Цель урока: написать сочинение – описание по картине.
Задачи урока:
- Образовательные: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся;
- Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;
- Развивающие: развивать умение формировать и выделять существенные признаки и свойства, развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование:
- репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень» (Приложение 1)
- музыкальный альбом Антонио Вивальди «Времена года»,
- музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»,
- осенние букеты из опавших листьев, корица, миндаль,
- карточки со стихотворениями об осени (предварительное задание: подобрать стихотворения или строки поэтов об осени) (Приложение 2)
- выставка рисунков детей, материалы словарной работы,
- «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися
– Сегодня мы с вами продолжим работу над
сочинением, которое поможет пробудить наши
творческие способности, нашу фантазию. По дороге
в школу вы собрали осенние букеты, давайте
рассмотрим их, вдохнём аромат осени, почувствуем
её настроение.
– Опишите свои чувства, которые вы испытали на
осенней прогулке (была проведена экскурсия на
уроке биологии).
– Подумайте, чем, по-вашему, пахнет осень?
Осень – удивительное время года. Природа
стремительно меняет наряды. Как художник
раскрашивает всё вокруг. Меняет наше настроение:
мы то радуемся шуршащим под ногами листьям, то
грустим, слушая крики покидающих нас журавлей.
Осень воспевали поэты и музыканты, её стремились
запечатлеть художники и фотографы.
– Послушайте два отрывка из музыкального
альбома «Времена года»:
1. «Октябрь» П.И.Чайковского.
2. «Осень» А.Вивальди.
– Выскажите своё мнение: какой из этих отрывков
ассоциируется у вас с осенью, какой показался
ближе к вашему «осеннему настроению».
– Прочитайте строки поэтов об осени, выберите
стихотворение, созвучное вашему настроению,
прочтите его про себя, подготовьте выразительное
чтение стихотворения или отрывка. Подберите
яркие сравнения, эпитеты, метафоры и выпишите их
в тетрадь для творческих работ (Приложение
3)
– Многие художники рисовали осень. Но её певцом
по праву считают Исаака Левитана.
3. Рассказ о художнике
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона. (Википедия).
4. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы с вами будем готовиться к
сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая
осень».
Осень была любимейшим временем года у многих
поэтов и художников. Это время года
стремительных перемен, грусти и радости,
хрустального неба и золота листвы, солнечных
дней и моросящего дождя, ярких праздничных
листьев и стальной холодности воды. Для Левитана
это тоже любимое время года, он посвятил ей
более сотни картин. Одной из самых любимых
публикой картин является эта «Золотая осень»,
хотя она и не столь уж характерна для творчества
художника – слишком ярко, смело, мажорно
выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не
вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще
одну картину с тем же названием, но написанную
более мягко, нежно, хрустально...
5. Первичное знакомство с произведением
Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».
– Рассмотрите картину, “войдите в неё”,
попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее
образный мир, почувствовать настроение автора,
его раздумья.
Представьте себя на берегу реки, окуните пальцы в
её холодные воды, всмотритесь в отражения
облаков в её водах. А может, вам удобнее будет
стоять между берёзками, слушать тихий шёпот
золотых листочков, почувствовать тепло на лице
от лучей уже неяркого солнца. Или вам захочется
пробежать по склону, подбрасывая вверх ворох
опавших разноцветных листьев, найти в траве
последние осенние цветы.
Оглянитесь вокруг, почувствуйте осень, ощутите
запах палой листвы, уловите дуновение ветра,
рассмотрите цвет листьев и напишите своё
настроение.
6. Написание картины в сопровождении звуков природы
7. Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель)
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.