Цели:
- Расширение, углубление и систематизация знаний учащихся о нартах (богатыри в кабардинском эпосе), нартском эпосе.
- Привитие любви, уважения к истории родной земли через знания о нартах, их жизни.
- Воспитание патриотизма на основе героических подвигов нартов.
- Расширение кругозора и лексики у учащихся.
- Развитие умения самостоятельно находить нужный учебный или внеклассный материал.
Время проведения: 40 минут.
На подготовительном этапе класс делится на 2 команды, и каждая команда выбирает себе название, соответствующую эмблему. В ходе подготовки команды повторяют пройденные эпизоды из нартского эпоса, а также находят и знакомятся с новыми. Команды готовят задания для противников, ребусы.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, дети. Сегодня на нашей викторине, посвященной нартам, нартскому эпосу, мы будем углублять и систематизировать ваши знания по данной теме, расширять ваш кругозор и лексику, будем учиться любить и уважать историю нашего народа, а, следовательно, и нашей земли, будем поднимать вопросы героизма и патриотизма как нартов, так и обычных людей.
Так как это викторина, то вы должны были разделиться на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название. Итак, первая команда, судя по эмблемам, выбрала себе название “Ошхамахо”, а вторая – “Сатаней”. Что вы можете рассказать о названиях своих команд?
Итак, начинаем.
1 тур (3 балла за правильный ответ)
Составьте из букв-карточек имена известных нартов – по 2 на каждую команду (Сосруко, Ашамаз, Бадыноко, Уазырмес)
2 тур (5 баллов за правильный ответ)
Каждая команда показывает противникам свой ребус.
Е + название ноты + нежность,,,,, (е + ми + неж, Еминеж – дракон, губивший урожай нартов)
Малыш,, + ,,свечи + пар,, + ход,, (мал+ечи+п+х, Малечипх – красивая и мудрая девушка, но малого роста)
3 тур (1 балл за правильный ответ)
Угадайте по описанию, о ком говорится.
- “Смело направил нарт своего коня реку и переплыл широкую Волгу. Стреножил Карапцу и лег возле старого кургана на теплую землю. Увидел путника со своей башни Тлебица. Разгневался владыка междуморья, что кто-то нарушил его покой, и послал слугу к берегу Индыла, чтобы тот привез к нему пришельца, а если станет противиться, - отрубил бы дерзкому голову” (нарт Батараз)
- “Мальчиком он однажды увидел, как односельчане его несли кому-то в дар всякие яства: было там и вяленое мясо, и разная домашняя еда, и кувшины, наполненные саном. Следом за толпой, несущей эти дары, бежали голодные дети, но никто не давал им ни крошки.
- Кому вы несете все это? – спросил...” (нарт Уазырмес)
4 тур (1 балл за правильный ответ)
Вспомните имена нартских богов и богинь.
- Бог плодородия – ... (Тхаголедж)
- Бог-кузнец - ... (Тлепш)
- Бог жизни - ... (Псатха)
- Богиня воды - ... (Псыхогуаша)
- Бог лесов и охоты - ... (Мазитха)
- Бог-громовик - ... (Шибле)
- Бог неба - ... (Уашхо-кан)
- Бог наездников - ... (Зейгут)
- Злой бог - ... (Пако)
5 тур (по 1 баллу за правильный ответ)
Какие известные подвиги совершили данные нарты?
- Сосруко - ... (вернул нартам похищенный огонь, просо, без которых нартский народ погиб бы)
- Батараз - ... (освободил Насрена, старейшего и мудрейшего нарта, прикованного к вершине горы; убил дракона, не дававшего воду нартам)
- Бадыноко - ... (ввел у нартов новый обычай: не сбрасывать стариков с горы, когда они станут дряхлыми, а лелеять их старость и учиться у них мудрости)
- Ашамаз - ... (игрой на своей волшебной свирели возвращал нартам радость и изобилие)
- Уазырмес - ... (спас нартов от голода)
- Куйцук - ... (избавил нартов от иныжей-великанов, помог нартам перекочевать)
6 тур (2 балла за правильный ответ)
1 человек из команды рассказывает о каком-нибудь герое из нартского эпоса, а противники должны узнать и назвать этого героя.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо подготовились к нашему мероприятию. Может быть, кто-то узнал что-то новое из нартского эпоса. А сейчас подведем итоги нашей викторины и узнаем, какая команда выиграла.
Подсчет баллов, определение команды-победителя. Вручение призов.