В ходе экспериментального обучения английскому языку в 1-5 классах в гимназии №4 г. Пятигорска было установлено, что одной из трудностей обучения является овладение иноязычной фонетикой. Особой работы и внимания требуют как звуки, не встречающиеся в русском языке, так и звуки и звукосочетания, частично отличающиеся от русских звуков. На начальном этапе овладения иностранным языком важно усвоение имитационных моделей английского языка.
Мною было разработано учебно-методическое пособие по практической фонетике для младших и средних школьников «Маленькие секреты английских звуков». Упражнения этого пособия можно использовать для фонетических зарядок в 1-7 классах.
В данном курсе используется принцип опоры на родной язык, который подразумевает познавательную активность детей по отношению к явлениям родного и иностранного языка, сопоставление явлений двух языков, самостоятельное открытие языковых законов. При этом удаётся обходиться без терминов, которые пока незнакомы детям в родном языке, и опираться на эмпирические представления ребёнка о системе родного языка и через них формировать аналогичные представления в иностранном языке.
Приведу несколько примеров объяснений произношения звуков.
1. Обучение произнесению звука [р]
– Ребята, у нас в гостях сегодня попугай Parrot. Он поможет нам научиться произносить звук [р] правильно. В саду у мr.Tongue много одуванчиков, попугай пошел в сад и начал говорить: [р-р]. Когда он произносит этот звук, то они разлетаются. Давайте и мы попробуем произнести звук [р]. Возьмите листочек бумаги и под-несите его ко рту, а теперь с силой произнесите: [р] так, чтобы листочек отклонился.
2. Обучение произнесению звука [r]
– Ребята, познакомьтесь с кроликом Rabbit. Он научит вас произносить звук [r]. Произнесите русский звук «р». Теперь, продолжая рычать «р-р-р», загните кончик языка внутрь и вы, зарычите по-английски: [r-r-r].
Произнесите с кроликом русские слова с английским звуком:
в rеке rыба
в rуке пrяник
3. Обучение произнесению звука[ŋ]
– Ребята, познакомьтесь с Колокольчиком. Он научит вас произносить английский звук [ŋ]. Посмотрите, как это делает Колокольчик. Произнесите русский звук «н» с открытым ртом. Повторите за мной [ŋ-ŋ-ŋ].
ding – dong cling – clung sing – song king – kong
Курс включает в себя разноуровневые задания, упражнения и тесты. Каждый раздел курса состоит из сказки-объяснения, серии упражнений на звук или группу звуков, тестовых заданий, рифмовок, скороговорок и песен с данным звуком.
Представляется целесообразным пригласить Незнайку, который неправильно произносит слова, а дети его поправляют, Алису, которая придумывает для детей интересные упражнения, направленные на тренировку в восприятии и произнесении звуков; Мистера Нейм, который знакомит ребят с различными английскими именами мальчиков и девочек. Приведу примеры таких упражнений:
1. Ребята, Мистер Нейм предлагает познакомиться нам с именами, начинающимися со звука [r].
Ralph, Ray, Rita, Roddy, Rosa, Ruth.
2. Ребята, Алиса нашла для вас слова со звуком [ʧ] на конце слова. Прослушайте слова и помогите ей назвать слово, которое повторяется 2 раза в каждой группе слов:
ditch | stitch hitch ditch
church | church perch clutch
batch | thatch batch catch
patch | hatch patch match
witch | witch watch rich
Работа с учащимися первых классов над формированием фонетических навыков идёт параллельно с формированием навыков техники чтения и письма. Для этого можно использовать следующие упражнения:
Допишите гласную «е» и прочтите новое слово.
1 тип слога 2 тип слога 3 тип слога 4 тип слога
man man star star
pan pan car car
cap cap
tap tap
Особое внимание в курсе уделено овладению английской транскрипцией, что дополнит материалы, используемые в школьной практике. Приведу примеры упражнений для работы с транскрипцией.
1. Прочтите транскрипцию и напишите слово:
[teibl] [geim] [neim] [pleit] [plein] [keik]
2. Помогите Незнайке прочесть эти слова:
[kа:] [а:m] [bа:k] [mа:к] [fа:] [fа:m] [sma:t] [ta:n] [ska:]
3. Ребята, перед вами 4 транскрипционных значка: [æ], [ei], [a:], [eә]. Сейчас, вы прослушаете предложения и выберите транскрипционный значок, который подходит к каждому предложению, в зависимости от чтения гласной а.
