Путешествие по карте России

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Возраст учащихся: 4 класс

Цели и задачи урока. Приложение 1.

Система ожидаемых результатов. Приложение 2.

Оборудование:

  1. Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 4 класса – 2007
  2. С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями" или другие книги о путешествиях (Д.Дефо "Робинзон Крузо", Ж.Верн "20 тысяч лье под водой")
  3. Компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор, экран.
  4. Физическая карта России.

Подготовка:

  1. Желательно, чтобы ученики прочитали сказочную повесть С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями" или другие повести - путешествия или приключения
  2. Подготовить с учениками пересказ отрывков из повестей, в которых есть описания разных природных зон.
  3. Группа ребят готовят небольшую работу по данному произведению (доклад, презентацию, листовку, статью).

Ход урока

I. Организационный момент, тема урока (2 мин).

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, эмоционально настроить детей на материал урока. Закрепить знания учащихся о формах поверхности земли

Слайд 1. Презентация 1.

Слайд 2.

1) Вводный момент.

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней! (О. Высотская)

- Почему автор стихотворения так считает?

(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)

II. Стадия вызова (13 минут)

Определение темы и постановка цели урока.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

1. Прием “Корзина идей”

- Мы говорим Россия. А что же это такое?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Россия – это ...

  • ... государство
  • ... наша Родина
  • ... место обитания многих животных и растений
  • ... страна, где мы живем

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

- Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности?

(Условные обозначения)

2. Актуализация знаний.

Слайд 3.

- Но начнем мы с вами с другого. В 3 классе мы с вами познакомились с произведением зарубежного автора, который в виде сказки - путешествия познакомил детей своей страны с природой, животным и растительным миром. О каком произведении я вспомнила?

(С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями").

- Как вы думаете, интересно было ребятам знакомиться с родной страной, читая такое произведение? Почему? (Дети любят сказки, природа описывается глазами ребенка, Нильс знакомится с животными).

- На эти вопросы нам сегодня ответят ваши одноклассники. Они приготовили для нас небольшие рассказы о писательнице и самом произведении. Давайте послушаем.

(Группа ребят делает презентацию и доклад на эту тему)

- Давайте послушаем, как автор описывает природу своей страны.

(Подготовленные дети пересказывают отрывки, в которых автор описывает природу Швеции, учитель показывает рисунки, слайды, фотографии, которые иллюстрируют описание природы).

Слайд 4 (или работа с картой в Интернете).

- Вам понравилось? Давайте посмотрим на карту, поищем, где находится Родина автора.

- Для работы можно использовать сервис Интернет - карты. Например - http://maps.mail.ru/ Попробуем?

Слайд 5.

Что за страну мы ищем? Кто нам покажет, где она находится?

(Скандинавский полуостров, очень близко к России).

- Давайте сравним по карте поверхность севера России и Швеции. Близко ли расположены? (Очень похоже, находятся близко).

- Значит, можем ли мы, читая это произведение, представить природу севера России?

(Да, наверное, можем).

- А вам было бы интересно познакомиться с природой своей страны в такой форме?

(Да).

- А есть ли такое произведение в русской литературе, где в форме сказки или путешествия описана природа России?

(Долгое воспоминание.....Нет).

- Есть ли предложения?

(Может, посоветовать авторам написать? Или написать самим?)

- Есть возражения? Можем начать сразу?

II. Смысловая стадия (20 минут)

Цель: Закрепить знания учащихся о формах поверхности земли, повторить уже знакомый материал.

Слайд 6.

- С чего начнем?

(Сюжет, персонажи, способ передвижения маршрут) Приложение 3 (Презентация 2). Приложение 4 (Презентация 3).

а) Работа в группах.

(Ребята разворачиваются друг к другу, обсуждают 3–5 минут).

б) Обсуждение.

(Свободные высказывания члена группы).

в) Вывод.

(Пока не хватает знаний). Приложение 5.

г) Работа по учебнику.

1. Прием ИНСЕРТ.

- Давайте поработаем над текстом учебника. Читаем учебник и делаем пометки: Что я знал, что узнал, что заинтересовало или вызвало вопросы.

(Знакомство с темой "Путешествие по карте России", страница 64 – "Равнины и горы").

- Получилось? Кто хочет рассказать?

- Какова поверхность нашей страны?

(Равнины и горы).

- Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России?

(Ответы учеников у карты).

- Повлияют ли ваши знания о поверхности нашей Родины на выбор транспорта?

(Лучше, если сможет летать?)

- На чем могли бы полететь наши герои?

(На самолете – высоко, на вертолете – можно ли далеко? Может – воздушный шар или дирижабль?)

- Продолжим знакомство с поверхностью России.

2. Прием ИНСЕРТ (продолжение работы с учебником)

(Страница 72 – "Моря, озера, реки").

- Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?

- Что еще должен уметь делать выбранный нами вид транспорта?

(Плавать).

- Есть ли идеи – на чем поплывем?

(Подводная лодка, корабль. Но они летать не умеют! А нам надо, чтобы и летали, и плавали).

Слайд 7.

3. Прием “Взаимоопрос”

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

- Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?

(Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова).

Слайд 8.

III. Стадия рефлексия (5 минут)

Цель: обобщение и систематизация новых знаний.

1. Итог.

- Я думаю, что учебник – это хорошо, а интересная художественная книга – еще лучше. А как думаете вы?

(Высказывания детей, но учебник – это важно).

- Хотите сочинить сказку – путешествие? Будем сочинять?

- Чем займетесь дома?

(Сюжет, персонажи, способ передвижения маршрут).

2. Домашнее задание.

Прочитать тему по учебнику (стр.64 – 74), выполнить задания на стр. 76.

- Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Спасибо за работу.

- А понравилась ли вам ваша работа?

3. Прием “Воздушный шарик”

- Покажите мне ваше состояние.

(Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть).

- Кто хочет пояснить свой выбор?

(Ученики поясняют выбор своего состояния).

- Спасибо всем за работу. Жду ваших вопросов.

(Выставление оценок, ответы на вопросы).

Слайд 9.

Ссылки на использованные материалы