Цель: формирование представлений о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте.
Задачи:
личностные
- раскрыть сущность понятий: “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
- создать условия для осознания учащимися, в каких ситуациях морального выбора оказывается человек;
- формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека;
- формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, УМК “Основы религиозных культур и светской этики” (Программа, автор Данилюк А. Я.)
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 239 с.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звенит звонок, звенит звонок,
Зовёт нас снова на урок!
- Здравствуйте, ребята!
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Чего вы ожидаете от урока?
2. Проверка домашнего задания (стр.21, первый вопрос).
Что является добродетелью, а что пороками - избытком или недостатком)?
Обоснуйте своё мнение. (Слайд 1)
- Кто сам справился с заданием?
- Кому было трудно? Как преодолели трудности?
3. Тема урока (Слайд 2).
Прочитайте тему урока. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
Запишите тему в тетрадь.
4. Вы узнаете (Слайд 3):
1) Что такое свобода.
2) Как связана свобода с моральным выбором.
3) В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
5. Изучение нового материала:
- С чем у вас ассоциируется слово “свобода”? (каникулы, полет птицы, воздух, небо, океан, теплый ветер, радостное настроение ... – учитель фиксирует ответы детей на доске).
- Прочитаем определение слова “свобода” в учебнике на стр.22 и запишем его в тетрадь. (Слайд 4)
6. Практическая деятельность.
- Как вы думаете, все ли живые существа свободны? Могут ли животные быть свободными? (Ответы: да, нет. Краткое обоснование).
- Но только человек может выбирать, как ему поступить в той или иной ситуации, т.е. он совершает моральный выбор. (Просмотр фрагмента мультфильма “Цветик - семицветик.”) (Слайд 5).
- Перед каким выбором стояла девочка Женя? (Ответы детей, запись определения “моральный выбор” в тетрадях – учебник стр.22, 3 абзац.)
Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится.
Вывод: человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другого, - моральный выбор (Слайд 6).
7. Контроль
а) Самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни (Слайд 7).
- Я УМЕЮ (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте ...)
- Я ХОЧУ...(научиться рисовать, вышивать, танцевать кадриль ...)
- Я ПОНИМАЮ...
- МНЕ МОЖНО...
Ответы учащихся, представление рисунков и пояснения к ним.
Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?
Ответы учащихся.
8. Веселая ФИЗМИНУТКА (слайд 8).
9. Коррекция
(Слайд 9) Работа с учебником. Чтение страниц 22-23 и ответы на вопросы:
- от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
- как должен поступать добродетельный человек?
- что такое моральный конфликт?
(Слайд 10). Учащимся демонстрируется мультфильм “Все в твоих руках”.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы?
10. Итоговая беседа (Слайд 11).
- Что такое свобода?
- Что такое моральный выбор?
- В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек?
11. Рефлексия (Нарисовать в тетради) (Слайд 12).
“Солнышко” - мне всё удалось, “солнышко и тучка” - мне не всё удалось, “тучка” - у меня ничего не получилось.
12. Оценивание.Учитель оценивает работу учащихся на уроке.(“Молодец”, “Умница”, “Хорошо”)
13. Домашнее задание (Слайд 13).
- Перечитайте “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. А.С. Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась чернавка?
- Приходилось ли вам оказаться в ситуации морального выбора?