"Москва… как много в этом звуке…" 11-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 11


Академик Д.С.Лихачев однажды заметил, какого глубокого смысла полны пушкинские строки о «садах лицея», где юный поэт «безмятежно расцветал». По мысли ученого, окружающая человека среда не менее важна для формирования личности, чем любящая семья, мудрые воспитатели и великие книги. Именно она, среда обитания, и родной язык становятся источниками естественного для человека чувства Родины. Поэтому одной из важнейших задач школы, помимо  образовательных, было и остается патриотическое воспитание.

Как ни странно, в условиях современной Москвы, особенно ее новых районов, эта задача чрезвычайно сложна. Не только многие наши ученики, но и их родители стали москвичами совсем недавно, и генетического чувства города у них нет. Бурный ритм жизни, карьерные устремления, а порой и удаленность от исторического центра не дают им времени и возможности почувствовать обаяние московских переулков, прелесть поленовских двориков, неповторимость бульваров и уютных старых особняков. Нам, учителям, не всегда просто сделать наших учеников настоящими москвичами, для которых город станет той средой обитания, что так высоко ценил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Мы, учителя литературы, так же, как наши коллеги-историки, имеем счастливую возможность на своих уроках остановить внимание учеников на конкретных приметах московского быта, на сохранившихся до наших дней исторических достопримечательностях. Нам, конечно, приятно, когда дети, читая «Евгения Онегина», в состоянии представить себе путь Татьяны Лариной по Москве, когда за окнами стремительно мчащегося  возка мелькают и Петровский замок, и знаменитые «львы на воротах» на Тверской, и «стаи галок на крестах» Страстного монастыря, и наконец уникальный дом в Харитоньевском переулке, куда и приехала героиня. Нам хочется, чтобы наши ученики, гуляя по Москве, могли узнать и дом Ростовых на Поварской, и дом Герцена, многократно упоминавшийся в русской литературе, и сохранившиеся дома Грибоедова и Чехова на Садовом кольце, и «домик Муму» на Остоженке, в котором недавно был открыт музей Тургенева. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Когда в нашей школе произошло объединение двух бывших девятых классов в один десятый, нашей задачей стала необходимость найти общее дело, которое могло бы сдружить ребят. Таким делом стал год, посвященный Москве. Уже 1 сентября мы провели тематический классный час, а затем составили план мероприятий, в которых дети, по нашему замыслу, должны были стать не просто пассивными потребителями информации, но активными участниками. Конечно, в большинстве экскурсий учащиеся были всего лишь слушателями или зрителями, а не активными участниками, но эти экскурсии стали своего рода базисом в наших московских мероприятиях.

Мы побывали в музее истории и реконструкции Москвы, в Спасо-Андрониковом монастыре, на «Мосфильме», в музеях Толстого и Достоевского, провели две автобусные экскурсии по городу – дневную и ночную новогоднюю. Хотелось, чтобы наши ребята не только получили интересную информацию, но и смогли эмоционально откликнуться на нее, и это нам удавалось. Почувствовать обаяние старого города помогали пешие прогулки по Замоскворечью, посещение Болотной площади, Марфо-Мариинской обители и особенно прогулка по Бульварному кольцу, когда мы вместе прошли от Яузских ворот до Храма Христа Спасителя. Ребята снимали на видеокамеру самые интересные моменты этих прогулок и, когда оформили весь видеоматериал на диске, то сами удивились замечательному результату.

Конечно, на уроках литературы те новые знания, которые дети получали в наших москвоведческих мероприятиях, становились порой предметом особого разговора, касалось ли это музеев Толстого и Достоевского, прогулки по пушкинской Москве или попытки «вписать» Островского с его героями в современное Замоскворечье. К сожалению, современные старшеклассники читают мало, но неизменно одной из самых любимых книг остается у них «Мастер и Маргарита» Булгакова. Поэтому экскурсия по булгаковской Москве стала для них буквальным погружением в пространство любимого романа и произвела, по отзывам самих ребят, очень сильное впечатление.

На уроках литературы в 11 классе мы старались соединить полученные ребятами знания о Москве с образом Москвы в русской поэзии. Такая задача была особенно актуальна в контексте изучения Серебряного века, и наши ученики с удовольствием подбирали и читали на уроках стихи Цветаевой, Пастернака, Брюсова, а рядом с ними – уже подзабытых с девятого класса Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Глинки. Надо ли говорить о том, как радостно учителю видеть, что его ученики искренне воспринимают цветаевские строки: «Москва! Какой огромный странноприимный дом», что они видят вполне реальную картину, когда читают: «А вот за тою дверцей, куда народ валит, там Иверское сердце червонное горит». Переживая великие стихи, они становились настояшими москвичами.

И на эту благодатную почву замечательно легли уроки, подготовленные совместно с учителем МХК, которая предложила учащимся репродукции с картин о Москве замечательных художников – Аполлинария Васнецова, Поленова и других. Дети сумели подготовить интересные сообщения на тему «Москва в русской живописи», и это воспринималось ими не как повинность, а как увлекательное творческое дело.

Однако в этих замечательных мероприятиях было бы очень опасно или, по крайней мере, нежелательно переступить ту невидимую грань, за которой дети стали бы противопоставлять свой родной район полюбившимся им историческим районам Москвы. Это было бы и непедагогично, и несправедливо, так как Марьино отличается от многих новых районов своеобразием, «лица необщим выраженьем». Поэтому среди наших мероприятий непременно были пешие прогулки по Марьину. Особый интерес у наших учеников вызвала встреча с главой Марьинской управы, который рассказал ребятам историю района, показал макет будущего Марьина. Как знать, может быть, кто-то из ребят задумался о том, какое участие в создании этого будущего смогут когда-нибудь принять и они, сегодняшние школьники.

Каждый год в наши классы приходят новые ученики, и каждый раз мы задумываемся о том, как обратить их в нашу веру, помочь им узнать и полюбить Москву – и древнюю, белокаменную, и сегодняшнюю, устремленную в будущее. Хотелось бы, чтобы их сердца не уставали откликаться на дивные пушкинские строки: «Москва…Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»