Пермский край на карте России

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Пояснительная записка

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Отсюда начинается любовь к своей Родине. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей малой Родине. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, края, создаются условия для формирования нравственных чувств, воспитывается любовь и чувство гордости к родной земле, уважительное отношение к местным культурным ценностям, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родного края.

Данный урок с использованием ИКТ проведён в Муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Специальная бюджетная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: традиционный урок

Цель урока: Формирование представлений о родном крае.

Задачи урока:

  1. Познакомить с физической и административной картами Пермского края.
  2. Развивать умение работать с картой (атлас, контурная карта).
  3. Формировать представлений о природе Пермского края.
  4. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, контурная карта Пермского края, условные обозначения полезных ископаемых.

Для учащихся: учебник «Природоведение» А. А. Плешакова для 4 класса, на столах атласы с физической и административной картами Пермского края, контурная карта Пермского края, простой карандаш.

Последовательность и продолжительность этапов урока

  1. Оргмомент, введение в тему – 2 мин.
  2. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
  3. Объяснение нового материала – 28 мин.
  4. Закрепление – 6 мин.
  5. Подведение итогов – 3 мин.

Литература

  1. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 4 класса/под ред. И.Д. Зверева. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  3. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.

Урок «Пермский край на карте России» проводится в рамках темы «Сбережём природу родного края». На данном уроке четвероклассники изучают природу своей области, узнают название административного центра региона, учатся находить его на карте края и России. Знакомство с географическими и природными особенностями региона идёт последовательно:

  1. Работа с физической картой края: положение Пермского края на карте России, его протяжённость, главные реки, особенности рельефа поверхности.
  2. Работа с административной картой: соседствующие с Пермским краем области, республики, крупные города.
  3. Практическая работа: работа с контурной картой. Промежуточное закрепление изученного материала.
  4. Знакомство с особенностями растительного и животного мира Пермского края.
  5. Знакомство с важнейшими полезными ископаемыми края, их практическое значение, основные свойства, места и способы добычи.
  6. Просмотр видеофильма «Пермский край». Промежуточное закрепление изученного материала.
  7. Тестовая работа, позволяющая проверить знания учащихся, выявить уровни усвоения учебного материала.

Презентация к уроку.

Работа на уроке сопровождается компьютерной презентацией. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемый материал. Слайды снабжены заголовками, текстом. Движущиеся курсоры, выделение цветом позволяют наглядно представить местоположение изучаемого объекта, протяжённость и направление течение реки. Поэтапно разворачиваясь на экране, слайды с иллюстрациями обеспечивают более качественный процесс восприятия учащимися новой информации. Это делает урок нескучным, разнообразным, более динамичным и интересным. Работа с презентацией предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы работы (иллюстрирует устные выступления ребят), работу с понятиями, которые отражены на слайдах, их значениями. Во второй половине урока на этапе промежуточного закрепления изучаемого материала ребята смотрят небольшой видеофильм «Пермский край» (у автора), в котором демонстрируется материал, изученный на уроке. Обратная связь прослеживается в ходе рефлексии, когда каждый ученик отвечает на вопросы теста, демонстрируемого на экране.

Ход урока приведен в Приложении.