Цели урока:
- закрепить сведения о простом глагольном и составном глагольном сказуемом; познакомить с составным именным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
- развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама Федоровича Иоффе.
Задачи:
- активизировать творческий потенциал учеников;
- развивать самостоятельность, активность;
- продолжать расширение кругозора учащихся ;
- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы (разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения): карточки-таблицы «Виды глаголов-связок», «Способы выражения именной части», карточки для групповой работы, презентация к уроку в формате Power Point.
Подготовительный период: подготовка одним учеником краткого сообщения об Абраме Фёдоровиче Иоффе
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
III. Актуализация изученного материала
Эпиграфы к уроку (Слайд 2):
Разве ты не заметил2, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?
Платон
Следовать2 за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин
2 ученика у доски выполняют морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов: заметил2, следовать2
1. Словарная работа (Слайд 3)
– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).
Д…ссертация, эф(ф)ективный, экспер…мент, часть гипоте(з,с), ак(к)уратно, (физик).
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.
2. Повторение сведений о предложении (Слайды 4-8)
Предложение. Главные члены предложения.
- Грамматическая основа предложения – это … и …
- По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
- Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
- Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
- Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
- Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
- Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
- Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы …
- Сказуемые бывают… и составные.
- Составное глагольное сказуемое состоит из… и …
- Грамматическое значение составного глагольного сказуемого выражается в …
- Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в …
- Чаще всего в качестве вспомогательных глаголов употребляются фазовые глаголы стать, …
- В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых … и …в форме одного из …
IV. Постановка темы и цели урока. (Слайд 9)
– Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Абраме Фёдоровиче Иоффе.
1. Сообщение ученика
Иоффе – ученик Рентгена. Выполнил ряд солидных
научных работ. Измерил заряд электрона. Его
интересовали вопросы физики диэлектриков,
физики полупроводников, ядерной физики и др.
Иоффе первым предложил метод уравновешивания
заряженных частиц в электрическом поле
конденсатора.
Абрам Иоффе – создатель отечественной
физической школы. Он стал первым, благодаря кому
начали появляться русские физики, поэтому его
вклад в мировую науку бесценен.
– Мы сегодня говорим об Иоффе А.Ф., знакомясь с темой “Составное именное. Способы его выражения”.
V. Формирование новых понятий
1. Работа с учебником . § 21, с.53.
2. Работа с интерактивной таблицей. СИС = связка +
именная часть (Слайд 10)
3. Работа с таблицей «Виды глаголов-связок». (Приложение 1)
4. Работа с таблицей «Способы выражения
именной части». (Приложение 2)
VI. Усвоение новых знаний
1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд 11)
Иоффе А. Ф. родился в1880 г. на Полтавщине в семье
интеллигентов. Абрам начал читать уже в
трехлетнем возрасте.
Иоффе был трудолюбивым.
2. Цифровой диктант с последующей
самопроверкой. (Слайд 12) (Приложение
3)
Распределить сказуемые в соответствии с
цифровыми обозначениями в три колонки: в первую
– простое глагольное сказуемое, во вторую –
составное глагольное сказуемое, в третью –
составное именное сказуемое. (ПГ, СГС, СИC):
Абрам в четыре года научился писать. (1) Познавать азы науки он стал(2) в реальном училище, где преподавание шло формально. (3) В 1897 году Иоффе начинает учиться(4) в Петербургском технологическом институте. Молодой Иоффе много читает.(5)В 18 лет самостоятельно руководит (6) строительством железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов. В конце 1902 года А.Ф.Иоффе продолжает учиться (7) в Германии.
VII. Закрепление новых знаний (Приложение 3)
1. Р.р Замените выделенные простые глагольные сказуемые составными именными. (Слайд 13)
1. Иоффе учился в физической школе Рентгена.
2. Физик покорил научные вершины.
Примерные ответы: был учеником, покорены.
2. Р.р Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными сказуемыми. (Слайд 14)
Студент-Иоффе выдвинул идею магнитной фокусировки, которая сегодня нашла самое широкое применение в электронной оптике.
Примерные ответы: сумел выдвинуть, продолжает находить.
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
Рентген был в…схищ…н успехами Иоффе. (Ученик выполняет задание на доске)
4. Выполните синтаксический разбор предложения:
Рентген и Иоффе были увлечены работой над эл…ктрическими свойствами кристалл(л)ов (в )течени… 10 лет. (Слайд 15)
5. Р.р. Подберите подходящее по смыслу составное именное сказуемое:
1. В годы учёбы Иоффе очень старался.
2. Физические опыты Иоффе в школе Рентгена удались. (Слайд 16)
VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой
Тест. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд 17) (Приложение 4)
1. В 1905 году Иоффе с «наивысшей похвалой»
защитил в Мюнхенском университете докторскую
диссертацию.
2. Действительно, сам Рентген предложил
молодому ученому остаться в Мюнхене в должности
профессора.
3. Иоффе считал, что гражданский долг не позволяет
ему оставаться вне России.
4. Результаты опытов по измерению заряда
электрона Р.Милликена и Иоффе полностью
совпадали.
5. Работа Р.Милликена была опубликована раньше.
6. По инициативе Иоффе в 1918 году был открыт
Государственный рентгенологический институт и
радиологический институт, затем единственный в
мире Агрофизический институт.
Взаимопроверка. (Слайд 18)
VIII. Рефлексия (Слайд 19)
Самоанализ деятельности на уроке.
1. Прочитайте цель урока:
– закрепить сведения о ПГС и СГС; познакомить с СИС; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
– развивать умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
– воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама Федоровича Иоффе.
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей
работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично»,
«хорошо», «плохо».
IX. Домашнее задание (размещено в электронном журнале школы). (Слайд 20)
Прочитаю по учебнику §21.
Тест «Составное глагольное сказуемое»
(выполнение через использование ПК).
http://www.fcior.edu.ru/card/7940/skazuemoe-i-ego-tipy.html
– №1.
Повторить теорию через информационный ресурс: http://www.fcior.edu.ru/card/8617/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html
– №2.
Электронные упражнения.
http://www.fcior.edu.ru/card/4178/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html
– №3.
X. Релаксация (Слайд 22)
В.С.Высоцкий. Утренняя гимнастика
Литература:
- Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М.: Вако, 2012.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедический словарь юного физика. Сост. В.А.Чуянов. М.: Педагогика, 1984.
- Материалы сайта http://www.portal-slovo.ru/
- Материалы сайта http://www.Razumniki.ru
- Материалы сайта www.licey.ne
- Материалы сайта www.gramota.ru
- Материалы сайта www.school-collection.edu.ru
- Материалы сайта www.ioffe.ru
- Материалы сайта www.to-name.ru/biography/abram-ioffe.htm
- Материалы сайта www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/47487/Иоффе
- Материалы сайта www.prezentacia.ucoz.ru
- Иллюстрация сайта www.andid.ucoz.ru
- Иллюстрация сайта www.forum.myjackson.ru