Используемые технологии:
- дифференцированное обучение;
- ИКТ– технологии;
- элементы развивающего обучения.
Цель урока:
- Развивать умение находить однокоренные слова ,образовывать их, отделять от формы слова.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, память.
- Воспитывать аккуратность при письме. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь и тихо садитесь на свои места.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка. (Презентация. Слайд 1)
На доске написаны слова: р_сунок , ул_ца , кр_кун.
– Что общего в этих словах? (Это им. существительные, в них пишется безуд.
гл. -И.)
– Какое слово лишнее и почему? (Слово “крикун”, т.к. в нем безуд. гл.,
проверяемая ударением, а остальные слова – словарные.)
Догадались? Какую гласную будем прописывать на минутке чистописания? (И.)
Письмо: Ии, ив, им. Ирина, игра, Игорь, Иркутск, ива.
– К какой части речи относятся эти слова? Почему некоторые из них написали с
заглавной буквы?
– Назовите слово ,в котором букв больше,чем звуков.
Дифференцированная работа с учащимися.
3. Словарная работа. Слайд 2
Вернемся к словам, записанным на доске (с безуд. гл. -И).
Допишите из словаря еще 4–5 слов с безуд. гл. -И. (стр.150.)
Ужин, улица, животное, извините, сирень.
– Фонетический разбор слова “ужин”– (у доски).
– Образуйте от данного слова – глагол. (Ужинать.)
Запишите его.
– Что общего в этих словах? (Они близки по смыслу, имеют общую часть.)
– Как можно их назвать? (Однокоренные, родственные).
На экране появляется тема урока “ Родственные слова”. Слайд 3
4. Тема урока. Слайд 4
– Сегодня на уроке мы будем работать над данной темой.
– Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
– Сейчас мы с вами образуем группы слов, связанных со словом “рыба”.
– Назовите,одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую
часть. Дети записывают самостоятельно.
1. Небольшая,мелкая рыба. (Рыбка, рыбешка.)
2. Рыбная ловля. (Рыбалка.)
3. Ловить рыбу. (Рыбачить.)
4. Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак.)
Проверка. На экране появляются слова. Слайд 5
Физкультминутка.
5. Закрепление. Слайд 6
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. (Запись в тетрадях.)
– Как называются слова каждой группы? Выделите общую часть каждой группы слов.
Проверка: Слайд 7
– А сейчас мы будем писать под диктовку с комментированием. Запись в тетрадях.
В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки.
Задание:
– Найти однокоренные слова, выделить корень.
Проверка:Слайд 8
Подведем итог нашей работы:
– Как найти в слове корень?
– Синтаксический разбор 3 предложения.
Физкультминутка.
6. Работа в парах.
У каждого на партах задание. Слайд 9
Выделите группы однокоренных слов. Поставьте “+” у одной группы, а у другой группы – “-”.
– Давайте назовем группы образовавшихся однокоренных слов.
Проверка: Слайд 10
7. Самостоятельная работа.
Упр. 111 – по рядам.
8. Письмо по памяти.
Слайд 11
В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Это формы слова, а не однокоренные слова.)
Прочитайте еще раз и запишите те группы, которые запомнили.
9. Итог урока.
– Какие слова называются однокоренными?
Презентация. Слайд 12
– Как найти в слове корень?
Домашнее задание: Выучить правило стр. 75.