Педагогическое управление воспитанием детей в семье

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Заголовок 1. Сущность педагогического руководства процессом воспитания детей в полных и неполных семьях.

Считается нормой, когда ребенок живет с мамой, с папой и многочисленными бабушками, дедушками. Семья может быть многодетной или малодетной, с бабушками и с дедушками или без них, но в нормальной семье должны быть мама и папа. В них у ребенка особая нужда, это самые значимые для него человеческие существа. Родная семья ответственна за детство, подростковые и юношеские годы своих детей.

Важным фактором, определяющим успешность в воспитании ребенка в семье, является также половое воспитание (или как принято его называть в психологии, половая идентификация).

Дети не выбирают родителей. Родительская пара дарует ребенку вместе с жизнью:
1. генотип и врожденные особенности, которые будут выступать предпосылками его развития;
2. условия жизни в семье, которые определяют развитие ребенка и социальные навыки, а также его ценностные ориентации на жизнь, мироощущения, отношение к себе, к семье, к окружающим людям и др.

Существует множество разнообразных стилей воспитания ребенка в семье. Я назову пять наиболее типичных стилей, которые чаще встречаются, и с которыми мне пришлось столкнуться в своей практике.

1. Семья с высокой ответственностью за ребенка и сознательным отношением за его воспитание. В условиях такой семьи растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками и знает, что такое дисциплина.

2. Семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке.. В такой семье взрослые или безразличны к своему ребенку, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии – психологической дистанции. В школе ребенок неуверен в себе и затрудняется во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Семья с авторитарным отношением к ребенку, отличающаяся неукоснительным требованием выполнения всех указаний, допущением физических наказаний. Ребенок одинок и несчастен. В последующем в таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности уже проявляют себя в отношениях со сверстниками.

4. Семья с попустительским отношением к ребенку, которая строит свои отношения с ним на принципе вседозволенности. В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми, конфликтный и трудный человек. В школе такой ребенок не умеет строить отношения со сверстниками – он не приучен уступать и подчинять свои желания общим целям.

5. Гиперопека ребенка. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке. В такой семье родители растворяются в своем ребенке, посвящают ему свою жизнь. Присущее ребенку из подобной семьи инфантильное и зависимое поведение не дает ему возможности общаться на равных со сверстниками. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

В реальной жизни все гораздо сложнее, чем эта схема. В семьях можно встретить одновременно представленные несколько стилей отношения к своему чаду. Кроме стиля отношений к своему ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи. В социальной психологии выделено пять видов взаимоотношений людей в семье.

Назовем их:
1. сотрудничество супругов;
2. паритет супругов;
3. соревнование супругов;
4. конкуренция супругов;
5. антагонизм супругов.

Стиль супружеских взаимоотношений, безусловно, определяет стиль воспитания ребенка в семье. Самой серьезной социальной проблемой является стиль агрессивной семьи, где агрессия направлена на каждого члена семьи. В классе ребенок из агрессивной семьи не умеет найти себе место. Он уже понимает, что он “другой”, что он уже отстал, и мстит за это. Ребенок из такой семьи имеет право на специальное внимание учителя, ведь порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Действительно опасны родительские антагонизм и агрессия, которые чаще всего возникают при алкоголизации, наркотизации и последующей общей деградации семьи. В таких семьях дети привыкли к тому, что пьянство – норма жизни. Учитель может проявить добрую инициативу в защиту детей и их семей от пьяных оргий.

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, есть отдельные проблемы ребенка в неполной семье и усыновленного ребенка. Неполная семья – это семья, где нет одного из родителей, чаще отца. Ребенок из неполной семьи должен стать предметом особого внимания учителя. Нельзя забывать том, что это невротизированный, не уверенный в себе малыш, который будет счастлив и благодарен улыбке учителя, доброжелательному, заинтересованному вопросу, поддержке в его достижениях. Мотивом его стремления к учению может оказаться доброе отношение учителя.

Еще одна проблема – новый папа. У ребенка в столь нежном возрасте, как шесть – восемь лет, опыта маловато, он раним, тревожен, ревнив. Он уже страдал из-за ссор разводящихся родителей или из-за отсутствующего отца и тайны своего появления на свет. Ребенок может начать защищаться – он так неуверен в себе, он так боится неопределенного будущего с “новым дядей”. Долг учителя – помочь отчиму включиться в проблемы его ребенка, а общие дела объединяют людей.

Еще один вариант семьи – это приемная семья. Если ребенку пять – шесть лет и он помнит своих природных родителей, то в приемной семье возникают свои типичные проблемы. Ребенок тревожится, любят ли его приемные родители. А взрослым – приемным папе и маме – трудно найти нужный стиль общения с ребенком. Они принимаются баловать, задаривать подарками обретенного сына или дочь. Превращают его жизнь в праздник. Ребенок хорошо чувствует зависимость приемных родителей от него и со свойственным детству эгоизмом начинает их эксплуатировать. Учитель совместно с родителями обсуждает режим жизни ребенка, стиль взаимоотношений в семье и побуждает не только родителей жить для своего ребенка. Но и ребенка учит жить для родителей. Взаимные любовь и забота в семье исправят неправильные родительские установки на служение своему ребенку.

Сколько семей, столько и проблем!

Заголовок 2. Анализ с целью определения эффективных методов работы с родителями в моей группе.

Анализ данных анкет для родителей и детей (например, см. Приложение 3), рисунков детей на тему “Моя семья” (например, см. Приложение 4), бесед с родителями позволил сделать вывод – главным в воспитании родители считают формирование нравственных качеств, а именно: честности, доброты, отзывчивости, трудолюбия, самостоятельности,

послушания. Родителей радует в ребенке, прежде всего проявления этих качеств (62%), огорчает недостаточная нравственная воспитанность (57%).

