Возраст учащихся: 4 класс
Цели и задачи урока. Приложение 1.
Система ожидаемых результатов. Приложение 2.
Оборудование:
- Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 4 класса – 2007
- С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями" или другие книги о путешествиях (Д.Дефо "Робинзон Крузо", Ж.Верн "20 тысяч лье под водой")
- Компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор, экран.
- Физическая карта России.
Подготовка:
- Желательно, чтобы ученики прочитали сказочную повесть С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями" или другие повести - путешествия или приключения
- Подготовить с учениками пересказ отрывков из повестей, в которых есть описания разных природных зон.
- Группа ребят готовят небольшую работу по данному произведению (доклад, презентацию, листовку, статью).
Ход урока
I. Организационный момент, тема урока (2 мин).
Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, эмоционально настроить детей на материал урока. Закрепить знания учащихся о формах поверхности земли
Слайд 1. Презентация 1.
Слайд 2.
1) Вводный момент.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней! (О. Высотская)
- Почему автор стихотворения так считает?
(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)
II. Стадия вызова (13 минут)
Определение темы и постановка цели урока.
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать?
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
1. Прием “Корзина идей”
- Мы говорим Россия. А что же это такое?
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Россия – это ...
- ... государство
- ... наша Родина
- ... место обитания многих животных и растений
- ... страна, где мы живем
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
- Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности?
(Условные обозначения)
2. Актуализация знаний.
Слайд 3.
- Но начнем мы с вами с другого. В 3 классе мы с вами познакомились с произведением зарубежного автора, который в виде сказки - путешествия познакомил детей своей страны с природой, животным и растительным миром. О каком произведении я вспомнила?
(С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями").
- Как вы думаете, интересно было ребятам знакомиться с родной страной, читая такое произведение? Почему? (Дети любят сказки, природа описывается глазами ребенка, Нильс знакомится с животными).
- На эти вопросы нам сегодня ответят ваши одноклассники. Они приготовили для нас небольшие рассказы о писательнице и самом произведении. Давайте послушаем.
(Группа ребят делает презентацию и доклад на эту тему)
- Давайте послушаем, как автор описывает природу своей страны.
(Подготовленные дети пересказывают отрывки, в которых автор описывает природу Швеции, учитель показывает рисунки, слайды, фотографии, которые иллюстрируют описание природы).
Слайд 4 (или работа с картой в Интернете).
- Вам понравилось? Давайте посмотрим на карту, поищем, где находится Родина автора.
- Для работы можно использовать сервис Интернет - карты. Например - http://maps.mail.ru/ Попробуем?
Слайд 5.
Что за страну мы ищем? Кто нам покажет, где она находится?
(Скандинавский полуостров, очень близко к России).
- Давайте сравним по карте поверхность севера России и Швеции. Близко ли расположены? (Очень похоже, находятся близко).
- Значит, можем ли мы, читая это произведение, представить природу севера России?
(Да, наверное, можем).
- А вам было бы интересно познакомиться с природой своей страны в такой форме?
(Да).
- А есть ли такое произведение в русской литературе, где в форме сказки или путешествия описана природа России?
(Долгое воспоминание.....Нет).
- Есть ли предложения?
(Может, посоветовать авторам написать? Или написать самим?)
- Есть возражения? Можем начать сразу?
II. Смысловая стадия (20 минут)
Цель: Закрепить знания учащихся о формах поверхности земли, повторить уже знакомый материал.
Слайд 6.
- С чего начнем?
(Сюжет, персонажи, способ передвижения маршрут) Приложение 3 (Презентация 2). Приложение 4 (Презентация 3).
а) Работа в группах.
(Ребята разворачиваются друг к другу, обсуждают 3–5 минут).
б) Обсуждение.
(Свободные высказывания члена группы).
в) Вывод.
(Пока не хватает знаний). Приложение 5.
г) Работа по учебнику.
1. Прием ИНСЕРТ.
- Давайте поработаем над текстом учебника. Читаем учебник и делаем пометки: Что я знал, что узнал, что заинтересовало или вызвало вопросы.
(Знакомство с темой "Путешествие по карте России", страница 64 – "Равнины и горы").
- Получилось? Кто хочет рассказать?
- Какова поверхность нашей страны?
(Равнины и горы).
- Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России?
(Ответы учеников у карты).
- Повлияют ли ваши знания о поверхности нашей Родины на выбор транспорта?
(Лучше, если сможет летать?)
- На чем могли бы полететь наши герои?
(На самолете – высоко, на вертолете – можно ли далеко? Может – воздушный шар или дирижабль?)
- Продолжим знакомство с поверхностью России.
2. Прием ИНСЕРТ (продолжение работы с учебником)
(Страница 72 – "Моря, озера, реки").
- Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?
- Что еще должен уметь делать выбранный нами вид транспорта?
(Плавать).
- Есть ли идеи – на чем поплывем?
(Подводная лодка, корабль. Но они летать не умеют! А нам надо, чтобы и летали, и плавали).
Слайд 7.
3. Прием “Взаимоопрос”
Цель: закрепить знания, полученные на уроке.
- Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?
(Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова).
Слайд 8.
III. Стадия рефлексия (5 минут)
Цель: обобщение и систематизация новых знаний.
1. Итог.
- Я думаю, что учебник – это хорошо, а интересная художественная книга – еще лучше. А как думаете вы?
(Высказывания детей, но учебник – это важно).
- Хотите сочинить сказку – путешествие? Будем сочинять?
- Чем займетесь дома?
(Сюжет, персонажи, способ передвижения маршрут).
2. Домашнее задание.
Прочитать тему по учебнику (стр.64 – 74), выполнить задания на стр. 76.
- Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Спасибо за работу.
- А понравилась ли вам ваша работа?
3. Прием “Воздушный шарик”
- Покажите мне ваше состояние.
(Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть).
- Кто хочет пояснить свой выбор?
(Ученики поясняют выбор своего состояния).
- Спасибо всем за работу. Жду ваших вопросов.
(Выставление оценок, ответы на вопросы).
Слайд 9.
Ссылки на использованные материалы