Программные задачи:
- Уточнить представления детей о зимнем времени года. Закрепить характерные признаки зимы.
- Видеть красоту Родного края. Развивать познавательный интерес к природе и понимания взаимосвязи живой неживой природы.
- Закрепить знания детей о том, как обитатели леса (звери и птицы) проводят долгие и холодные зимние месяцы, чем питаются, как спасаются от врагов, где живут.
- Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание заботиться о ней.
- Конструировать из бросового материала кормушку для птиц.
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Предварительная работа: Чтение коротких рассказов про диких животных, рассматривание иллюстраций о зиме, животных, птицах. Беседы с детьми о животных, загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Оборудование: Грамзапись “вьюги”. Компьютерная презентация на тему “ Путешествие в зимний лес”.
См. Приложение.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Я, Василиса Премудрая, пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть и разные лесные премудрости рассказать.
Послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится,
И под утро снегом
Поле забелело
Словно пеленою
Все его одело…
(Суриков.)
– О каком времени года рассказывается в этом стихотворении?
Зима, красивое время года. А чем красива зима? Что бывает зимой?
(Ответы детей.)
Зима – это веселое время года. Зимой можно, что делать, помогайте мне…
(Кататься на санках, коньках, ходить на лыжах, играть в хоккей, лепить снеговиков, плясать около елочки в новый год.)
Послушайте, ребята, какая вьюга разыгралась на улице. Давайте послушаем песенку “вьюги”.
Утихла вьюга, снова выглянуло солнце, и мы можем поехать в лес. Давайте оденем “лыжи”, чтобы не провалиться в сугробах. И пойдем в зимний лес. Посмотрим, что же там происходит?
– Вот и лес. На “умной доске” появляется Слайд 1 с изображением зимнего леса.
Как здесь красиво, все вокруг бело от снега, снег искриться на солнце, деревьях.
Ребята, а вы знаете, что лес – это дом. А кто живет в нем? (Звери и птицы.)
Посмотрите, кто это спрятался на дереве?
Ребенок загадывает загадку:
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
На “умной доске” появляется Слайд 2 белки.
Ребята, где живет белка в лесу? Чем она питается зимой? (Грибами, орехами.)
Для чего белке нужен пушистый хвост? Хвост помогает ей ловко перепрыгивать с дерева на дерево, а еще он укрывает белку, когда холодно.
– А это чей носик виден в сугробе?
Кусочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
На “умной доске” появляется Слайд 3 зайца.
Если белка высоко лазает и далеко прыгает, то зайчик быстро бегает, запутывает следы.
Так он спасается от врагов. А кто его враги, кого заяц боится?
Давайте и мы попрыгаем на поляне, как зайцы.
– Что ест зайчик зимой? (Веточки обгладывает.)
– Прислушайтесь, кто это крадется по снегу, хвостом следы заметает?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса.)
На “умной доске” появляется Слайд 4 лисы.
– От кого лиса заметает свои следы? (От охотников, собак.)
Давайте покажем, как лиса крадется, как хвостом следы заметает.
– Кто мне скажет, чем питается лиса?
Правильно, лиса хищница, ей попадаются в лапы слабые птички и зверюшки, а ловкие убегают от нее.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк.)
На “умной доске” появляется Слайд 5 волка.
Волк еще один хищный зверь, который живет в нашем лесу, вместе с лисой охотится. В лапы ему попадаются обессиленные звери. Волк очищает лес от заболевших животных.
Чтобы легче охотиться, волки живут стаями. Давайте покажем, как они рыщут, добычу ищут.
Кто это так храпит?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
На “умной доске” появляется Слайд 6 медведя.
Все стали мишками, показали, как он ходит.
– Скажите, а что делает мишка зимой? (Мишка спит в своей берлоге, лапу сосет – слизывает сухую кожу со своей лапы.)
За лето и осень мишка наедается ягод, меду, рыбы, а потом забирается в свою берлогу и спит до весны. Не будем ему мешать, пойдем дальше.
– Как вы думаете, трудно зимой в лесу зверям?
Да, всем трудно: зайчик боится всего и прячется, лисе и волку нужно искать себе пищу.
Сейчас мы поиграем. Игра так и называется “Где чей домик?”
На “умной доске” открывается Слайд 7 с дикими животными и их жилищем.
Надо соединить зверя с его домиком линией. Дети выполняют задание.
Молодцы, с заданием все справились.
– Давайте послушаем, как тихо в лесу зимой.
Дети рассказывают стихотворение:
Снегом засыпаны лес и поля.
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
Прыг, скок, прыг, скок.
Каких птиц мы можем встретить в лесу зимой? (Дятла, синицу, ворону, снегиря, клеста…)
Чем же они питаются в лесу? (Семенами шишек, ягодами рябины, калины.)
Как можно сказать, какие это птицы? (Зерноядные, зимующие.)
Правильно.
Открывается Слайд 8 с птицами: зимующими и перелетными.
Задание такое: провести линией от зимующей птицы к зимнему дереву, а перелетных птиц – к летнему дереву.
Дети выполняют задание.
Как люди помогают птицам зимой? (Устраивают кормушки, строят скворечники.)
За то, что зимой мы заботимся о птицах, они не забывают нам помогать летом: поедают насекомых, гусениц, сохраняют людям леса и парки, замечательно поют.
А теперь мы с вами отдохнули в лесу и можем вернуться с лесной поляны в наш садик и смастерим кормушки для наших друзей – птиц.
Дети конструируют из бросового материала кормушки для птиц.