Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель: Расширять представление детей о профессиях людей, работающих в театре
Задачи:
- воспитывать навыки театральной культуры, через просмотр театральных постановок, видеоматериалов, художественного творчества;
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
- уточнить и обогатить представление детей о русских народных сказках, учить понимать главную идею, оценивать поступки героев;
Материалы и оборудование: атрибуты к профессиям гример, осветитель, режиссер, декоратор, маски и костюмы к русским народным сказкам.
Ход занятия
В зале расставлены атрибуты для театральных профессий (режиссер, костюмер, гример, декоратор, осветитель)
I. Вводное слово воспитателя
Педагог: Здравствуйте, проходите.
Дети под музыку «в гостях у сказки» проходят в зал, рассматривая театральные атрибуты.
Педагог: Скажите, куда вы пришли? (В театральную студию.) Что такое театр? Зачем люди ходят в театр? (Ответы детей.) Правильно, театр – это праздник. Большинство людей приходят в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – это работа. Подумайте, кто работает в театре? (Ответы детей.)
Давайте поиграем: я буду актрисой, а вы – режиссерами. Предлагайте мне роли сказочных героев. (Выслушивает детей и выбирает роль Бабы-Яги.)
Педагог (осматривает себя). Я похожа на Бабу-Ягу в этой одежде? (Ответы детей.) Конечно, нет. Нужен специальный костюм. В театре обязательно должен быть человек, который подбирает артистам костюмы для ролей, - костюмер. (Дети повторяют это слово.) Теперь вы из режиссеров превращаетесь в костюмеров. Пожалуйста, подберите мне нужный костюм.
Дети подходят к стойке с костюмами и сообща решают, какую одежду и обувь надо подобрать для роли Бабы-Яги.
Педагог (надевает костюм). Теперь мне можно выходить на сцену? (Если дети не догадываются, наводящими вопросами подводит их к мысли о том, что, кроме костюма, нужны еще грим и парик.) Хотите побыть гримерами? Для начала попробуйте загримировать вот эти лица.
II. Художественное творчество
(Показывает листы белой бумаги с нарисованным овалом лица.) Решите сами, кого вы будете изображать: Бабу-Ягу, Мальвину, Петрушку, королеву, пирата?
Загадывает детям загадки.
– Пускай исчезнут ябеды, зазнайки!
Привет и поздравления от …(Незнайки)
– Фильм обо мне – отличная картина!
Желаю много счастья! … (Буратино)
– Побольше ешьте фруктов, овощей!
Железного здоровья Вам! …(Кощей)
– Я всем обещаю кусок пирога
И ножки куриные!...(Баба яга)
Желаю Вам друзья дороги длинной!
Я вас спасу от гриппа!...(Чипполлино)
Для самостоятельного художественного творчества заранее приготовлены мольберты с акварельными красками для выполнения задания
(Дети самостоятельно выбирают материал для работы и выполняют задание. Поскольку речь шла о Бабе-Яге, кто-то из детей обязательно подберет грим и парик для этой роли.)
Педагог: Давайте, рассмотрим все рисунки и выберем наиболее выразительные, подходящие для образа Бабы – Яги. (Дети подходят к гримерному столику и по образцу гримируют Бабу-Ягу.)
Педагог (говорит нежным голосом и вальсирует). Теперь у меня есть все: и костюм, и парик, и грим. Похожа я на свою героиню? Какие у меня движения, какой голос? (Ответы детей.) Придется вам снова побыть режиссерами и показать, как я должна себя вести, чтобы быть похожей на Бабу-Ягу. (Дети высказывают свои предложения, изображают походку, мимику персонажа. Педагог советуется с детьми и выбирает самые интересные предложения.)
Педагог. Я вылитая Баба-Яга. Живу всегда в детском саду, гуляю вместе с воспитателем. Или в другом месте живу? (Ответы детей.) Правильно, в лесу. А как можно в театре изобразить лес? Что для этого нужно? (Выслушав предложения детей, обращает их внимание на декорации.) Попробуйте в этой красивой раме изобразить «настоящий» лес – ведь сейчас вы становитесь декораторами. Если лес мне понравится, я в него тоже войду. (Дети с помощью элементов декораций выполняют задание.)
Педагог. Дремучий лес – мой дом родной. Только в этом лесу что-то не очень темно. В театре есть такие люди – осветители, которые знают, как сделать лес темным. Представьте себе, что вы осветители, и подумайте, как сделать настоящий темный лес. (Дети приглушают свет, Баба-Яга заходит в «живую» картину.)
Педагог. Вы, наверное, думаете что Баба-Яга – злая, хитрая, страшная старуха, но в душе она совсем не такая. Послушайте, что я вам сейчас спою. (Под фонограмму исполняет песенку Бабы-Яги из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».)
Педагог (обращается к детям). Кто я в этом костюме, парике, гриме? (Баба-Яга.) А по-настоящему кто я? (Снимает парик, одежду Бабы-Яги, стирает грим, начинает говорить своим голосом.) Правильно, меня зовут Светлана Юрьевна. (называет свое имя и отчество). Сегодня в нашем театре я была актрисой, исполнявшей роль Бабы-Яги
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, приносит посылку. В ней клубочки.
– Давайте узнаем, куда нас приведет первый клубок.
III. Игры
Педагог: Ребята, сейчас я Вам прочитаю сказку
«Салат из сказок».
– Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду я твои три желания исполню. Только скажи: «По шучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
– Понравилась вам сказка? А вы ее узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они к вам пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше»)
«Волшебный узелок».
– В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить, какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга - большой и маленький.
А давайте, кинем второй клубок и посмотрим, куда он нас приведет.
Второй клубок привел в сказку «Репка»
Ребята, Вы можете выбрать роли, одежду, маски, для персонажей которых вы выбрали.
– Давайте инсценируем эту сказку! (Дети импровизируют, придумывают движения, фантазируют под музыку, выбирают ведущего и как в настоящем театре показывают сказку «Репка»-.
IV. Итог занятия
Расскажите, кем вы сегодня были и что делали. (Ответы детей.) Как вы думаете, получилась бы из меня настоящая Баба-Яга, если бы в театре не было гримера (режиссера и т.д.)? Правильно, все профессии в театре важны и необходимы. Только тогда получается хороший спектакль, доставляющий удовольствие и радость зрителям, когда все работают дружно.
Воспитатель читает стихотворение:
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Мальчик Чиполино, мишка Винни-Пух.:
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!