Основы религиозных культур и светской этики. Свобода и моральный выбор человека. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цель: формирование представлений о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте.

Задачи:

личностные

  • раскрыть сущность понятий: “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.

метапредметные

  • развивать коммуникативные навыки;
  • формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

  • создать условия для осознания учащимися, в каких ситуациях морального выбора оказывается человек;
  • формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека;
  • формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Оборудование к уроку: Проектор, экран, УМК “Основы религиозных культур и светской этики” (Программа, автор Данилюк А. Я.)

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 239 с.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звенит звонок, звенит звонок,
Зовёт нас снова на урок!

- Здравствуйте, ребята!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Чего вы ожидаете от урока?

2. Проверка домашнего задания (стр.21, первый вопрос).

Что является добродетелью, а что пороками - избытком или недостатком)?

Обоснуйте своё мнение. (Слайд 1)

- Кто сам справился с заданием?

- Кому было трудно? Как преодолели трудности?

3. Тема урока (Слайд 2).

Прочитайте тему урока. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

Запишите тему в тетрадь.

4. Вы узнаете (Слайд 3):

1) Что такое свобода.

2) Как связана свобода с моральным выбором.

3) В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

5. Изучение нового материала:

- С чем у вас ассоциируется слово “свобода”? (каникулы, полет птицы, воздух, небо, океан, теплый ветер, радостное настроение ... – учитель фиксирует ответы детей на доске).

- Прочитаем определение слова “свобода” в учебнике на стр.22 и запишем его в тетрадь. (Слайд 4)

6. Практическая деятельность.

- Как вы думаете, все ли живые существа свободны? Могут ли животные быть свободными? (Ответы: да, нет. Краткое обоснование).

- Но только человек может выбирать, как ему поступить в той или иной ситуации, т.е. он совершает моральный выбор. (Просмотр фрагмента мультфильма “Цветик - семицветик.”) (Слайд 5).

- Перед каким выбором стояла девочка Женя? (Ответы детей, запись определения “моральный выбор” в тетрадях – учебник стр.22, 3 абзац.)

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится.

Вывод: человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другого, - моральный выбор (Слайд 6).

7. Контроль

а) Самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни (Слайд 7).

  • Я УМЕЮ (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте ...)
  • Я ХОЧУ...(научиться рисовать, вышивать, танцевать кадриль ...)
  • Я ПОНИМАЮ...
  • МНЕ МОЖНО...

Ответы учащихся, представление рисунков и пояснения к ним.

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

Ответы учащихся.

8. Веселая ФИЗМИНУТКА (слайд 8).

9. Коррекция

(Слайд 9) Работа с учебником. Чтение страниц 22-23 и ответы на вопросы:

- от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

- как должен поступать добродетельный человек?

- что такое моральный конфликт?

(Слайд 10). Учащимся демонстрируется мультфильм “Все в твоих руках”.

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

- Какой путь выбрали бы вы?

10. Итоговая беседа (Слайд 11).

- Что такое свобода?

- Что такое моральный выбор?

- В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек?

11. Рефлексия (Нарисовать в тетради) (Слайд 12).

“Солнышко” - мне всё удалось, “солнышко и тучка” - мне не всё удалось, “тучка” - у меня ничего не получилось.

12. Оценивание.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.(“Молодец”, “Умница”, “Хорошо”)

13. Домашнее задание (Слайд 13).

- Перечитайте “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. А.С. Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась чернавка?

- Приходилось ли вам оказаться в ситуации морального выбора?