1. Sam has а black cat.
2. Jane and Mary are late for the train.
3. The car is not far from the park.
4. Take care of parents, Clare.
Отработке произносительных навыков посвящаются в курсе 2 типа упражнений: активное слушание образцов и осознанная имитация. Первый тип упражнений предваряет задачи, привлекающие внимание к конкретной фонеме, выделить из предлагаемых слов звук, подлежащий усвоению.
Приведу примеры рецептивных упражнений:
– Прослушайте слова и хлопните в ладоши когда услышите слово со звуком [р]:
Pan, hen, parrot, carrot, plane, pie, name.
– Хлопните в ладоши, когда услышите долгий звук:
Саг, far, man, pan, star, Dan.
Для осознанной имитации можно использовать репродуктивные упражнения типа:
- Прослушайте слова с одним звуком и произнесите слово, которое повторилось дважды:
love | lark love lend lad
lamp | lard land light lamp
last | loss less late last
lion | lean lion lamp lame
– Алиса прочитает слова для вас, а вы повторите то слово, которое соответствует картинке:
Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывая» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения цели в игре нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создаёт естественные условия для овладения языком в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познавания.
Поэтому в моём курсе, я широко использую игры для формирования слухо-произносительных навыков в форме звуко-подражательной игры. Приведу несколько примеров:
– Посмотрите на картинку, где изображен старый серый гусь. Он учит детей произносить звук [Ѳ]. Он вытягивает шею, пытаясь что-то произнести, чтобы напугать окружающих, но у него ничего не получается, только шипение: [Ѳ].
Дети разучивают стихотворение, пытаясь изобразить старого серого гуся:
An old grey goose am I.
Th! Th! Th!
I stretch mу neck and cry
At puppies passing by!
I like to make them cry!
Th! Th! Th!
When puppies jump and run
Th! Th! Th!
I think it's lot's of fun!
I'm sure they'd like to be
An old grey goose like me!
Th! Th! Th!
Игpa «Hippity hop» помогает детям научиться правильно произносить звуки [h], [р]. Игра в «Соню» помогает правильно произносить [ɔ:]. «Маленький самолётик» учит нас произносить звук [v]. «Старая ворона» помогает нам говорить звук [k]. Играя в «Лошадок», дети учатся произносить звук [ou]. «Ветер» помогает ребятам произнести звук [w]. «Весёлая кукла Джек» научит ребят произносить звук [ʤ].
Ребята сами участвуют в изготовлении наглядных материалов для урока. Так для тренировки звуков [Ѳ] и [ð]они рисуют на бумаге лицо с прорезанной щелью для рта, предназначенной для языка. Ученики делают бумажный кораблик, пускают его в тарелку с водой и произносят звук [р], так чтобы кораблик плыл по воде.
Скороговорки, стихи, рифмовки подобраны с учётом разного уровня языковой подготовки детей. Например, скороговорка на звук [b] для первого класса и дошкольников:
The baby boy has a box.
Для второго класса:
A bug buzzed by the boys.
Для 3-5 класса более сложная:
Bob buys a box of blue balloons for Beth's birthday.
Некоторые скороговорки я считаю возможным давать в качестве фонетической зарядки ученикам 7 класса. Обычно все скороговорки имеют шуточный смысл или не имеют его вообще. Я предлагаю детям сделать рисунки к скороговоркам. Например, работа над звуком [Ѳ]
1. Think of а thief with thimbles on his thick thumbs.
2. The moth with a wreath drank broth before taking a bath.
Приведу примеры стихов для детей с разным уровнем подготовки.
Звуки [Ѳ], [ð].
1-2 класс.
– Мы очень вежливые и благодарим всех членов семьи:
Кончив завтракать, встаю,
«Thank you, mother», говорю,
Пообедав, я встаю,
«Thank you, mother», говорю,
После ужина «Thank you!»
Всем я тоже говорю.
После отработки каждой группы звуков идут тесты. В тестах используются следующие задания:
- на соотнесение графических образов слов, записанных знаками фонетической транскрипции с рисунками этих слов;
- на различие долгих и кратких звуков;
- на различие звонких и глухих звуков;
- на коррекцию фонетических ошибок.