Обследование выявило типичные трудности, испытываемые родителями (например, см. Приложение 1):

  1. дефицит времени, которое матери могут посвятить детям, что связано с отсутствием помощи со стороны мужа в домашних делах и воспитании;
  2. отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи;
  3. недостаток у родителей терпения, такта, выдержки.

15% родителей причину этих трудностей видят в отсутствии педагогических знаний.

Формы неправильного воспитания детей в семье, выявленные в моей группе:

  1. Формальный контроль за поведением и ценностной ориентации ребенка.
  2. Бесконтрольность и вседозволенность, сочетающаяся у родителей со стремлением оградить ребенка от общественного порицания и наказания.
  3. Тип воспитания, при котором родители, с одной стороны, много опекают, жестоко контролируют ребенка, чрезмерно защищая от мнимой опасности, а с другой стороны, навязывают свою волю.
  4. Воспитание, когда ребенок оказывается в центре внимания семьи – “кумир семьи” – объектом всеобщего восхищения, поступки его воспринимаются без критики, выполняются все прихоти ребенка, родители идут на поводу.
  5. Воспитание в явном или скрытом отвержении ребенка. В основе лежит сознаваемое или неосознаваемое отождествление родителей ребенка, с какими-либо отрицательными моментами в их жизни.
  6. Жестокое обращение с ребенком, проявление крайней формы эмоционального отвержения.
  7. Воспитание ребенка по новым моральным ценностям.
  8. Противоречивое воспитание, когда молодые родители живут со своими родителями.
  9. Смена воспитательных приемов.

Поэтому так важно, чтобы у родителей с самого начала возникновения педагогических проблем формировалось правильное отношение к тем трудностям, которые неизбежны в процессе воспитания, умение творчески применять имеющиеся у них педагогические знания, анализировать причины своих неудач, критически относиться к себе как к воспитателю.

На занятиях по работе с родителями применялись следующие методы активизации родителей, способствующие их становлению как воспитателей:

  1. Анализ педагогических ситуаций;
  2. Решение педагогических задач;
  3. Анализ собственной деятельности.

В ходе всех занятий следует:

1. Обращаться к опыту родителей.
2. Использование примеров, подтверждающих правомерность теоретических положений, поднимающих авторитет сообщаемых родителям знаний.
3. Принимать во внимание различный уровень педагогической подготовленности родителей.
4. Давать родителям теоретические знания и рассматривать параллельно с этим конкретные педагогические ситуации.
5. Использовать фронтальную, индивидуальную и дифференцированную работу.

Как показывает практика, использование этих методов дают следующие результаты:
– изменяются методы педагогического воздействия на ребенка в семье – родители стремятся воздействовать на ребенка на его сознание, чувства, понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, реже прибегают к наказаниям, и, как следствие этого, изменяются взаимоотношения взрослого и ребенка, у ребенка исчезает негативное отношение к требованиям взрослого.

Ощутимые успехи в воспитании детей окрыляют родителей, они более уверенно, творчески используют получаемые знания, а становление родителей как воспитателей положительно сказывается на внутрисемейных отношениях: они уверенны в своих действиях, более согласованны, создается меньше поводов для конфликтов.

Заголовок 3. Заключение.

В настоящее время в нашей стране огромное внимание уделяется вопросам упрочнения семьи. В своей работе я выявила ряд трудностей испытываемых родителями, обусловленных социально-экономическими и психологическими факторами:
– недостаточная материальная обеспеченность;
– жилищные проблемы;
– неподготовленность значительной части родителей к тому, чтобы взять на себя полную ответственность за материальное обеспечение своей семьи, воспитание детей, организацию быта.

В большинстве семей, основная забота по воспитанию ребенка лежит на матери, а отцу принадлежит второстепенная роль, что отрицательно сказывается на качестве воспитания.

Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.

“… Если Вы родители ребенка, – это значит, на много лет вперед Вы отдали ему все напряжение Вашей мысли, все Ваше внимание и всю Вашу волю. Вы должны быть не только отцом и матерью ваших детей, Вы должны быть еще и организатором Вашей собственной жизни, ибо вне Вашей деятельности как гражданина, вне Вашего самочувствия как личности, – не может существовать и воспитатель …”[1] – писал А.С.Макаренко.

На различных этапах развития школы родители всегда выступали в качестве ее помощников. Семь была и остается важным воспитательным институтом. Воспитание – дело сложное и ответственное. “… Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?...”[2] – писал В.Г.Белинский.

Дело в том, что дети бывают разные и различны условия их жизни, различны сами ситуации, в которых совершаются те или иные поступки. Поэтому в каждом конкретном случае нужно исходить из особенностей семьи, сложившихся обстоятельств и индивидуальности ребенка. И всегда помнить слова замечательного педагога А.С.Макаренко о том, что “воспитывать ребенка правильно и нормаль гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку. Каждому отцу и каждой матери”[3].

В семь под влиянием родителей закладываются основы будущей личности. Многие черты характера, как положительные, так и отрицательные, первоначально формируются в семье. Поэтому очень важно, чтобы семейное воспитание с самого начала отвечало общим целям воспитания. И эта тема всегда будет актуальна.

[1] – Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
[2] – Белинский В.Г. Собрание сочинений том3. М., 1948.
[3] – Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.

Приложение 2.

Библиография.

  1. Байков Ф.Я. ответственность родителей: заметки о воспитании детей в семье. Лениздат, 1983.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992.
  3. Воспитание детей в семье /состав. Жилина А.В. М., 1990.
  4. Маишева В.А. Работа с родителями. М., 1982.
  5. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  6. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., 1986.
  7. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М., 1989.
  8. Белинский В.Г. Собрание сочинений том3. М., 1948.