшин
- Нож
- Блюдце
- Чайник
- Цветок
8. Итог.
“С каким звуком мы сегодня знакомились? На что похожа буква “Ч”. Кто к нам прилетал в гости?
Бабочка собрала пыльцу с цветочков и сделала вам награждения за то, что вы сегодня хорошо занимались” (витаминки)