Введение
Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия – это решающий фактор в экологическом воспитании.
Три аспекта личности определяют общий результат их деятельности – это продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
- Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить её.
- Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания детей, понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкретных технологий в практике работы с детьми, постоянный творческий поиск и совершенствование своей деятельности.
- Общая ориентация и применение новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в образовательном учреждении, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно – ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать у ребенка положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня в нашей экологической гостиной мы приветствуем Вас. Эту встречу, мы посвятим полностью проблеме экологического воспитания. Настало такое время, природа в опасности, и мы научимся любить природу, беречь её, умножать природные богатства.
Природу не уродуй,
Природу не обидь,
Родился человеком
Так им и надо быть!
Э. Мошковская.
Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, т.к. предками сделано многое для того, чтобы загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется выполнять нам всем. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит всего человечества.
Я, приведу определение учителя, академика Меркурия Сергеевича Гилярова, “Экология” - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Мы же, воспитатели, под экологическим воспитанием детей, понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Значение природы для человека трудно переоценить. Общение с природой делает всех добрее, мягче, будит в нас лучшее чувства. К природе мы обращаемся и в минуты радости, и в минуты грусти.
Вот и сегодня мы приглашаем Вас, чтобы Вы отдохнули от всех забот.
1 тур: “Лесная викторина” (заморочки из бочки)
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. Почему Красную книгу называют Красной, а не зеленой? (красный цвет – сигнал опасности)
2. Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)
3. Какое дерево, как и береза дает сладкий сок? (клен)
4. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, у зайца)
5. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплен задом наперед)
6. Каких насекомых зовут как животных? (жуки: олень, носорог, коровка)
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Что будет с планетой Земля, если исчезнут все леса? (она станет безжизненна и пустынна, как Луна)
2. Какая рыба сама рыбак? (удильщик)
3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)
4. Есть ли у комары зубы? (и не мало, 22 зуба)
5. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба – ночное)
6. Какое животное сочетает в себе верблюда, осла , антилопу и пантеру? (жираф)
II тур: “Книга рекордов природы (продолжить фразы)
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. Самый длинный язык у (хамелеона)
2. Самое сильное обоняние у (бабочки)
3. Лучше всех слышит (сова)
4. Быстрее всех летает (стриж)
5. Самый зоркий (Беркут)
6. Самые зубастые (акулы)
7. Самый сильный яд у (тигровой змеи)
8. Самая доверчивая птица (дикуша)
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Самые умные животные (дельфины)
2. Больше всего глаз у (стрекозы, мухи)
3. Мощная природная электростанция – (скат электрический)
4. Самая крупная лягушка (голиаф)
5. Чемпионы по долгожительству (черепахи)
6. Чемпион по глотанию (удав)
7. Чемпион по икрометанию (рыба-луна)
8. Чемпионы по нырянию (кит, черепаха)
III тур: “Что, где, когда?”
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (хвост белки не только украшает и согревает белку, он помогает ей в прыжках. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, она может смело пикировать с вершины на землю, управлять хвостом, словно рулем.)
2. Чем отличается гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда)
3. Кто кукует у кукушки? (самец)
4. Назовите самого прожорливого голосами хищника планеты? (стрекоза, т.к. за день съедает пищу в несколько раз больше, чем весит сама)
5. Из чего получают перловую крупу? (ячменя)
6. Кефир, творог и сыр делают из молока, колбасу и сосиски из мяса, бензин из нефти. А вот в Японии все эти продукты умеют изготовлять из чего? (сои)
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Как вы думаете, почему на кончике хвоста у лисы мех совсем белый? (не только для красоты. Когда в сумерках, в глухом лесу, лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не дает потеряться, сбиться с пути. Вот лиса свой хвост бережет. В сырую ненастную погоду лиса прячется в нору старается не испортить драгоценную меховую шубу)
2. Зачем семенам многих деревьев крылышки? (чтобы разлетаться по окрестностям)
3. Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (у взрослого – основание клюва белое)
4. Какая птица умело подражает многих птиц? (скворец)
5. Подружись со мной и ты станешь сильным, как легендарный богатырь. Что это? (овсянка)
6. В сказке “О попе и работнике Балде” Балда говорит попу: Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу. Что такое полба? ( Пшеница)
ІV тур: “Gешение педагогических ситуаций”
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. На лесной поляне играют четверо детей от 5-ти до 7-ми лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?”. Тот немного молчит и отвечает:
“Просто так”.
- Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
- Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
V тур: Составить из букв название птиц
1 задание
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. ЛИБРОКИ – колибри
2. РОМИКОЗОД – зимородок
3. ОРЕБОЙВ – воробей
4. ПИРКАВКИН – крапивник
5. ВОЛУМХОКА – мухоловка
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. АСЗЛАКОЛ – скалолаз
2. КАРОТУКАП – куропатка
3. КОВОЖОРАН – жаворонок
4. ГЯРОТСУКАЗ – трясогузка
5. НОВИЛКАМА – малиновка
2 задание
“Белый конверт”
(командам предлагается белый конверт с портретами 20 птиц, среди которых надо найти птицу)
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
ЗАРЯНКА (14)
Название команды: “ВИШЕНКИ”
СОЙКА (7)
VI тур: “Народные приметы” (игра со зрителями)
1 задание
- Судьба природы – судьба Родины.
- Землю согрело – не опоздай с посевом
- Весна красна цветами, а осень – хлебами.
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Поздний отлет птиц – к теплой зиме.
- Зима морозная – лето жаркое.
- Одно дерево погубил – посади сорок.
- накорми Землю – она накормит тебя.
- Без хозяина Земля – круглая сирота.
- Будешь трудиться – будут и хлеб, и молоко в доме водиться.
2 задание
“Почему их так называют”
- Бессмертник – и зимой не умирает, живет и цветет.
- Камнеломка – растет на камнях, корнями их разламывает
- Мать и мачеха – лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой - холодный, как мачеха.
- Подсолнух – под солнцем растет и за солнцем голову свою желтую поворачивает.
- Медуница – с удивительным, ароматным, медовым запахом, на него пчелы садятся
- Львиный зев – открываются словно пасть – зев у льва.
- Колокольчик – как колокол маленький, но не звенит.
- Ноготки – напоминают когти хищного орла (коготки)
VII тур: Музыкальный
(отгадками этих загадок являются строки из известных детских песен, и Вам нужно вспомнить и пропеть)
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (жили у бабуси, два веселых гуся)
2. Стоит красавица на полянке в белом сарафане, в зеленом полушалке. (во поле береза стояла)
3. Хлеба не ело, воды не пило, а всех обогрело, и всех осветило. (солнышко лучистое, улыбнулось весело)
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Гребень имею – не использую его, шпоры имею – не езжу верхом. (петушок, золотой гребешок)
2. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет. (падают, падают листья, в нашем саду листопад)
3. Зимой и летом, одним цветом. (в лесу родилась елочка)
VIII тур: “Угадай кто это?”
(каждая команда получает карточку с названием, какого-либо животного. Необходимо мимикой и жестами объяснить другим, что это за животное. Все остальные участники пытаются быстро угадать изображаемое животное. Все это происходит в режиме нон-стоп)
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
Семейство жирафов
Название команды: “ВИШЕНКИ”
Семейство бегемотов
ІX тур: Блицтурнир
1. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина рыбой? (пингвин – это птица, а дельфин – млекопитающее)
2. Какая птица лает? (самец куропатки)
3. Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)
4. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
5. Кто пьет ногой? (лягушка)
6. Кто плуг на голове носит? (лось)
7. Какое животное с игрушкой не расстается? (гремучая змея)
8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты. зимородки)
9. Что используют пчелы и осы как закрепитель для строительства сот? (слюну)
10. Какую птицу называют кошкой? (сову)
11. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (они питаются рыбой)
12. Чем еж на медведя похож? (спит зимой)
13. Кто всю жизнь в движении проводит? (акулы)
14. Сколько крыльев у жука? (две пары)
15. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
16. У кого мальки прозрачные? (у угря)
17. Кто на спине носит колыбель? (жаба – пика)
18. Кто может узлом завязываться? (осьминог)
19. Зачем кашляют рыбы? (они очищают жабры от ила)
20. Какую птицу и какое растение зовут одинаково? (киви)
21. Какого цвета шерсть полярного медведя? (бесцветная)
22. Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар)
23. Время года, который любил А.С.Пушкин? (осень)
24. Северный купальщик с клыками и усами? (морж)
25. Птица Вещун? (ворон)
26. Орех – плод пальмы? (кокос)
27. Детеныш лисы, волка, соболя, собаки? (щенок)
28. Молодая ветка, стебель растения с листьями и почками? (побег)
X тур: Дегустация чая
Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”
1. Липовый
2. Матрешка
3. Земляничный
Название команды: “ВИШЕНКИ”
1. Иван-чай
2. Мелиса
3. Смородиновый
Подведение итогов
(Слово предоставляется жюри, награждение победителей)
Ну, вот и закончилась наша игра. Мы очень будем рады, если она оставила, хоть маленький след в вашей душе.
И в конце мы хотим сформулировать Вам 5 законов охраны природы, которые, были выведены немецким ученым П.Эрлихом, лауреатом Нобелевской премии:
1. Нельзя жить на земле и не брать, но брать надо рационально.
2. Все, что есть на земле, необходимо для ее развития и развития человека.
3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения земли.
5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война – несовместимы!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба.
На могиле тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем.
Ласточку. Мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!