Экологический брифинг "Мир природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия – это решающий фактор в экологическом воспитании.

Три аспекта личности определяют общий результат их деятельности – это продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

  • Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить её.
  • Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания детей, понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкретных технологий в практике работы с детьми, постоянный творческий поиск и совершенствование своей деятельности.
  • Общая ориентация и применение новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в образовательном учреждении, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно – ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать у ребенка положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Добрый день дорогие друзья!

Сегодня в нашей экологической гостиной мы приветствуем Вас. Эту встречу, мы посвятим полностью проблеме экологического воспитания. Настало такое время, природа в опасности, и мы научимся любить природу, беречь её, умножать природные богатства.

Природу не уродуй,
Природу не обидь,
Родился человеком
Так им и надо быть!

Э. Мошковская.

Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, т.к. предками сделано многое для того, чтобы загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!

Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется выполнять нам всем. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит всего человечества.

Я, приведу определение учителя, академика Меркурия Сергеевича Гилярова, “Экология” - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Мы же, воспитатели, под экологическим воспитанием детей, понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Значение природы для человека трудно переоценить. Общение с природой делает всех добрее, мягче, будит в нас лучшее чувства. К природе мы обращаемся и в минуты радости, и в минуты грусти.

Вот и сегодня мы приглашаем Вас, чтобы Вы отдохнули от всех забот.

1 тур: “Лесная викторина” (заморочки из бочки)

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. Почему Красную книгу называют Красной, а не зеленой? (красный цвет – сигнал опасности)

2. Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)

3. Какое дерево, как и береза дает сладкий сок? (клен)

4. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, у зайца)

5. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплен задом наперед)

6. Каких насекомых зовут как животных? (жуки: олень, носорог, коровка)

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Что будет с планетой Земля, если исчезнут все леса? (она станет безжизненна и пустынна, как Луна)

2. Какая рыба сама рыбак? (удильщик)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Есть ли у комары зубы? (и не мало, 22 зуба)

5. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба – ночное)

6. Какое животное сочетает в себе верблюда, осла , антилопу и пантеру? (жираф)

II тур: “Книга рекордов природы (продолжить фразы)

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. Самый длинный язык у (хамелеона)

2. Самое сильное обоняние у (бабочки)

3. Лучше всех слышит (сова)

4. Быстрее всех летает (стриж)

5. Самый зоркий (Беркут)

6. Самые зубастые (акулы)

7. Самый сильный яд у (тигровой змеи)

8. Самая доверчивая птица (дикуша)

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Самые умные животные (дельфины)

2. Больше всего глаз у (стрекозы, мухи)

3. Мощная природная электростанция – (скат электрический)

4. Самая крупная лягушка (голиаф)

5. Чемпионы по долгожительству (черепахи)

6. Чемпион по глотанию (удав)

7. Чемпион по икрометанию (рыба-луна)

8. Чемпионы по нырянию (кит, черепаха)

III тур: “Что, где, когда?”

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (хвост белки не только украшает и согревает белку, он помогает ей в прыжках. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, она может смело пикировать с вершины на землю, управлять хвостом, словно рулем.)

2. Чем отличается гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда)

3. Кто кукует у кукушки? (самец)

4. Назовите самого прожорливого голосами хищника планеты? (стрекоза, т.к. за день съедает пищу в несколько раз больше, чем весит сама)

5. Из чего получают перловую крупу? (ячменя)

6. Кефир, творог и сыр делают из  молока, колбасу и сосиски из мяса, бензин из нефти. А вот в Японии все эти продукты умеют изготовлять из чего? (сои)

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Как вы думаете, почему на кончике хвоста у лисы мех совсем белый? (не только для красоты. Когда в сумерках, в глухом лесу, лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не дает потеряться, сбиться с пути. Вот лиса свой хвост бережет. В сырую ненастную погоду лиса прячется в нору старается не испортить драгоценную меховую шубу)

2. Зачем семенам многих деревьев крылышки? (чтобы разлетаться по окрестностям)

3. Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (у взрослого – основание клюва белое)

4. Какая птица умело подражает многих птиц? (скворец)

5. Подружись со мной и ты станешь сильным, как легендарный богатырь. Что это? (овсянка)

6. В сказке “О попе и работнике Балде” Балда говорит попу: Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год  за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу. Что такое полба? ( Пшеница)

ІV тур: “Gешение педагогических ситуаций”

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. На лесной поляне играют четверо детей от 5-ти до 7-ми лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?”. Тот немного молчит и отвечает:

“Просто так”.

- Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

- Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

V тур: Составить из букв название птиц

1 задание

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. ЛИБРОКИ – колибри

2. РОМИКОЗОД – зимородок

3. ОРЕБОЙВ – воробей

4. ПИРКАВКИН – крапивник

5. ВОЛУМХОКА – мухоловка

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. АСЗЛАКОЛ – скалолаз

2. КАРОТУКАП – куропатка

3. КОВОЖОРАН – жаворонок

4. ГЯРОТСУКАЗ – трясогузка

5. НОВИЛКАМА – малиновка

2 задание

“Белый конверт”

(командам предлагается белый конверт с портретами 20 птиц, среди которых надо найти птицу)

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

ЗАРЯНКА (14)

Название команды: “ВИШЕНКИ”

СОЙКА (7)

VI тур: “Народные приметы” (игра со зрителями)

1 задание

  1. Судьба природы – судьба Родины.
  2. Землю согрело – не опоздай с посевом
  3. Весна красна цветами, а осень – хлебами.
  4. Увидел скворца – весна у крыльца.
  5. Поздний отлет птиц – к теплой зиме.
  6. Зима морозная – лето жаркое.
  7. Одно дерево погубил – посади сорок.
  8. накорми Землю – она накормит тебя.
  9. Без хозяина Земля – круглая сирота.
  10. Будешь трудиться – будут и хлеб, и молоко в доме водиться.

2 задание

“Почему их так называют”

  1. Бессмертник – и зимой не умирает, живет и цветет.
  2. Камнеломка – растет на камнях, корнями их разламывает
  3. Мать и мачеха – лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой - холодный, как мачеха.
  4. Подсолнух – под солнцем растет и за солнцем голову свою желтую поворачивает.
  5. Медуница – с удивительным, ароматным, медовым запахом, на него пчелы садятся
  6. Львиный зев – открываются словно пасть – зев у льва.
  7. Колокольчик – как колокол маленький, но не звенит.
  8. Ноготки – напоминают когти хищного орла (коготки)

VII тур: Музыкальный

(отгадками этих загадок являются строки из известных детских песен, и Вам нужно вспомнить и пропеть)

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (жили у бабуси, два веселых гуся)

2. Стоит красавица на полянке в белом сарафане, в зеленом полушалке. (во поле береза стояла)

3. Хлеба не ело, воды не пило, а всех обогрело, и всех осветило. (солнышко лучистое, улыбнулось весело)

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Гребень имею – не использую его, шпоры имею – не езжу верхом. (петушок, золотой гребешок)

2. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет. (падают, падают листья, в нашем саду листопад)

3. Зимой и летом, одним цветом. (в лесу родилась елочка)

VIII тур: “Угадай кто это?”

(каждая команда получает карточку с названием, какого-либо животного. Необходимо мимикой и жестами объяснить другим, что это за животное. Все остальные участники пытаются быстро угадать изображаемое животное. Все это происходит в режиме нон-стоп)

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

Семейство жирафов

Название команды: “ВИШЕНКИ”

Семейство бегемотов

ІX тур: Блицтурнир

1. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина рыбой? (пингвин – это птица, а дельфин – млекопитающее)

2. Какая птица лает? (самец куропатки)

3. Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)

4. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

5. Кто пьет ногой? (лягушка)

6. Кто плуг на голове носит? (лось)

7. Какое животное с игрушкой не расстается? (гремучая змея)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты. зимородки)

9. Что используют пчелы и осы как закрепитель для строительства сот? (слюну)

10. Какую птицу называют кошкой? (сову)

11. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (они питаются рыбой)

12. Чем еж на медведя похож? (спит зимой)

13. Кто всю жизнь в движении проводит? (акулы)

14. Сколько крыльев у жука? (две пары)

15. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

16. У кого мальки прозрачные? (у угря)

17. Кто на спине носит колыбель? (жаба – пика)

18. Кто может узлом завязываться? (осьминог)

19. Зачем кашляют рыбы? (они очищают жабры от ила)

20. Какую птицу и какое растение зовут одинаково? (киви)

21. Какого цвета шерсть полярного медведя? (бесцветная)

22. Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар)

23. Время года, который любил А.С.Пушкин? (осень)

24. Северный купальщик с клыками и усами? (морж)

25. Птица Вещун? (ворон)

26. Орех – плод пальмы? (кокос)

27. Детеныш лисы, волка, соболя, собаки? (щенок)

28. Молодая ветка, стебель растения с листьями и почками? (побег)

X тур: Дегустация чая

Название команды: “ЗЕМЛЯНИЧКИ”

1. Липовый

2. Матрешка

3. Земляничный

Название команды: “ВИШЕНКИ”

1. Иван-чай

2. Мелиса

3. Смородиновый

Подведение итогов

(Слово предоставляется жюри, награждение победителей)

Ну, вот и закончилась наша игра. Мы очень будем рады, если она оставила, хоть маленький след в вашей душе.

И в конце мы хотим сформулировать Вам 5 законов охраны природы, которые, были выведены немецким ученым П.Эрлихом, лауреатом Нобелевской премии:

1. Нельзя жить на земле и не брать, но брать надо рационально.

2. Все, что есть на земле, необходимо для ее развития и развития человека.

3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения земли.

5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война – несовместимы!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба.
На могиле тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем.
Ласточку. Мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!