В последние годы и десятилетия в нашей стране произошло много событий в политике, общественной жизни, в системе государственного и местного управления. Сегодня особенно остро ощущается потребность в глубоком изучении духовного наследия своего народа, поскольку у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России
Народные воспитательные традиции складывались и составлялись в семье и передавались из поколения в поколение. Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Взрослый выступает посредником между ребёнком и культурой, и обеспечивает процесс присвоения культурных средств и способов использования различных предметов для того, чтобы правильно вести себя в различных обстоятельствах. Дошкольное образовательное учреждение также выступает в роли пространства социализации ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение на протяжении многих десятилетий работает по “типовой программе воспитания и обучения в детском саду”, в которой заложены основы организации жизни и работы дошкольных учреждений. С появлением инновационной программы нового поколения под редакцией Н.Е.Вераксы, дошкольные учреждения стали выступать с позиции гуманно–личностного отношения к ребёнку, формирование духовных общечеловеческих ценностей, и также способностей и компетенций.
Работа по формированию духовных общечеловеческих ценностей ведётся на протяжении многих лет и реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности: используя элементы народного творчества, цветового строя, композиции, мы воздействуем на чувственную сферу ребенка, развиваем восприятие эстетического отношения и эстетической оценки.
Приобщая к русским народным традициям, знакомя детей с народными праздниками, обрядами, мы стремимся пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не всё запомнится, но что-то останется в памяти дошколят, и даст рано или поздно, свои плоды. Именно эту задачу: заинтересовать детей нашим прошлым, мы и ставим перед собой. Чтобы дети могли наглядно познакомиться с предметами старины, возникла мысль о создании мини–музея в группе. Первые экспонаты (настоящие) появились благодаря нашему желанию работать в этом направлении. Затем мы решили пойти дальше. Был подобран информационный и иллюстративный материал, фотографии из этнографических музеев. И работа пошла… Родители и дети стали приносить “ненужные” вещи. Поняв, что старый утюг- это не просто металлолом, а вышитая прабабушкой рубаха – не обычная тряпка, а ценные вещи. У родителей проснулся интерес к прошлому своей семьи. Родители начали делиться воспоминаниями о своих бабушках и дедушках, многие смогли вспомнить до прадедов.
Поэтому целью нашей работы явилось создание эффективной системы мероприятий по обогащению теоретического и практического опыта родителей средствами народной педагогики в воспитании детей. Работа ведётся в нескольких направлениях: духовно–образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, предметов старины, которые представляют большую ценность в обучении детей); воспитательно–образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно–познавательном (экскурсии, организованные родителями для своих детей в музеи); нравственно–трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей)
Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А работа с родителями проходит на новом уровне, задачей, которой ставится повышение качества жизни детей в условиях общественного воспитания и семьи. Семейное и общественное воспитание выступает как две стороны единого процесса в интегрированном взаимодействии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия “Народная культура как целостное мировоззрение”. – Белые альвы, 2005.
2. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – “ АРТ - родник” Москва, 2000
3. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Науч. ред., сост. С.Н. Николаева – М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. “Традиционные промыслы и ремёсла” Альманах. М.: ООО “Издательство Родникъ” 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
8. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.